Важность формирования медианавыков у студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 20.01.2022

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Талипова, Д. А. Важность формирования медианавыков у студенческой молодежи / Д. А. Талипова, Ф. А. Ершова, Э. Р. Камалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/398/87991/ (дата обращения: 19.04.2024).



В современном мире медианавыки актуализируют свою значимость с каждым годом. Это связано не только с увеличением числа пользователей Интернета, а также с увеличением спроса со стороны работодателей на специалистов и выпускников университетов, которые грамотно умеют работать с информационными технологиями.

Ключевые слова: медианавыки, цифровизация, медиапотребление, Deloitte, ЮНЕСКО.

In the modern world, media skills actualize their importance every year. This is due not only to an increase in the number of Internet users, but also to an increase in demand from employers for specialists and university graduates who are competent in working with information technology.

Keywords: media skills, digitization, media consumption, Deloitte, UNESCO.

В эпоху цифровизации общества вся деятельность человечества связана с информацией, технологиями и медиаканалами. С каждым днем растет количество работодателей, требующих от сотрудников грамотного умения работы с информацией, составления презентационных материалов и отчетов, владения коммуникационными навыками и так далее [1]. Благодаря владению данными медианавыками повышается ценность сотрудника в компании. В этой связи важно формировать медианавыки у студенческой молодежи, как будущим сотрудникам разных организации.

Медианавыки — это умения, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью [2]. В медианавыки входят следующие умения: работа с текстом, знание основ видео- и фотосъёмки, знание основ монтажа, обработки фотографии, а также, весьма важное на сегодняшний день, грамотная работа с информацией (её сбор и использование).

Близкими к медианавыкам понятиями являются информационные, а также компьютерные навыки. Однако необходимо отметить, что медианавыки — понятие намного шире, чем компьютерные. Под компьютерными навыками понимается умение пользоваться ПК, владение программами, создание тех или иных документов и так далее. На наш взгляд, медианавыки являются суммой информационных и компьютерных навыков.

На сегодняшний день, процесс формирование медианавыков у студенческой молодежи носит актуальный характер. Поскольку современный учебный процесс требует умение работы не только с готовыми информационными материалами (лекциями, учебными пособиями, научными статьями), но и самостоятельный поиск студентами той или иной информации, а также составление своего информационного «продукта» в виде докладов, научных работ, презентаций и проектов.

Как правило, обучающиеся, при поиске информации зачастую обращаются к Интернет-источникам. Данное суждение подтверждается статистикой по медиапотреблению, представленной исследовательским центром компании «Deloitte» [3]. В приведенном ниже рисунке, можно увидеть, что основные цели использования Интернета у молодежи направлены на: поиск определенной информации (98 %), проверку новостей на личных страницах в социальных сетях (94 %), просмотр фильмов и видео (93 %) и так далее (см. Рисунок 1).

Медиапотребление в России-2020. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ

Рис. 1. Медиапотребление в России-2020. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ

В рамках данного исследования внимание будет акцентировано на грамотную работу с информацией, поскольку в современном мире именно она является самым ценным ресурсом. По мнению ЮНЕСКО, информационная грамотность расширяет возможности каждого человека в жизни общества, лежит в основе его обучения на протяжении всей жизни и является универсальным правом человека в цифровом мире [4].

В условиях развития Интернета с каждым годом увеличивается объем информации. Так, по данным исследования, объем информации с 2008 по 2020 г. вырос с 0,8 зеттабайт до 44 зеттабайт, а к 2025 г., по прогнозам, достигнет 175 зеттабайт [5]. В этой связи, нарастает трудность в нахождении правильной и достоверной информации, поскольку требуются определенные навыки поиска и обработки полученного материала.

Анализируя различные научные статьи, книги и сайты по улучшению грамотного умения работы с информацией, можно выделить следующие компетенции:

1) Поиск информации — правильное формулирование запроса и определение комплекса источников. Существует множество алгоритмов поиска информации, одним из популярных является закон по принципу Парето, согласно которому 20 % усилий дают 80 % результата [6];

2) Анализ полученной информации на наличие научных исследований, практических применений, доказательных фактов, также отделение главного от второстепенного;

3) Расшифровка выбранной информации — зачастую полученная информация содержит в себе различные статистические и картографические данные, а также разного рода вспомогательные графические элементы. Важно уметь правильно их интерпретировать;

4) Предоставление результатов — необходимо собрать проанализированную информацию в один документ и представить аудитории в удобном читабельном виде.

В основном студенты на занятиях выступают с презентационными материалами, которые не всегда правильно оформлены. По правилам, в презентационном материале должно быть самое важное и минимум текста. Современные студенты должны уметь подбирать единый стиль и фон презентационного материала, подбирать шрифт, вставлять подходящие картинки, с целью облегчения восприятия информации, не злоупотреблять анимационной графикой и так далее [7]. Умение качественно представлять свою работу перед аудиторией — это один из важнейших медианавыков в современном мире.

Исходя из вышеизложенного текста, можно сделать вывод, что студентам необходимо развивать медианавыки не только в плане умения пользоваться различными гаджетами и программами, но и в плане работы с информацией: поиска, обработки и представления материала перед аудиторией.

Литература:

  1. Как умение делать презентации повышает вашу ценность на рынке труда [электронный ресурс] URL: https://kazan.hh.ru/article/26774 (дата обращения: 01. 01.2022)
  2. Развитие медианавыков учащихся [электронный ресурс] URL: https://theslide.ru/uncategorized/razvitie-medianavykov-uchashchihsya-cherez-organizatsiyu-v (дата обращения: 01. 01.2022)
  3. Медиапотребление в России — 2020. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. Москва, октябрь 2020 [электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/media-consumption-russia-2020.pdf (дата обращения: 01.01.2022)
  4. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов [электронный ресурс] URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000192971_rus (дата обращения: 01.01.2022)
  5. Эксперт: объем данных в мире к 2025 году вырастет более чем в пять раз [электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/6209822 (дата обращения: 01.01.2022)
  6. Тайм-менеджмент: принцип Парето [электронный ресурс] URL: https://media.foxford.ru/pareto/ (дата обращения: 01.01.2022)
  7. Подготовка презентации [электронный ресурс] URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_568063419/Pamyatka.po.oformleniyu.prezentacii.GOTOVAYa.pdf (дата обращения: 01.01.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): информация, современный мир, UNESCO, грамотная работа, грамотное умение работы, исследовательский центр компании, Поиск информации, полученная информация, презентационный материал, студенческая молодежь.


Ключевые слова

цифровизация, ЮНЕСКО, медиапотребление, Deloitte, медианавыки

Похожие статьи

Современный музей и его роль в культурном развитии...

В рамках работы выявлены основные ценностные приоритеты современной молодежи, проанализированы мнения и оценки студенчества

Библиографическое описание: Березутская, А. Ю. Современный музей и его роль в культурном развитии студенческой молодежи / А. Ю...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры...

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования. Обобщаются проблемы познавательно-коммуникативной деятельности студентов...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения...

Интернет — это огромный источник информации об изучаемом языке, культуре и традициях иностранного языка, его реалиях и особенностях. Тем не менее, можно констатировать тот факт, что не вся информация, представленная в сети Интернет должна вызывать доверие со...

Возможности применения информационных технологий...

Важным аспектом в работе по профориентации является владение информацией о

Большой объем информационных материалов по вопросам образования и профориентации может

Широкие возможности открывает пакет для работы с векторной графикой Macromedia Flash.

Формирование информационной культуры младших школьников

Средний уровень: Осуществляет поиск и отбор источников информации соответственно

Высокий уровень: Осуществляет поиск, отбор и оценку источников информации

Комплекс методов, приёмов и форм по работе с СМИ направленный на формирование информационной...

Использование средств информационных технологий при...

 списки рассылки — для рассылки общей информации научно-исследовательской работе и организации их обсуждений;  данные о научно-исследовательских грантах, стипендиях, конкурсах;  использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

Проблема подготовки грамотных пользователей информации была актуальна всегда, но не

Знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, без

Эти знания и умения не только являются необходимым условием доступа к информации, но и...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль...

Ключевые слова: читательские интересы, студенческая молодежь, мировоззрение

Однако в современных реалиях читательская активность молодежи имеет тенденцию к снижению, данная

Интересен тот факт, что при анализе исследований в работах К. А. Богданова и С. А...

Информационная образовательная среда учебного заведения как...

- уровень владения навыков работы с информацией можно оценить как «средний»

- посредством участия в практике, научно-исследовательской работе; - в процессе участия в проектах, конкурсах и грантах для студентов.

Похожие статьи

Современный музей и его роль в культурном развитии...

В рамках работы выявлены основные ценностные приоритеты современной молодежи, проанализированы мнения и оценки студенчества

Библиографическое описание: Березутская, А. Ю. Современный музей и его роль в культурном развитии студенческой молодежи / А. Ю...

Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры...

В статье рассматриваются некоторые существенные характеристики современной студенческой молодежи, касающиеся жизненных установок и мотивов получения высшего образования. Обобщаются проблемы познавательно-коммуникативной деятельности студентов...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения...

Интернет — это огромный источник информации об изучаемом языке, культуре и традициях иностранного языка, его реалиях и особенностях. Тем не менее, можно констатировать тот факт, что не вся информация, представленная в сети Интернет должна вызывать доверие со...

Возможности применения информационных технологий...

Важным аспектом в работе по профориентации является владение информацией о

Большой объем информационных материалов по вопросам образования и профориентации может

Широкие возможности открывает пакет для работы с векторной графикой Macromedia Flash.

Формирование информационной культуры младших школьников

Средний уровень: Осуществляет поиск и отбор источников информации соответственно

Высокий уровень: Осуществляет поиск, отбор и оценку источников информации

Комплекс методов, приёмов и форм по работе с СМИ направленный на формирование информационной...

Использование средств информационных технологий при...

 списки рассылки — для рассылки общей информации научно-исследовательской работе и организации их обсуждений;  данные о научно-исследовательских грантах, стипендиях, конкурсах;  использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

Проблема подготовки грамотных пользователей информации была актуальна всегда, но не

Знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, без

Эти знания и умения не только являются необходимым условием доступа к информации, но и...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль...

Ключевые слова: читательские интересы, студенческая молодежь, мировоззрение

Однако в современных реалиях читательская активность молодежи имеет тенденцию к снижению, данная

Интересен тот факт, что при анализе исследований в работах К. А. Богданова и С. А...

Информационная образовательная среда учебного заведения как...

- уровень владения навыков работы с информацией можно оценить как «средний»

- посредством участия в практике, научно-исследовательской работе; - в процессе участия в проектах, конкурсах и грантах для студентов.

Задать вопрос