Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 16.01.2022

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Самаркина, О. Г. Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия / О. Г. Самаркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/398/87950/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: антикризисное управление, финансовые риски, конкурентное преимущество, лимитирование концентрации риска, рыночная среда.

Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. В кризисных ситуациях возникает множество рисков, разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в целом. Все это обусловливает потребность создания системы управления риском с привлечением квалифицированных риск-менеджеров — специалистов по управлению в рисковых ситуациях. [1, С.77]

Для оценки деятельности предприятия основными являются показатели финансово-экономической устойчивости, которые одновременно служат базой для принятия управленческих решений. Обеспечение финансовой устойчивости является важной задачей и условием успешности внутренних и внешних взаимодействий предприятия. Для получения государственного финансирования или коммерческого кредитования нужна оценка финансово-экономического состояния предприятий. Одним из существенных условий для привлечения инвестиций является необходимость совершенствования инструментов и методов управления устойчивостью предприятия. [3, С.63]

Фактически, финансовое состояние компании — это отдельная экономическая категория, которая отражает кругооборот капитала, хозяйственную деятельность собственников, а также способность развиваться на текущий момент времени, независимо от ситуации на рынке.

Главная цель финансового анализа предприятия — выявить актуальное состояние капитала и построить оптимальную стратегию на достижение долгосрочных целей. Сложность заключается в том, что бухгалтерский отчёт — лишь малая часть требуемого объёма, эксперты помимо этого должны разбираться в управленческой стратегии, чтобы выстроить оптимальный план роста.

На практике выделяют следующие основные методы минимизации экономических рисков: [2, С.68]

 избежание риска;

 лимитирование концентрации риска;

 диверсификация;

 хеджирование;

 распределение рисков;

 самострахование (внутреннее страхование);

 страхование риска.

В действительности, указанные методы находятся, зачастую, в прямой взаимосвязи друг с другом, отражая лишь подход к разрешению одной и той же проблемы с различных позиций, либо вообще описывая последовательные этапы одной и той же модели минимизации рисков.

Например, лимитирование концентрации риска и диверсификация, по нашему мнению, ввиду объективного отражения единого процесса являются едва ли не синонимами.

Поясним, что лимитирование риска представляет из себя снижение концентрации экономических потоков предприятия «в одном месте». На практике это означает, что предприятие, видя концентрацию экономического потока на одном контрагенте (характерно для предприятий-«спутников»), на одном регионе (свойственно для крупных объемов производства и сети сбыта на уровне не менее, чем макрорегион), либо в одной валюте (при осуществлении внешнеэкономической деятельности с несколькими государствами), снижает уровень этой концентрации, увеличивая свое присутствие на рынке в более «разветвленном» формате. [1, С.78]

Фактически, происходит снижение удельного веса контрагента, региона, валюты в общей массе операций предприятия. Поскольку предприятие с большей статистической вероятностью не увеличивает при этом кратно объем производимых товаров и услуг, то происходит перераспределение имеющихся ресурсов между контрагентами, регионами и т. д.

Возвращаясь ко второй категории — диверсификации — мы видим, что это способ снижения экономического риска, заключающийся в перераспределении активов «внутри портфеля» (либо, внутри системы ведения хозяйствующей деятельности субъекта предпринимательства).

Таким образом, получается полное смысловое совпадение хозяйственных операций в одном и другом случае. Сущность разницы терминов происходит более от теоретических концепций, внутри которых они применяются. Так, диверсификация, как термин, чаще всего применяется в инвестиционной (валютной, фондовой) деятельности, а лимитирование концентрации риска — в описании хозяйственных операций предприятий малого сектора экономики.

Кроме того, следует отметить, что на практике предприятие чаще всего не способно прибегнуть к лимитированию концентрации риска, поскольку изначальный объем операций, связанных с осуществление хозяйственной деятельности предполагает крайне ограниченный регион присутствия и число контрагентов. Это обусловлено масштабом деятельности хозяйствующего субъекта и объемом выпускаемой продукции.

Поясним, что в условиях объективной действительности российского рынка, предприятия малого и среднего сегмента, расположенные в Дальневосточном регионе, будут ограничены в географии сбыта продукции собственным макрорегионом, поскольку цель их деятельности (создания конкретного предприятия) — удовлетворение потребности именно у регионального потребителя. Также, в отличие от центральной части нашей страны, плотность населения макрорегиона крайне мала, а географическая удаленность многих населенных пунктов сравнима с территорией некоторых стран. [3, С.65]

Рассматривая систему управления рисками, как теоретическую концепцию и, соответственно, прикладную модель, следует отметить, что основной ее задачей является определение потенциального рискового события и снижение вероятности его наступления. В случае же наступления — сдерживание уровня наступивших негативных последствий (потерь).

Рассмотренные же «прикладные» способы минимизации рисков основаны исключительно на избегании самого факта их наступления. Исключением могут служить лишь хеджирование и страхование, но здесь следует признать, что страхование является скорее методом передачи риска (ответственности при его наступлении), а хеджирование, как метод, сущностно не доступен большинству малых и средних предприятий.

Таким образом, на основе определения проблем теоретических концепций управления экономическими рисками, рассмотрим составные характеристики методологии, достаточной в своей охвате для реализации практически ориентированной системы управления экономическими рисками в деятельности отдельно взятого предприятия.

Выявление конкретных факторов риска и причин их порождающих, позволяет разрабатывать и принимать управленческие решения, имеющие в своей основе комплексный научный подход. Применяя такой базовый, с точки зрения науки, набор методов как анализ и синтез, научная индукция и дедукция, системный подход и другие, предприятие способно сформировать собственную «уникальную» методику управления рисками и определить не просто стратегию реагирования, но создать комплексную систему инструментов, предвосхищающую наступление даже общеотраслевого риска задолго до того, как о нем узнают конкуренты.

В данном случае хотелось бы отметить, что, с точки зрения маркетинга, такую систему управления рисками, в ее конечной эволюционной точке, можно саму по себе назвать конкурентным преимуществом.

Согласно наиболее распространенному определению, конкурентное преимущество — это некоторая эксклюзивная ценность, дающая предприятию некоторое преимущество перед другими участниками рынка. [2, С.71]

При этом конкурентное преимущество является результатом анализ взаимодействия соответствующих «компонентов» рыночной среды: предприятия, покупателя и конкурентов. Так, в результате анализа собственного продукта определяются его сильные и слабые стороны, соотнеся этот результат с потребностью потребителя возможно выявить соответствующие положительные и отрицательные стороны продукта, и, проанализировав продукт конкурента, выявляется преимущество собственного продукта, позволяющее склонить потребителя в свою сторону.

Между тем, являясь категорией в большей степени маркетинговой, чем финансовой, при «переносе» сущностного своего содержания в плоскость управления рисками предприятия и определяя, соответственно, систему управления рисками как компонент внутренней среды предприятия, выступающий определяющим фактором в процессе конкурентной борьбы в условиях кризиса, понятие конкурентного преимущества становится применимо и к категории системы управления рисками.

Отметим, что одинаковый инструментарий, применяемый к разным предприятиям должен формировать различные результаты в части определения перспективных направлений развития их внутренних систем. Соответственно, при выборе конкретных методов и методик анализа хозяйствующего субъекта следует, в первую очередь, определить достаточно ли многофакторной является аналитическая модель, получаемая при их применении.

Между тем, следует отметить, что создание многофакторных моделей для анализа и повышения уровня финансовой устойчивости предприятия в настоящее время представляется достаточно сложной с точки зрения теории, и достаточно дорогой, с точки зрения практики, задачей.

Применяемая в настоящее время совокупность методов различных видов анализ (маркетингового, экономического, общего управленческого) позволяет выявить и структурировать полный комплекс рисковых факторов, причин их возникновения и потенциальных направлений развития негативной ситуации при их наступлении.

Представляется недостаточным именно теоретический компонент данного инструментария, заключающийся не в категориях «достаточности/недостаточности» охвата совокупности процессов, связанных с осуществлением хозяйственных операций субъектом предпринимательской деятельности, но с недостаточным развитием теоретических концепций, связанных с той или иной категорией риска.

Сущность деятельности любого коммерческого предприятия заключается не только в извлечении прибыли, но и в осуществлении этого процесса в длительном хронологическом ряду, то есть в элементарном «выживании» на рынке и собственном развитии, в результате которого будет происходить увеличение объема извлекаемой прибыли.

Вопросы же сохранения на рынке своего положения и темпов развития, как и вопрос существования предприятия в принципе, зависят от возможности анализа, прогнозирования и реагирования предприятия на соответствующие риски.

Отсюда следует вывод о необходимости обращения внимания современных авторов не только на направления научно-прикладных исследований, связанных с увеличением сбыта и развитием соответствующих теоретических концепций, но и на ставшие классическими и, по непонятной причине, практически не актуализирующиеся фундаментальные основы управления предприятием, которые также подвержены своему динамическому развитию под влиянием изменяющихся факторов рыночной среды, однако, темпы этого изменения в современном «мобильном» мире значительно ниже, чем у технологий маркетинга, IT и т. д.

Литература:

  1. Лобачева, А. С. Методология управления экономическими результатами предприятия / А. С. Лобачева. — Текст: непосредственный // Academy. — 2017. — № 5 (20). — С. 77–79.
  2. Таранушина, И. И. О проблеме культуры безопасности труда на предприятиях / И. И. Таранушина, О. В. Попова, А. Н. Бганцев. — Текст: непосредственный // Вестник аграрной науки Дона. — 2020. — № 49. — С. 66–72.
  3. Цвигун, И. В. Стратегическое планирование в России: проблемы и перспективы / И. В. Цвигун, М. А. Балашова, Ю. С. Попова. — Текст: непосредственный // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. — Иркутск, 2018. — С. 61–70.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентное преимущество, лимитирование концентрации риска, риск, предприятие, рыночная среда, система управления, наступление, собственный продукт, хозяйствующий субъект.


Похожие статьи

Типология и классификация факторов рисков хозяйствующих...

Для разработки системы управления и мониторинга факторами рисков хозяйствующего субъекта необходимо четко определиться с понятием, классификацией, особенностями такого термина как «факторы риска». На современном этапе развития экономической науки и риск менеджмента, основное внимание уделяется формированию групп рискообразующих факторов, которые воздействуют на отдельные виды рисков. Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на один риск, может исчисляться десятками и сотнями, классификация факторов рисков несоизмеримо сложнее классификации рисков. Компания Algorithmics&# ; (разработчик системы управления рисками Mark to Future), проводя анализ рисков и факторов, воздействующих на отдельные группы рисков, пришла к выводу, что на рыночные...

Управление рыночным риском | Статья в журнале...

Внедрение систем управления рыночными рисками позволяет финансовым институтам: использовать адекватные процедуры оценки рыночных рисков; количественно выразить рыночный риск в той форме, которая дает возможность легко сравнить его с другими видами рисков, что позволит определять доходность бизнес-подразделений с учетом риска и принимать обоснованные решения

Суть хеджирования как механизма управления рыночным риском заключается в том, что с его помощью снижается амплитуда колебаний денежных потоков по конкретным сделкам, и тем самым стабилизируется суммарный денежный поток организации. Грамотное управление рисками требует создания в каждой конкретной ситуации эффективной программы хеджирования, позволяющей увеличить предполагаемое время до разорения.

Методика оценки рыночного риска коммерческой организации

 При управлении финансовыми активами необходимо сопоставлять риск с ожидаемой доходностью, то есть определять величину доходности, которая способна компенсировать определенный уровень риска. Каждый финансовый актив рассматривается обособленно в динамике и может быть охарактеризован с позиции ожидаемых значений риска и доходности.

Риском можно управлять, используя меры, которые позволят спрогнозировать наступление рискового события, а также принять меры к снижению степени этого риска. Общий риск финансовых активов состоит из двух частей систематического (рыночного) риска (marketrisk, systematicrisk) и несистематического (собственного) риска (nonsystematicrisk).

Современное понимание и значение конкурентоспособности...

Агрессивная внешняя среда ставит перед бизнесом задачи, которые решаются только на основе научных разработок и рекомендаций. В связи с этим целью статьи является обобщение подходов и взглядов для формулировки современного понимания и значения конкурентоспособности предприятия.

Высокая изменчивость внешней среды, сложности выявления многочисленных и тесно взаимодействующих факторов, рисков и опасностей, энтропия связей и отношений ставят перед бизнесом актуальные задачи по формированию конкурентоспособности как системы стратегий, мер и технологий удержания рыночной доли, финансовой стабильности и клиентской базы.

Организация интегрированного риск-менеджмента...

Комплексное управление рисками как отдельное направление исследования возникло в 90-х годах ХХ в. Именно в это время промышленные компании осознали необходимость внедрения объединенной системы управления рисками.

В идеале контроллинг находит точки соприкосновения между функциональными составляющими менеджмента, создавая единую систему управления, а при изменениях внешней среды адаптирует систему под новые требования. Рассматривая контроллинг как систему управления, ориентированную на повышение эффективности работы хозяйствующего субъекта, сформулируем определение контроллинга рисков

Система риск-менеджмента должна пронизывать весь холдинг. В нее должны быть вовлечены сотрудники разного ранга и из разных направлений деятельности.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Конкурентная среда — это понятие, для которого нет единого определения. Так, по мнению Усик Н. И. «конкурентная среда — это институциональные условия координации деятельности субъектов рынков.

«В соответствии этой с методикой анализ и оценка состояния конкурентной среды на потребительском рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых и географических границ товарного рынка; определение количества предприятий, действующих на товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей предприятий на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном.

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента...

Сведение рисков к минимуму является залогом грамотного управления, поэтому важным для предприятий становится внедрение в свою работу системы риск-менеджмента. Риск-менеджмент — процесс принятия и реализации управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и сведение к минимуму возможных потерь, им вызванных. Цель системы риск-менеджмента — успешная деятельность компании в условиях появляющихся рисков и неопределенности ситуации, обеспечение устойчивости компании, возможности продолжения ею операционной деятельности при возникновении экономического ущерба. Система управления рисками должна стать частью общей политики организации.

Управления предприятием в условиях риска... | Молодой ученый

Управления предприятием в условиях риска и неопределенности внешней среды / Еркин Гайдарулы, Р. И. Мынжасаров.

Потенциал предприятия — это сложившаяся динамической системой факторов предприятия его способность осуществлять свою деятельность в различных условиях внешней среды. Потенциал предприятия может быть описан с помощью ресурсной и исходной оценок.

Организация риск-менеджмента на предприятии позволяет одновременно решать создавать благоприятные условия для решения основных задач его деятельности, среди которых: планирование ожидаемых прибылей и убытков, снижение непредвиденных расходов, оптимизация налоговых платежей, повышение кредитного и инвестиционного рейтинга, повышение финансовой устойчивости и т. д. Решение этих задач...

Эффективное управление рисками бизнеса в реальном секторе...

При этом внедрение управления рисками на любом предприятии считается трудной задачей, поскольку управление рисками — это не обособленный процесс, а эффективность функционирования данного процесса на предприятии зависит от комплексного использования основ управления рисками, т. е. процесс должен быть встроен во всю деятельность организации.

Методы управления рисками направлены на преобразование распределений будущих результатов в соответствии со стратегиями развития бизнеса, мнениями, ожиданиями и предвидения менеджеров и собственников капитала; наблюдаемым развитием рыночной конъюнктуры и другими факторами.

Похожие статьи

Типология и классификация факторов рисков хозяйствующих...

Для разработки системы управления и мониторинга факторами рисков хозяйствующего субъекта необходимо четко определиться с понятием, классификацией, особенностями такого термина как «факторы риска». На современном этапе развития экономической науки и риск менеджмента, основное внимание уделяется формированию групп рискообразующих факторов, которые воздействуют на отдельные виды рисков. Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на один риск, может исчисляться десятками и сотнями, классификация факторов рисков несоизмеримо сложнее классификации рисков. Компания Algorithmics&# ; (разработчик системы управления рисками Mark to Future), проводя анализ рисков и факторов, воздействующих на отдельные группы рисков, пришла к выводу, что на рыночные...

Управление рыночным риском | Статья в журнале...

Внедрение систем управления рыночными рисками позволяет финансовым институтам: использовать адекватные процедуры оценки рыночных рисков; количественно выразить рыночный риск в той форме, которая дает возможность легко сравнить его с другими видами рисков, что позволит определять доходность бизнес-подразделений с учетом риска и принимать обоснованные решения

Суть хеджирования как механизма управления рыночным риском заключается в том, что с его помощью снижается амплитуда колебаний денежных потоков по конкретным сделкам, и тем самым стабилизируется суммарный денежный поток организации. Грамотное управление рисками требует создания в каждой конкретной ситуации эффективной программы хеджирования, позволяющей увеличить предполагаемое время до разорения.

Методика оценки рыночного риска коммерческой организации

 При управлении финансовыми активами необходимо сопоставлять риск с ожидаемой доходностью, то есть определять величину доходности, которая способна компенсировать определенный уровень риска. Каждый финансовый актив рассматривается обособленно в динамике и может быть охарактеризован с позиции ожидаемых значений риска и доходности.

Риском можно управлять, используя меры, которые позволят спрогнозировать наступление рискового события, а также принять меры к снижению степени этого риска. Общий риск финансовых активов состоит из двух частей систематического (рыночного) риска (marketrisk, systematicrisk) и несистематического (собственного) риска (nonsystematicrisk).

Современное понимание и значение конкурентоспособности...

Агрессивная внешняя среда ставит перед бизнесом задачи, которые решаются только на основе научных разработок и рекомендаций. В связи с этим целью статьи является обобщение подходов и взглядов для формулировки современного понимания и значения конкурентоспособности предприятия.

Высокая изменчивость внешней среды, сложности выявления многочисленных и тесно взаимодействующих факторов, рисков и опасностей, энтропия связей и отношений ставят перед бизнесом актуальные задачи по формированию конкурентоспособности как системы стратегий, мер и технологий удержания рыночной доли, финансовой стабильности и клиентской базы.

Организация интегрированного риск-менеджмента...

Комплексное управление рисками как отдельное направление исследования возникло в 90-х годах ХХ в. Именно в это время промышленные компании осознали необходимость внедрения объединенной системы управления рисками.

В идеале контроллинг находит точки соприкосновения между функциональными составляющими менеджмента, создавая единую систему управления, а при изменениях внешней среды адаптирует систему под новые требования. Рассматривая контроллинг как систему управления, ориентированную на повышение эффективности работы хозяйствующего субъекта, сформулируем определение контроллинга рисков

Система риск-менеджмента должна пронизывать весь холдинг. В нее должны быть вовлечены сотрудники разного ранга и из разных направлений деятельности.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Конкурентная среда — это понятие, для которого нет единого определения. Так, по мнению Усик Н. И. «конкурентная среда — это институциональные условия координации деятельности субъектов рынков.

«В соответствии этой с методикой анализ и оценка состояния конкурентной среды на потребительском рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых и географических границ товарного рынка; определение количества предприятий, действующих на товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей предприятий на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном.

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента...

Сведение рисков к минимуму является залогом грамотного управления, поэтому важным для предприятий становится внедрение в свою работу системы риск-менеджмента. Риск-менеджмент — процесс принятия и реализации управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и сведение к минимуму возможных потерь, им вызванных. Цель системы риск-менеджмента — успешная деятельность компании в условиях появляющихся рисков и неопределенности ситуации, обеспечение устойчивости компании, возможности продолжения ею операционной деятельности при возникновении экономического ущерба. Система управления рисками должна стать частью общей политики организации.

Управления предприятием в условиях риска... | Молодой ученый

Управления предприятием в условиях риска и неопределенности внешней среды / Еркин Гайдарулы, Р. И. Мынжасаров.

Потенциал предприятия — это сложившаяся динамической системой факторов предприятия его способность осуществлять свою деятельность в различных условиях внешней среды. Потенциал предприятия может быть описан с помощью ресурсной и исходной оценок.

Организация риск-менеджмента на предприятии позволяет одновременно решать создавать благоприятные условия для решения основных задач его деятельности, среди которых: планирование ожидаемых прибылей и убытков, снижение непредвиденных расходов, оптимизация налоговых платежей, повышение кредитного и инвестиционного рейтинга, повышение финансовой устойчивости и т. д. Решение этих задач...

Эффективное управление рисками бизнеса в реальном секторе...

При этом внедрение управления рисками на любом предприятии считается трудной задачей, поскольку управление рисками — это не обособленный процесс, а эффективность функционирования данного процесса на предприятии зависит от комплексного использования основ управления рисками, т. е. процесс должен быть встроен во всю деятельность организации.

Методы управления рисками направлены на преобразование распределений будущих результатов в соответствии со стратегиями развития бизнеса, мнениями, ожиданиями и предвидения менеджеров и собственников капитала; наблюдаемым развитием рыночной конъюнктуры и другими факторами.

Задать вопрос