Вопросы участия в выборах граждан РФ, проживающих за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 16.01.2022

Статья просмотрена: 446 раз

Библиографическое описание:

Голышева, П. Д. Вопросы участия в выборах граждан РФ, проживающих за рубежом / П. Д. Голышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/398/87947/ (дата обращения: 28.03.2024).



Избирательные права граждан являются одними из наиболее важных. Именно они дают возможность участия в реализации государственной политики и в работе органов федеральной власти. Данная работа направлена на изучение правового закрепления избирательных прав граждан РФ, проживающих за рубежом, анализ основных проблем российских избирателей, проживающих за пределами страны и предложение путей разрешения данных проблем.

Ключевые слова: избирательные права, Конституция Российской Федерации, граждане РФ, проживающие за рубежом, голосование, выборы.

Одним из актуальных вопросов отечественного избирательного права является вопрос участия в голосовании граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом.

«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1], — гласит первая статья основного закона страны — Конституции РФ. Единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации, осуществляющий ее непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане РФ могут участвовать в выборах в качестве кандидатов, реализуя, таким образом, свое пассивное избирательное право — право быть избранным, а также участвовать в голосовании, реализуя свое активное избирательное право.

Возможность реализовать избирательное право является важнейшим политическим правом гражданина страны, позволяющим ему участвовать напрямую или опосредованно в управлении делами своего государства.

Согласно Конституции РФ «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [1].

Указанные положения основного закона позволяют сделать вывод о том, что любой гражданин России имеет право на участие в референдуме и выборах РФ, как форме реализации своего активного избирательного права, в том числе гражданин РФ, проживающий за рубежом.

Следует также отметить, что федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений избирательных прав. Эти ограничения касаются отдельных групп избирателей, и прежде всего российских избирателей, находящихся за рубежом. Если ограничения пассивного избирательного права в целом не вызывают вопросов, то ограничения права избирать, могут расцениваться как существенно ущемляющие права избирателя. Более того, они порождают проблемы, связанные с организацией и проведением выборов, а также участием в голосовании граждан РФ, которые постоянно или временно находятся за ее пределами, но желают принять участие в голосовании. К сожалению, в литературе они недостаточно освещены. Указанным вопросам посвящено небольшое количество научных статей и диссертационных исследований.

В связи с этим полагаем, что данная тема является актуальной, нуждается в научном осмыслении, а вопросы участия российских граждан в выборах в российские органы власти за пределами ее территории в правовой регламентации.

Актуальность темы позволяет сформулировать основные задачи исследования, к которым следует отнести: 1. Изучение правового закрепления избирательных прав граждан РФ, проживающих за рубежом; 2. Анализ основных проблем российских избирателей, проживающих за пределами страны; 3. Предложение путей разрешения указанных проблем.

Сформулированные задачи решаются путем применения следующих методов исследования: сравнительно-правового, исторического, формально-юридического и некоторых других.

Как было сказано выше, Конституция является тем документом, который закрепляет основные права граждан РФ, равенство прав, в том числе избирательных. Конституционные положения развиваются в нормах ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который гласит, что «гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации». [2]

Немаловажную роль в закреплении избирательных прав граждан России, проживающих в иностранных государствах, играют Постановления ЦИК России. Например, Постановление ЦИК России 192/1337–5 от 17 февраля 2010 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» (с изменениями на 23 марта 2016 года), а также Постановление ЦИК России 134/973-II от 06 ноября 1997 «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» (с изменениями на 16 июня 2021 года).

Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом практики его реализации при формировании территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий.

Постановление о Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ создано в целях реализации конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах. Именно этот нормативно-правовой акт распространяется и на соотечественников, проживающих за пределами страны.

Действие перечисленных нормативно-правовых актов в большей степени распространяется на территорию страны, но, как видно, затрагивает также избирательные права граждан РФ, проживающих за границей.

Нельзя обойти вниманием Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 июля 2016 г. N 21/164–7 «О Рекомендациях по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». В нем отражена специфика организации избирательного процесса за рубежом, который в некоторых аспектах значительно отличается от данного процесса на территории России.

В указанной сфере действуют также международные правовые акты, среди которых мы можем отметить Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ, ряд консульских конвенций РФ с иностранными государствами.

Содействие реализации избирательных прав граждан РФ, постоянно или временно (но не менее трех месяцев) проживающих за границей, возлагается на МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. В связи с этим важно отметить издание «Организационно-правовые аспекты голосования российских граждан за рубежом» — методическое пособие, разработанное и составленное членами ЦИК в 2012 году, предназначенное для организаторов выборов и других участников избирательного процесса.

Таким образом, регулирование вопросов участия в выборах граждан РФ, находящихся за ее пределами, состоит как из общих декларативных норм, так и конкретных регулятивных предписаний. При этом мы можем отметить значительное количество первых, что порождает некоторые проблемы в сфере реализации обсуждаемых избирательных прав. В связи с этим мы полагаем, что положительным образом на состояние правового регулирования в исследуемой нами сфере, может сказаться включение в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специальных норм, посвященных избирательным правам соотечественников, находящихся за пределами страны.

Отсутствие детальной правовой регламентации на законодательном уровне в этой сфере является ключевой проблемой, порождает и ряд иных проблем.

В частности, наиболее важным и влияющим на результаты голосования является вопрос информированности граждан России, проживающих за рубежом.

Данная проблема возникает в связи с тем, что в законодательстве РФ существуют следующие положения:

  1. Запрещено проводить агитацию «иностранным гражданам» и «государственным органам». [2]
  2. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории РФ. [3]

В целом, указанные моменты рассматриваются как допустимые законом ограничения, однако, думается, что эти ограничения безусловно негативным образом влияют как на сам процесс формирования мнения избирателей, так и на их выбор, и, соответственно, на результаты голосования.

Зачастую на мнение россиян, проживающих за границей, о политических процессах, происходящих в России, оказывают влияние местные СМИ, которые не всегда могут быть объективны. Поэтому агитационные материалы из РФ просто необходимы. В связи с особенностями агитации в иностранных государствах граждане РФ, проживающие в этих государствах, обделены. Они не имеют достоверной информации, что может сказаться на результатах голосования.

Кандидаты самостоятельно определяют содержание и характер своей предвыборной агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Однако в случае с избирателями, которые проживают за рубежом существенной проблемой можно считать фактическое отсутствие связи между баллотирующимися на выборах партиями и кандидатами с зарубежными избирателями: они не ведут рекламно-разъяснительную работу за рубежом, не организовывают встречи с зарубежными избирателями и, соответственно, не ведут агитационную работу за пределами страны. [4]

В соответствии с избирательным законодательством РФ, 17 марта 2024 года ожидаются следующие президентские выборы. В процессе подготовки и проведения этого голосования становится актуальным как никогда вопрос об участии граждан России, проживающих за пределами страны.

По итогам выборов в Государственную Думу в 2021 году стало ясно, что ни один из кандидатов все еще не оказывает должного внимания иностранным избирателям, таким образом теряя тысячи голосов. При этом можно говорить о высокой явке на выборы граждан России, проживающих в иностранных государствах, что свидетельствует об интересе зарубежных избирателей к выборам в России. Это подтверждается следующими данными. Например, ещё в 2012 году рейтинг ныне действующего президента В. В. Путина в Прибалтике в разы превосходил российские показатели: в Литве — 75,3 %, в Эстонии — 85,4 %, в Латвии — 89,1 %. [4] Безусловно, с тех выборов прошло уже практически 10 лет, ситуация в мире поменялась, как и отношение к России в целом, так и к ее Президенту, в частности. Но при отсутствии агитации среди иностранных избирателей или недостаточному вниманию к ней, кандидат может потерять огромное количество голосов.

Сам процесс голосования также представляет собой одну из проблем. Отсутствие его налаженности порождает возможность ущемления права. Возможность недопуска российских избирателей на избирательные участки, образованные за границей, представляет серьезную опасность. Так, в марте 2018 года российские избиратели, проживающие на Украине, были лишены возможности участия в выборах Президента РФ. Избирательные участки в Киеве, Одессе, Харькове и Львове были заблокированы полицией, национальной гвардией и националистами. В консульства пускали лишь сотрудников, имеющих диппаспорта.

Во время всероссийского голосования о поправках в Конституцию в 2020 году несколько раз сообщалось о недостатках избирательной системы, в результате которых один человек мог проголосовать несколько раз. Было выявлено 35 попыток повторного голосования в ходе плебисцита о поправках в Конституцию, в том числе на избирательных участках, образованных за рубежом. В частности, проживающая в Израиле гражданка России Яэль Ильински сообщила, что проголосовала трижды — в посольстве в Тель-Авиве, в консульстве в Хайфе и через электронное голосование.

С 17 по 19 сентября 2021 года в России прошли выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания VIII созыва. Проблемы с электронным голосованием в целом были устранены, по крайней мере, ЦИК не заявляла о повторных голосах.

Права на участие в голосовании российских избирателей в этих выборах были реализованы. По данным ЦИК избирательные участки были образованы в 55 странах, кроме того, для удобства избирателей, на этих участках они могли проголосовать досрочно. Выборы в Государственную Думу 2021года начались для избирателей, находящихся вне пределов РФ с 3 сентября. В целом в этом голосовании приняло участие более 2 млн. избирателей за рубежом. [6]

Несмотря на ограничения и проблемы в реализации избирательных прав граждан РФ, проживающих за границей, можно говорить о стабильно хорошей явке на выборы и голосования.

Примером может служить голосование по поправкам в Конституцию РФ, проходившие в 2020 году. После подведения итогов ЦИК опубликовал «топ-10 регионов с наибольшей явкой», «топ-10 регионов с наименьшей явкой», «результаты подсчёта голосов» и «результаты голосования за рубежом».

Самая большая явка наблюдалась в Чечне (95,2 %), а Камчатский край стал противоположностью, заняв место региона с наименьшей явкой — 44,1 %. Исходя из полных результатов, не дифференцированных по регионам, можно сделать такой вывод: большинство граждан, проживающих на территории России, проголосовали за поправки (77,9 %). Явка в стране составила 68 %.

За пределами РФ ситуация немного меняется: за поправки в целом проголосовал 68,1 % избирателей. Большинством «противников поправок» стали граждане РФ, проживающие в Великобритании, США, КНР и Австралии.

На основе этого сравнения можно сделать следующий вывод: в целом мнение по данному вопросу не отличается у граждан, проживающих на территории России и вне её (с разницей в 9,8 %). Явка на выборы также практически одинаковая. Однако, следует вновь вернуться к тому, что агитации зарубежных избирателей уделяется гораздо меньше внимания. Думается, что если решить этот вопрос, то явка будет гораздо выше, а значит и результаты выборов могут поменяться.

Подводя итог, следует обратить внимание на недопустимость лишения права участия в избирательном процессе граждан России, проживающих за рубежом. В августе 2020 года, после голосования по поправкам в Конституцию России, заместитель председателя ЦИК Николай Булаев заявил о возможности запрета голосования российских граждан, проживающих за пределами РФ, [7] что безусловно недопустимо. Более того, полагаем, что ограничения, предусмотренные российским законодательством, должны быть переосмыслены с учетом специфики организации выборов в российские органы государственной власти за пределами РФ.

Электронное голосование, как новая форма осуществления избирательного права требует доработок, особенно технического характера. В то же время именно оно должно стать приоритетной формой реализации своих прав избирателями, находящимися за пределами РФ.

В целом Российское законодательство должно больше учитывать интересы зарубежных избирателей, волеизъявление которых может оказать влияние на исход российских выборов.

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года)//Российская газета. — 2020. — 4 июля.
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021)//СЗ РФ. 2002. № 24. Ст.2253
  3. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.04.2021)// Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=388347
  4. Бочаров Ю. Б. Выборы президента России за пределами территории Российской Федерации: проблемы организации и пути их преодоления.// Экспертиза. Февраль 2018. С.49–53
  5. Бочаров Ю. Б. Проблемы российских избирателей, проживающих вне России.//Научно-аналитический журнал «Обозреватель». — 2016. № 12(323). Стр.45–54
  6. Единый день голосования 19 сентября 2021 года.//ТАСС. Инфографика.13 сентября. Режим доступа: https://tass.ru/infographics/927
  7. ЦИК России допустила возможность отказаться от голосования за рубежом.//РБК. 2020.Политика.19 августа. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/19/08/2020/5f3cee3b9a794749bd951972
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин РФ, избиратель, предел страны, Россия, предел РФ, рубеж, участие, государственная власть, Государственная Дума.


Ключевые слова

Конституция Российской Федерации, выборы, голосование, избирательные права, граждане РФ, проживающие за рубежом

Похожие статьи

Российская Федерация, молодой избиратель, студент колледжа...

Сегодня в Российской Федерации около 25 миллионов граждан в возрасте от 18 до 30 лет, т. е. около четверти от общего числа российских избирателей. В настоящий момент самым голосующим электоратом являются граждане старше 50 лет.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

На протяжении нескольких созывов Государственной думы РФ, начиная с выборов 2003 г. партия «Единая Россия» занимала большее количество мест в парламенте, и в итоге достигла превалирующего большинства, все больше заглушая голоса других парламентских партий.

Конституция РФ, государственная власть, Российская...

Российская Федерация, Государственная Дума, государственная власть, Совет Федерации, Федеральное Собрание, государственное управление, VII, Конституция РФ, полная мера, смешанная избирательная система.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма...

местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, институт, демократическое государство, гражданское общество, муниципальное образование, Россия, народный суверенитет, государственное... Система выборов в Российской Федерации как...

Правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом

Граждане Российской Федерации, которые находятся за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. Лица, выехавшие за границу, продолжают оставаться...

Выборы как важнейшая форма прямого народовластия

С помощью системы выборов в Российской Федерации избираются: Президент, а также Государственная Дума — на федеральном

Выборы должны проводиться открыто и без давления на избирателей со стороны государственных органов, это означает, что выборы...

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе...

Система разделения властей в Российской Федерации...

В Российской Федерации теория разделения властей, которая безусловно является важнейшей составной частью общего учения о публичной власти, только после вступления в силу Конституции РФ 1993 года получила всеобщее признание и стала предметом...

Основные принципы избирательного права России

О форме государственного устройства России в широком и узком... Такими принципами, обеспечивающими для граждан широкое и свободное участие в формировании представительных органов государственной власти, являются периодические, открытые...

Похожие статьи

Российская Федерация, молодой избиратель, студент колледжа...

Сегодня в Российской Федерации около 25 миллионов граждан в возрасте от 18 до 30 лет, т. е. около четверти от общего числа российских избирателей. В настоящий момент самым голосующим электоратом являются граждане старше 50 лет.

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

На протяжении нескольких созывов Государственной думы РФ, начиная с выборов 2003 г. партия «Единая Россия» занимала большее количество мест в парламенте, и в итоге достигла превалирующего большинства, все больше заглушая голоса других парламентских партий.

Конституция РФ, государственная власть, Российская...

Российская Федерация, Государственная Дума, государственная власть, Совет Федерации, Федеральное Собрание, государственное управление, VII, Конституция РФ, полная мера, смешанная избирательная система.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма...

местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, институт, демократическое государство, гражданское общество, муниципальное образование, Россия, народный суверенитет, государственное... Система выборов в Российской Федерации как...

Правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом

Граждане Российской Федерации, которые находятся за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. Лица, выехавшие за границу, продолжают оставаться...

Выборы как важнейшая форма прямого народовластия

С помощью системы выборов в Российской Федерации избираются: Президент, а также Государственная Дума — на федеральном

Выборы должны проводиться открыто и без давления на избирателей со стороны государственных органов, это означает, что выборы...

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе...

Система разделения властей в Российской Федерации...

В Российской Федерации теория разделения властей, которая безусловно является важнейшей составной частью общего учения о публичной власти, только после вступления в силу Конституции РФ 1993 года получила всеобщее признание и стала предметом...

Основные принципы избирательного права России

О форме государственного устройства России в широком и узком... Такими принципами, обеспечивающими для граждан широкое и свободное участие в формировании представительных органов государственной власти, являются периодические, открытые...

Задать вопрос