Структурные особенности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.01.2022

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Рогова, В. А. Структурные особенности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования / В. А. Рогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — URL: https://moluch.ru/archive/397/87905/ (дата обращения: 17.01.2022).

Препринт статьи



Высокая экономическая и социальная значимость высшего образования, его влияние на темпы экономического роста и качество жизни людей, весомый вклад в обеспечение национальной и экономической безопасности страны требуют обеспечения его устойчивого качественного функционирования. Иными словами, роль и место, которые сегодня занимает высшее образование в системе национальных интересов, актуализируют исследования в области его экономической безопасности, в том числе, вопросы, связанные с механизмом обеспечения экономической безопасности высшего образования, под которой понимается динамически устойчивое функциональное состояние высшего образования как социально-экономической системы, располагающей всеми необходимыми ресурсами, количественные и качественные характеристики которых обеспечивают качественное выполнение функций высшего образования в интересах всех заинтересованных сторон как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе при наличии способности реагировать на возникающие во внутренней и внешней среде вызовы и угрозы.

Так как обеспечение экономической безопасности является управленческой функцией, то решение вопроса о механизме обеспечения целесообразно рассматривать с общетеоретических позиций механизма управления, что означает, что механизм должен соответствовать той системе, в интересах функционирования которой он формируется, а также обеспечивать решение тех целей и задач, которые стоят перед этой системой.

Обращаясь к вопросу о сущности механизма обеспечения экономической безопасности, отметим, что большинство специалистов определяют его как «совокупность организационных, экономических и правовых мер по предотвращению угроз экономической безопасности» [1, 242]. Так. в монографии «Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника» механизм обеспечения экономической безопасности фактически определяется как комплекс отношений, институтов и инструментов [2, 140–170]. По мнению одного из ведущих российских исследователей вопросов национальной экономической безопасности В. К. Сенчагова в структуру механизма, которая и характеризует его сущность, входят такие составляющие как национальные интересы, угрозы и вызовы, индикаторы экономической безопасности, пороговые значения индикаторов, организационно-управленческие факторы, концепцию и стратегию обеспечения экономической безопасности [3, 18–23].

Соответствующим приведенным определениям, но уже применительно к высшему образованию, является определение механизма обеспечения экономической безопасности, данное в диссертационном исследовании Плотникова Н. В., согласно которому механизм обеспечения экономической безопасности высшего образования «представляет собой совокупность методов и инструментов обеспечения национальной безопасности и национальных интересов в сфере подготовки специалистов соответствующей квалификации» [4, 137]. В целом соглашаясь с данным определением, отметим, что высокая динамичность происходящих изменений, повышение ожиданий от результатов функционирования высшего образования и соответствующая современным вызовам трансформация функций высшего образования расширяют спектр национальных интересов в сфере высшего образования и не ограничивают их только задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, что требует расширительного толкования сущности рассматриваемого механизма.

Учитывая иерархичность системы высшего образования, экономическая безопасность этой системы может быть структурирована на федеральный, региональный и организационный (уровень образовательной организации) уровень. Дополнением к традиционно рассматриваемой структуре с учетом особенностей организации системы высшего образования представляется целесообразным выделение ведомственного (группа образовательных организаций высшего образования соответствующего ведомственного подчинения) и/или профильного уровня (медицинские, технические, гуманитарные и пр. вузы). Таким образом, механизм обеспечения экономической безопасности высшего образования будет представлять собой многоуровневую конструкцию.

Организационно-структурная особенность механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования заключается в том, что федеральная, региональная и ведомственная компоненты связаны с государственным управлением в сфере высшего образования, и с этой точки зрения инструменты обеспечения экономической безопасности будут представлять собой государственные меры. Поскольку высшее образование является видом деятельности, в котором преобладают государственные образовательные организации (по данным за 2020/2021 учебный год удельный вес государственных вузов составляет 70 %) [5, 249], то в обеспечении экономической безопасности преобладающей является роль и меры государственного механизма обеспечения экономической безопасности.

В целом роль государства в механизме обеспечения экономической безопасности какой-либо системы определяется степенью его участия в управлении этой системой. В данном случае, высокая социальная значимость высшего образования для развития общества, его влияние на динамику экономического состояния страны предопределяет существенное вмешательство государства, в том числе, в обеспечение экономической безопасности. Именно присутствие государства в управлении высшим образованием практически сводит к минимуму возможность возникновения форс-мажорных обстоятельств, факторов и условий, угрожающих системе высшего образования, сводя вопрос обеспечения экономической безопасности фактически к вопросу обеспечения качественного функционирования системы в интересах всех заинтересованных сторон.

В рамках государственного компонента механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования осуществляется скоординированная деятельность органов управления в сфере высшего образования по обеспечению функционирования системы в целом и реализации государственной политики в сфере высшего образования, то есть меры общесистемного характера. Наиболее значимые проблемы, проблемы, имеющие системный характер, как правило, находятся в центре внимания органов управления в сфере высшего образования, решение которых и создает условия для обеспечения экономической безопасности.

Для обеспечения экономической безопасности высшего образования государственные органы управления имеют достаточно разнообразный набор инструментов. Прежде всего, это инструменты нормативно-правового характера, определяющие условия, самостоятельность и степень свободы образовательных организаций, ограничения в рамках осуществляемых видов деятельности.

Важнейшим средством государственного обеспечения экономической безопасности высшего образования являются финансово-экономические инструменты, в том числе государственное финансирование образовательной деятельности. Как следует из данных таблицы 1 по всем показателям бюджетного финансирования образования за рассматриваемый период наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о росте расходов как на образование в целом, так и на высшее образование в частности. Однако, если расходы из федерального бюджета на образование в целом возросли на 92 % и увеличиваются темпами, превышающими общие расходы федерального бюджета по всем направлениям расходования (рост 52 %), то расходы на высшее образование выросли только на 29,8 %.

Таблица 1

Динамика расходов федерального бюджета на образование [6]

Год

Всего расходов, млрд.руб.

Расходы на образование, млрд.руб

Расходы на высшее образование, млрд.руб.

Удельный вес расходов на образование в расходах федерального бюджета, %

Удельный вес расходов на высшее образование в расходах на образование, %

2016

13031,08

584,37

471,44

4,48

80,67

2017

13926,06

603,80

476,50

4,34

78,92

2018

14374,89

731,78

521,29

5,09

71,24

2019

15972,07

862,82

554,31

5,40

64,24

2020

19993,69

974,08

604,38

4,23

61,79

2021

19820,41

1123,10

612,30

5,03

54,52

Выявленная тенденция чисто в количественном отношении указывает на возможность нарастания финансовых рисков в сфере высшего образования и необходимость усиления мер обеспечения экономической безопасности.

В числе инструментов обеспечения экономической безопасности высшего образования следует выделить инвестиционные инструменты, которые, как правило, интегрированы в реализацию программ и проектов по развитию высшего образования. В рамках инициируемых программ и проектов определенные образовательные организации получают особый статус, который не только обеспечивает им получение дополнительных, как правило, финансовых ресурсов, но и дает статусные преимущества.

Менее года назад был запущен масштабный проект стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», старт которому был дан Постановлением Правительства Российской Федерации № 729 от 13 мая 2021 года [7]. В соответствии с данной Программой предусматривается оказание поддержки программам развития образовательных организаций высшего образования в части: реализации образовательных программ; проведения научных исследований; реализации программ развития; развития инфраструктуры.

Данный проект стал принципиально новым инструментом и одновременно механизмом развития системы высшего образования, как в части охвата образовательных организаций, продолжительности реализации, так и в части целевых ориентиров. Если все предыдущие проекты (НИУ, 5–100) были, как назвал их Министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков, «бутиковыми» [8], то по результатам конкурсного отбора участниками Программы стратегического академического лидерства стали 106 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации (почти 15 % из функционирующих в настоящее время), причем 46 из них прошли отбор на специальную часть гранта, поддерживающую исследовательское лидерство — проведение прорывных научных исследований и создание наукоемкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок; и территориальное и (или) отраслевое лидерство, направленное на социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы.

Анализ ранее реализованных программ и проектов позволяет определенно сказать, что стратегия Министерства науки и высшего образования как органа исполнительной власти в сфере высшего образования сочетает меры общей направленности, действующие на все образовательные организации высшего образования, и преференциальную поддержку наиболее сильных образовательных организаций. Эта особенность была подчеркнута в докладе Правительства Российской Федерации Федеральному собранию, в котором, в частности, было сказано, что обновление сети образовательных организаций высшего образования происходит через «государственную поддержку ведущих университетов-лидеров, формирование группы конкурентоспособных на национальном уровне университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов» [9, 116].

Такая направленность государственной политики в полной мере может быть экстраполирована и на вопросы обеспечения экономической безопасности, которые в основном решаются через определенные сегменты вузов. В такой ситуации «отстающие», то есть не попадающие в проекты поддержки в основном вынуждены рассчитывать только на собственные возможности. Те же образовательные организации, которые получают определенный статус, несомненно, имеют дополнительную мотивацию и стимулы развития, что позитивно сказывается на их текущем состоянии, дает возможность формирования задела и укрепления ресурсного потенциала, а значит и обеспечения экономической безопасности.

Несомненно, что для высшего образования государственные меры, способствующие обеспечению экономической безопасности, играют большое значение. Однако, очевидно, что высшее образование как социально-экономическая система будет находиться в состоянии экономической безопасности только в том случае, если она будет опираться на достаточно устойчивое и стабильное состояние всех субъектов ее образующих, то есть, образовательных организаций высшего образования, деятельность которых связана с обеспечением национальных, региональных интересов, интересов общества и отдельной личности.

В условиях развития рынка образовательных услуг, усилении конкуренции межу вузами, расширения самостоятельности вузов в осуществлении деятельности и проведения финансово-экономической политики, образовательная организация становится активным субъектом, поведение и действия которого имеют все большее значение в решении вопросов обеспечения экономической безопасности. Данный компонент механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования является не менее важным, и в данном случае инициирование каких-либо мер лежит на стороне самой образовательной организации, которая, как любой хозяйствующий субъект, в условиях рынка стремится к выживанию.

В решении задачи обеспечения экономической безопасности по мере развития рыночных отношений в сфере высшего образования все большую значимость для образовательных организаций приобретает выстраивание их поведения как субъекта рыночных отношений. В связи с этим уместно вспомнить важное замечание П. Друкера, что «один из способов улучшения результатов работы государственного сектора — использовать те же инструменты, которые использует частный сектор для повышения эффективности работы своих компаний» [10, с. 4], то есть, инструменты маркетинга.

Добиваясь устойчивых рыночных позиций, в том числе, за счет ориентации на потребности основных заинтересованных сторон, образовательная организация фактически создает необходимые условия своего нормального функционирования и обеспечивает свою экономическую безопасность. Реализуя маркетинговый подход в управлении, образовательная организация признает свое существование в условиях конкуренции и необходимость «бороться» за своего потребителя. Акцентируя внимание на конкурентных преимущества, например, наличие сильных индустриальных партнеров, или имеющейся материально-технической и лабораторной базе, широких международных контактах и прочее вуз стремится привлечь к себе внимание заинтересованных сторон, удержать свои позиции на рынке образовательных услуг, рынке технологий и тем самым обеспечить состояние экономической безопасности.

Стремление образовательных организаций к улучшению своего функционального состояния, стабилизации ресурсного обеспечения, результатов деятельности в современных условиях предопределяет целесообразность внедрения в практику управления образовательных организаций высшего образования принципов маркетинга взаимоотношений , который в настоящее время рассматривается как современная маркетинговая концепция, в наибольшей степени соответствующая условиям функционирования образовательных организаций. В рамках понимания экономической безопасности высшего образования как динамически устойчивого состояния системы и составляющих ее элементов маркетинг взаимоотношений становится одним из ключевых инструментов обеспечения устойчивого и стабильного функционирования образовательной организации, укрепления ее способности адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы.

Интеграция маркетинга взаимоотношений в полной мере соответствует тенденции развития высшего образования, связанной с его кастомизацией, реализуемой через развитие личностно-ориентированных образовательных технологий, в рамках которых ведущей стратегией в отношениях с обучающимися становится субъектный подход.

Выстраивая свое организационное поведение в соответствии с интересами основных заинтересованный сторон, прежде всего обучающихся, образовательная организация фактически обеспечивает необходимые условия функционирования, которые в значительной степени являются гарантией ее экономической безопасности, что имеет несомненно положительные последствия и для системы высшего образования в целом.

Таким образом, двухкомпонентная конструкция механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования, сочетающая государственный и организационный механизмы объективно оправдана и дает возможность:

– обеспечения баланса интересов высшего образования как социально значимой системы и образовательных организаций высшего образования как хозяйствующих субъектов в условиях рынка образовательных услуг;

– обеспечения экономической безопасности высшего образования не только за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, но и за счет привлечения различных акторов, заинтересованных в результатах деятельности образовательных организаций.

– практически непрерывного осуществления мониторинга возникновения негативных изменений в системе и внутрисистемных экономических отношениях в условиях рационального информационного обеспечения и сопровождения управленческих процедур обеспечения экономической безопасности;

– стимулирования деятельности органов управления в сфере высшего образования на принципах активного взаимодействия с субъектами образовательной деятельности и другими заинтересованными сторонами;

– использования коллегиальных форм управления и принятия решений, что обеспечивает больше возможностей реагирования в условиях увеличивающегося многообразия внешних воздействий;

– подержания распределенной ответственности за обеспечение экономической безопасности.

Сочетание государственных и усилий образовательных организаций в обеспечении экономической безопасности высшего образования повышает вероятность выработки действенных мер и их эффективной реализации при управлении экономической безопасностью.

Литература:

  1. Шаталова Т. Н., Косолапова О. С. Механизмы обеспечения экономической безопасности. Современная парадигма и механизмы экономического роста национальной экономики и ее регионов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н. М. Тюкавкина. 2019. Издательство АНО «Издательство СНЦ». С. 242–246.
  2. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / кол. авторов; под науч. ред. С. Н. Сильвестрова. — Москва: РУСАЙНС, 2018. — 350 с.
  3. Сенчагов В. К. Стратегические цели и механизмы обеспечения экономической безопасности. /В. К. Сенчагов //Проблемы теории и практики управления. № 3. 2009. С. 18–23.
  4. Плотников Н. В. Обеспечение экономической безопасности высшего образования: теоретические и методологические аспекты. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. 08.00.05. СПб. 351 с.
  5. Образование в России — 2021. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА — Российский технологический университет. 2021. 363 с.
  6. https://spending.gov.ru/budget/.

7. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. N 729 “О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400693960/.

  1. В. Фальков. Новые стимулы для развития высшей школы. Тематическое приложение к газете Коммерсантъ, 2 июня 2021 № 93, с. 19.
  2. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва. 2020. http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/doklad_obr_2019.pdf
  3. Друкер Питер Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. М.: Вильямс. 2007. 304 с.


Задать вопрос