Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.01.2022

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Щетинина, А. А. Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона / А. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 185-189. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87902/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Ключевые слова: эпигенетическая теория, развитие личности, идентичность, эго-идентичность, групповая идентичность, этническая идентичность.

Эпигенетический подход предполагает изучение не личности как самостоятельного явления, а личности, развивающейся и функционирующей в определенную историческую эпоху, в совершенно конкретном социальном контексте. При таком подходе предметом исследования может быть личность конкретного представителя той или иной социальной, профессиональной, возрастной группы [2]. В наиболее полном и последовательном виде данный подход был впервые реализован в исследованиях Э. Эриксона, посвященных проблеме идентичности [6].

Впервые термин «идентичность» был использован У. Джонсом, но именно в работах Э. Эриксона данные термин получил широкое применения и начал широко применяться в психологии и других гуманитарных науках [3]. Сформулировать определение понятия идентичности в работах Э. Эриксона можно только путем обобщения признаков данного явления.

В теории Э. Эриксона рассматривается эго-идентичность и групповая идентичность, эго-идентичность представляет собой именно определение собственного «Я», что тождественно определению личностной идентичности, а групповая идентичность позволяет индивиду определять себя как члена данной группы [4].

Одну из главных проблем исследования идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона составляет дефицит и не многообразие стандартизированных психодиагностических методик эмпирического исследования эго-идентичности, качественных характеристик индивидуальной идентичности.

Одним из элементов идентичности в структуре самосознания личности в психологии определяют тип этнической идентичности. С целью исследования типа этнической идентичности выбрали стандартизированную психодиагностическую методику Г. У. Солдатовой в модификации С. В. Рыжовой «Этническая идентичность. Типы».. Психодиагностическая методика дает возможность сделать замер преобладающего типа идентичности в структуре самосознания личности [1].

С целью сравнения результатов испытуемых и определения статистической значимости разброса ответов по каждой шкале применили математический метод — критерий F-Фишера, измеряющих значимость различий дисперсий средних значений двух групп.

В исследовании преобладания типа этнической идентичности в структуре личности принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 22 до 25 лет (соответствует возрастному этапу развития идентичности в структуре самосознания и начинает проявляться) двух этнических групп: славянской и индоевропейской (таблица 1).

Таблица 1

Описание выборки испытуемых, принимавших участие в исследовании

Характеристика

(пол)

Группы испытуемых

Славянского этноса (группа А)

Индоевропейского этноса

(группа Б)

девушки

10

10

юноши

5

5

всего

15

15

Таблица 2

Результаты обследования испытуемых (славянского этноса) по психодиагностической методике «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В.

шифр

Шкалы методики «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В.

1.Этнонигилизм

2. Этническая индифферентность

3. Норма

4. Этноэгоизм

5. Этноизоляционизм

6. Этнофанатизм

сумма

47

187

262

60

120

120

Ср.зн.

3,13

12,46

17,46

4

8

8

На основе полученных результатов (таблица 2) можно сделать вывод, что проявление этнической идентичности у личностей, являющихся представителями славянской этнической группы, соответствует норме, с некоторым превышением показателей этнической индифференности, что проявляется как сбалансированная адекватность этнической идентичности и проявление некоторой размытости этнического самосознании (этническая группа осознается, но не проявляется).

Результаты обследования типов этнической идентичности испытуемых индоевропейской этнической группы (группа — Б) отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты обследования испытуемых (индоевропейского этноса) по психодиагностической методике «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В.

шифр

Шкалы методики «Этническая идентичность. Типы». Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В.

1.Этнонигилизм

2. Этническая индифферентность

3. Норма

4. Этноэгоизм

5. Этноизоляционизм

6. Этнофанатизм

сумма

48

139

257

183

121

75

Ср.зн.

3,2

9,26

17,13

12,2

8,06

5

Испытуемые группы Б гораздо реже, проявляют деструктивность, как характеристику личности, по отношению к межличностным и к межэтническим отношениям, определенную деформацией этнического самосознания по типу превосходства соответствующей идентичности, которая соответствует в опроснике сочетанию результатов шкал: «шкала этноизоляционизма» и «шкала этнофанатизма». Самый низкий показатель испытуемые группы Б обнаружили по шкале «шкала этнонигилизм» — это интерпретируется, как отсутствие отрицания собственной этнической группы, что еще раз подтверждает вывод о наличии этнического самосознания.

Графическое представление результатов обследования типов этнической идентичности в группах А и Б

Рис. 1. Графическое представление результатов обследования типов этнической идентичности в группах А и Б

Сравнительный анализ количественных показателей ответов испытуемых двух групп, представленных на графике (Рис. 1.), позволяет отметить, что разницы в ответах испытуемых незначительная. Совпадение количественных значений ответов (выше среднего на 7–8 единиц) отмечается по шкале «этническая норма — позитивная этническая идентичность».

Выше средних значений шкал методики испытуемые определись в следующих ответах: личностная характеристика — этническая индифферентность — у группы славянского этноса (группа А); личностная характеристика — этноэгоизм — у группы индоевропейского этноса (группа Б), — т. е. первые определяют тенденцию в сторону стирания этнической идентичности, вторые — в сторону проявления самосознания в общении с представителями других этнических групп.

Количественные показатели ответов испытуемых по другим шкалам опросника оказались ниже средних значений этих шкал, т. е. не значимы в своих проявлениях.

Далее, рассчитали значимость различий дисперсий средних значений по шкалам методики «Этническая идентичность. Типы». двух групп испытуемых средствами критерия F-Фишера. Результаты расчета показателей критерия F-Фишера представили в таблице 4.

Таблица 4

Результаты расчета показателей критерия F -Фишера для двух групп испытуемых А и Б

шифр

Шкалы методики «Этническая идентичность. Типы».

Солдатовой Г. У., Рыжовой С. В.

1.Этнонигилизм

2. Этническая индифферентность

3. Норма

4. Этноэгоизм

5. Этноизоляционизм

6. Этнофанатизм

Показатели шкал группы А

сумма

47

187

262

60

120

120

Ср.зн.

3,13

12,46

17,46

4

8

8

Диспер

1,410

2,410

1,810

0,714

1,286

1,143

Показатели шкал группы Б

сумма

48

139

257

183

121

75

Ср.зн.

3,2

9,26

17,13

12,2

8,06

5

Диспер

0,457

0,638

2,410

4,029

0,781

0,571

Фишер

3,083

3,776

1,332

5,640

1,646

2,600

Фиш.таб.

2,6

Ст.св

13

Значения критерия F-Фишера, представленные в таблице 4, позволяют сделать вывод, что статистически значимой является разница дисперсий (значимость разброса данных в двух группах в различной этнической принадлежностью) по шкалам: этнонигилизм, так как Fэмп.=3,083>Fст.=2,6, при f 1,2=13; этническая индифферентность, так как Fэмп.=3,776>Fст.=2,6, при f 1,2=13; этноэгоизм, так как Fэмп.=5,640>Fст.=2,6, при f 1,2=13; этнофанатизм, так как Fэмп.=2,6>Fст.=2,6, при f 1,2=13.

Таким образом, можно сделать вывод, что очевидно значимых различий в типах этнической идентичности у двух групп не наблюдается, только отмечаются увеличения в сторону этнической инвариативности — у испытуемых группы А и некоторые тенденции в сторону увеличения исключительности этнической идентичности у испытуемых группы Б возможно, это объясняется спецификой воспитания в поликультурной среде.

Можно сделать вывод, что в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксон уделяет особое внимание изучению идентичности (эго-идентичности и групповой идентичности).

Одну из проблем исследования идентичности составляет не доработанность категориально-понятийного аппарата и не многообразие стандартизированных методик исследования идентичности.

Этническая идентичность в рамках классификации идентичности является видом идентичности личности, который обуславливает принадлежность человека к этнической группе и самоопределение человека.

Литература:

  1. Злаказов, К. В. Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона // Педагогическое образование России. 2015. № 1.
  2. Ильин, В. А. Теория и практика психосоциального развития: личность, группа, общество: монография. — М.: Издательство РГСУ, 2016.
  3. Маслова, Е. С. Идентичность личности в контексте междисциплинарной интеграции // Гуманитарий юга России. 2019. № 1.
  4. Эриксон, Э. Детство и общество. — СПб.: Летний сад, 2000.
  5. Эриксон, Э. Идентичность. Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара, 2003.
  6. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): этническая идентичность, этническая индифферентность, групповая идентичность, шкала методики, группа, группа А, индоевропейский этнос, испытуемая группа Б, психодиагностическая методика, славянский этнос.


Ключевые слова

развитие личности, идентичность, этническая идентичность, групповая идентичность, эпигенетическая теория, эго-идентичность
Задать вопрос