Право собственности на космические объекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Аверенкова, Е. И. Право собственности на космические объекты / Е. И. Аверенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87894/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье проводится анализ некоторых пробелов в регулировании права собственности на ресурсы, добытые в космосе, и космические объекты

Ключевые слова: право собственности, космическое право, недра.

В связи с активным развитием современных информационных технологий и их внедрением в жизнь людей актуальным объектом дискуссии является выявление пробелов в регулировании права собственности на ресурсы, добытые в космосе, и космические объекты, несмотря на то что исследованию космоса посвящены многочисленные труды ученых. В то время как правовой режим водных и воздушных судов подробно регламентирован в законодательстве Российской Федерации и нормами международного права, то в отношении космических объектов остается неразрешенных ряд вопросов.

Государства сохраняют право собственности на запущенные космические объекты и их составные части в соответствии с Договором по космическому пространству. Под космическим объектом подразумевается созданные человеком технические устройства (аппараты), предназначенные для использования в космическом пространстве. Естественные космические объекты как Луна и астероиды охватываются в международно-правовых документах понятием «небесные тела» [5, с.73].

Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности» установлены правовые и организационные основы космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации, которая обязана регистрировать все космические объекты, по отношению к которым она является «запускающим государством и передавать Генеральному секретарю ООН информацию о каждом из них» [2].

В цивилистике неоднократно поднимается вопрос: являются ли космические объекты недвижимым имуществом с точки зрения российского законодательства или нет?

Представляет интерес письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.02.2019 г. № 50–700–10–1017/19, где с целью выработки единой правоприменительной практики в сфере государственной регистрации прав недвижимости перечислены объекты, не относящиеся к объектам недвижимого имущества как таковым, среди которых выделяются и космические объекты [3]. Если проанализировать положения ГК РФ, то можно увидеть, что законодатель прямо не называет космические объекты в качестве объектов недвижимого имущества. Таким образом, космические объекты, по мнению Рыженкова А.Я., не рекомендуется относить к видам недвижимого имущества [7, c.118].

В основных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы космического характера, не содержится ответа на вопросы, касающиеся возможности для частных лиц свободно заниматься добычей полезных ископаемых в космическом пространстве, а также владеть и распоряжаться полученными ресурсами [6, c.145].

В США и Люксембурге приняли Закон «О конкурентоспособности коммерческих космических запусков», позволяющий частным компаниям добывать ресурсы в космическом пространстве, воспользовавшись тем, что в Договоре о космическом пространстве 1967 г. не оговаривается добыча полезных ископаемых в космосе [8]. Однако не все эксперты поддерживают позицию США и Люксембурга. В частности «Роскосмос» считает, что законы Люксембурга и США противоречит нормам международного права в сфере освоения космоса, т. к. согласно статье второй договора 1967 года космический объект или его часть не может стать частной собственностью в связи с запретом национального присвоения и провозглашения на них суверенитета [4].

Выход из сложившийся ситуации нашла учрежденная в 2015 году Гаагская рабочая группа по вопросам управления космическими ресурсами, которая предложила с получения предварительного разрешения осуществлять разведку, добычу и использование космических ресурсов под постоянным надзором межправительственных организаций и государств, которые несут ответственность за деятельность, санкционированную ими в соответствии с международными обязательствами [6, c.147].

По настоящее время на территории нашего государства не существует единого нормативного правового акта, которой регулировал бы вопросы по добыче ресурсов непосредственно в космосе. Правовую регламентацию имеют правоотношения только по поводу падающих метеоритов. Так, в соответствии со статьей 33 ФЗ «О недрах» устанавливается обязанность недропользователя сообщить предоставляющим лицензию на ведение космической деятельности органам государственной власти о нахождении метеорита в недрах на земельном участке, на котором осуществляется недропользование. При этом, согласно статье 1.2 закона «О недрах», первоначально недра и находящиеся в них объекты являются собственностью государства [1]. Исходя из смысла статьи 11 ФЗ «О Недрах» для добычи метеоритов, как в случае добычи полезных ископаемых и иных ресурсов, владельцу земельного участка придётся получать лицензию, а уже после этого пользователь получит право собственности на метеорит и право распорядиться им.

Таким образом, в российском законодательстве отсутствуют нормы, которые регулировали бы вопросы по добыче ресурсов непосредственно в космосе, в том числе подробно регламентирующие вопрос по поводу обязанности по передаче найденных метеоритов государству.

Литература:

  1. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395–1«О недрах» (ред. от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823; 2021. № 24. Ст.4188.
  2. Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности» (в ред. от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5609; 2021. № 24. Ст.4188.
  3. Письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 07.02.2019 г. № 50–700–10–1017/19. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.2021).
  4. Белькова Л. Корчмарек Н. «Роскосмос — о законе Люксембурга о добыче ресурсов в космосе частниками. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.rt.com/ (дата обращения 25.05.2021)
  5. Жуков Г. П. [и др.]; под редакцией Жукова Г. П., Абашидзе А. Х. Международное космическое право: учебник для вузов — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — С. 73
  6. Попова С. М. — «Гаагская модель» правового регулирования деятельности в области космических ресурсов и перспективы трансформации международного космического права // Исследования космоса. — 2018. — № 2. — С. 144–174.
  7. Рыженков А. Я. К вопросу о понятии и содержании недвижимого имущества как объекта гражданских прав // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: юриспруденция, № 2, 2012 — С. стр.113–120
  8. Сайфуллин Э. Космическая лихорадка: астероиды и право. [Электронный ресурс] // URL: https://russiancouncil.ru // (дата обращения 25.05.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): космическое пространство, недвижимое имущество, космическая деятельность, Люксембург, государственная регистрация, добыча ресурсов, земельный участок, Российская Федерация, российское законодательство, США.


Ключевые слова

недра, право собственности, космическое право
Задать вопрос