Семейные конфликты: анализ понятия и методология оценки, типы, разновидности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Фалеева, Н. В. Семейные конфликты: анализ понятия и методология оценки, типы, разновидности / Н. В. Фалеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 168-169. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87888/ (дата обращения: 25.01.2022).



Семье, как социальному институту, особой ячейке обществе, основе будущего государства, всегда уделялось достаточно много внимания на всех уровнях, как на региональном, так и на федеральном, и даже на мировом. Понятие семьи сложилось еще в древние времена, когда еще не существовало таких понятий, как религия, государство, политика, институт и др. Институт семьи развивается на протяжении многовековой истории, и с каждым этапом развития механизм семьи приобретает новые специфики, свойства, правила, задачи и функции. Однако, даже при условии многовекового развития и функционирования института семьи, очень сложно найти семью, в которой никогда не происходили какие-либо конфликты [8]. Благодаря семье человек учится приспосабливаться к жизни в социуме.

Термин для семьи, оказавшейся в бедствующем социальном положении, закреплён на законодательном уровне в 1 Статье Федерального закона от 24 июня 1999 года No 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В соответствии с данным законом, положение признаётся социально опасным, если в таковом оказываются дети, или родители (любые другие законные представители) не выполняют воспитательных обязанностей, отказываются от содержания, негативно влияют на поведение детей, жестоко с ними обращаются.

Также, согласно Федеральному закону, существует понятие для “несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении”. Таковым является гражданин, находящийся в опасной для жизни и здоровья обстановке, сформированной вследствие отсутствия родительского надзора. Также несовершеннолетний может не получать должного воспитания или содержания, совершать противоправные действия, несущие общественный вред [5].

Научные специалисты, описывая социально-опасное семейное положение, акцентируют на отсутствии воспитательной функции внутри семьи. В группу детей, находящихся в социально-опасном положении, входят несовершеннолетние граждане, растущие в условиях ограниченного удовлетворения потребностей, не получающие должного внимания, воспитания, образования со стороны своих законных представителей (родителей). Если рассматривать данный термин в отношении семьи, социально-опасное положение применяется к семьям, в которых дети пребывают в условиях опасности жизни и здоровью. Внутрисемейная целостность нарушена, взрослые не выполняют своих обязанностей [6].

Учитывая регулярные изменения в обществе, социально-опасное положение может быть применено к любой семье, оказавшейся лицом к лицу с социальной проблемой: сокращение на работе, затяжные финансовые трудности, напряжённые отношения между родственниками и т. д. Основными признаками семьи в социально-опасном положении являются: недостаточный уровень воспитательной культуры, натянутые отношения между членами семьи, экономическая бедность, наличие в семье алкоголиков или наркоманов, антисоциальное поведение, агрессивное, жестокое обращение с детьми, антисанитарные условия проживания и многие другие.

Для идентификации семей, находящихся в социально-опасном положении, разработаны следующие критерии:

Систематическое невыполнение родительских обязанностей, неудовлетворение жизненно-важных потребностей детей. Данные факторы способствуют развитию угрозы жизни и здоровью детей, у ребёнка отсутствуют пища, одежда, основные средства гигиены. Не соблюдаются санитарные нормы, детям не оказывается медицинская помощь в случае необходимости.

Рост статистики по социально-опасным семьям свидетельствует об увеличении числа социальных сирот при наличии обоих родителей. Данное явление возникает, когда родители, не желая полноценно воспитывать, интеллектуально просвещать и содержать детей, “скидывают” их на бабушек и дедушек. В этом случае органы опеки вынуждены прибегнуть к радикальным действиям — лишению родительских прав.

Также семьи, имеющие один или несколько признаков социально-опасного статуса, делятся на несколько групп:

1) Группа психологически-воспитательного и социально-экономического риска.

2) Группа морально-нравственного риска с элементами мелкого криминала.

3) Группа семей, в которых родители часто прибегают к физическому и моральному насилию.

4) Семьи, в месте проживания которых наблюдаются антисанитарные условия, отсутствие гигиены, здорового образа жизни.

Следует отметить ключевые факторы, влияющие на уровень благополучия семьи: отсутствие чёткого гражданского статуса каждого члена семьи, бедствующее финансовое положение, безработица, отсутствие стабильности в работе, непригодные для проживания условия, алкоголизм, наркомания, токсикомания опекунов, проблемы со здоровьем, наличие хронических болезней, инвалидности у членов семьи, высокий уровень заболеваемости, утрата способности адаптироваться к социальным условиям, морально-нравственная деградация внутри семьи.

Если конфликтная ситуация внутри семьи дошла до максимального уровня опасности, необходимо принимать радикальные меры — обращаться к социальным работникам, в кризисный центр и т. д. В первую очередь, специалист занимается поисков первопричины возникновения конфликта между членами семьи. Профилактическая работа с семьями, оказавшихся в опасных конфликтных условиях, необходима для того, чтобы наладить отношения между родственниками, обеспечить продуктивное функционирование ячейки общества в отношении ребёнка, который нуждается в воспитании и образовании.

Литература:

  1. Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Стельмах Сергей Анатольевич, Омельченко Игорь Владимирович Демографическая структура Российского населения// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 11.
  2. Бобрышов С. В., Ивакина В. В. Конфликты в сфере семейных отношений: социально-психологический аспект: учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017–194 с.
  3. Борцов Юрий Сергеевич Семейные конфликты как угроза стабильности российской семьи // Гуманитарий Юга России. 2019. № 2.
  4. Варламова Н. И. Соотношение принципов защиты прав, интересов детей и воспитание их в семье // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1–3.
  5. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004–240 с. — (Высшее образование).
  6. Гольцова Наталья Владимировна, Яковлева Елена Викторовна Профилактика угроз социального развития ребенка в асоциальной семье // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-опасное положение, семья, член семьи, ребенок, родитель.


Задать вопрос