Инновационные технологии в системе управления развитием дошкольного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.01.2022

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Рубленко, Т. В. Инновационные технологии в системе управления развитием дошкольного образования в России / Т. В. Рубленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — URL: https://moluch.ru/archive/397/87878/ (дата обращения: 19.01.2022).

Препринт статьи



В статье раскрывается сущность понятий «нововведение», «управление», «инновационный подход». Освещен процесс ввода инновации в учебное заведение, возможные особенности и трудности.

Представлены условия для эффективного внедрения инноваций в образовательное заведение. Осуществлен анализ научных работ по инновационному подходу в управлении дошкольным учебным заведением. Обоснованно эффективность использования инновационного подхода в управлении дошкольным учебным заведением.

Актуальность данного исследования заключается в том, что для конкурентоспособности образовательного учреждения нужно внедрять инновационные подходы в управлении, которые по состоянию на сегодня постоянно обновляются и нуждаются в исследовании их реализации. Важной задачей обновления содержания и качества дошкольного образования является ее перевод в режим инновационного развития, трансформации научных идей, современных инновационных технологий в практику, обеспечение инновационной деятельности и инновационный подход в управлении дошкольным учебным заведением. Для эффективного развития дошкольного учебного заведения нужны профессионалы управленцы, которые бы смогли целенаправленно внедрять инновации в управлении образовательными учреждениями. Такое управление позволяет поддерживать конкурентоспособность нашего дошкольного образования.

Над вопросом внедрения инновационных подходов в управление образовательными учреждениями работали такие отечественные ученые как: Г. М. Артюх, Л. В. Батчен, И. В. Дронова и др. Однако данная проблема требует постоянного детального изучения и анализа.

Целью данной статьи является освещение реализации инновационных подходов в управлении дошкольным учебным заведением и проблем, которые возникают в процессе деятельности руководителя заведения.

Проблема инновационного подхода в управлении дошкольным учебным заведением является общенаучной, поскольку это предмет исследований многих наук: менеджмента, экономики, социологии и психологии.

Новшества, или инновации, — это процесс осуществления целенаправленных изменений, направленных на совершенствование профессионального уровня руководителя и воспитателей.

В современных отечественных исследованиях существуют различные подходы относительно классификации инноваций. Л. И. Даниленко дает такую классификацию:

1) психолого-педагогические инновации: новшества в учебном, воспитательном и управленческом процессах;

2) научно-производственные: компьютеризация, телекоммуникация, материально-техническое оснащение;

3) социально-экономические: современные технологии развития личности, нововведения в правовое обеспечение системы образования, нововведения в экономику образования [3].

Инновационная образовательная деятельность учреждения — это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса, тогда как традиционная образовательная деятельность — это деятельность, обеспечивающая стабильность образовательного процесса.

В «Философском энциклопедическом словаре» понятие «управление» определяется как элемент, функция организованных систем, различных по природе (биологических, социальных, технических), что обеспечивают сохранение их соответствующей структуры, поддерживают режим деятельности и реализацию их программ. Сегодня наблюдаем усиление сознания работников учебных заведений, стала объективной необходимость модернизации целей, задач принципов дошкольного образования как основополагающих устоев системы образования. А это, в свою очередь, выдвигает на первый план проблему обновления содержания первого звена образовательной системы, которая является базовой в процессе развития личности ребенка, будущего гражданина России.

Выделяют пять функций управления, «управлять означает предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать», отмечал А. Файоль.

Если рассматривать педагогические инновации по И. Дичковской, то это — результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений разнообразных педагогических проблем. По педагогическим инновациям возникли новые обучающие технологии, оригинальные воспитательные идеи, формы и методы обучения и воспитания, образовательные модели и, как следствие, нестандартные подходы к управлению [1].

Управление педагогическими инновациями — вид социального управления, поддерживающее целеустремленность и организованность инновационных процессов в системе образования.

Выделяют следующие структурные компоненты управленческой деятельности:

1) постановка цели;

2) планирование или принятие управленческих решений;

3) организация исполнения решений;

4) контроль за результатами инновационной деятельности;

5) регулирование (или коррекция) нововведения;

6) анализ результатов.

Для управления нововведениями необходимо иметь банк инноваций (педагогических идей). В настоящее время больше всего нам не хватает именно компетентного опыта управления дошкольного учреждения на принципах инновационных технологий [4].

Реализация новых подходов к учебно-воспитательному процессу в дошкольном учебном заведении и определение в нем места личности должно начинаться с изменений в управленческой деятельности. А это требует поиска новых открытых демократических моделей управления инновационным развитием дошкольного учреждения.

Учитывая выше сказанное, считаю, что, прежде всего, мы должны создать условия для наработки путей и методов управления инновационным развитием дошкольного учреждения, их успешного внедрения на практике в процесс управления.

Гуманистические ценности современного образования предполагают изменение авторитарно-дисциплинарной модели управления на личностно-ориентированную. Существенными признаками этих изменений является максимально возможная индивидуализация, создание условий для саморазвития и самообучения современных руководителей дошкольного учреждения. Управлять дошкольным учреждением должны профессионалы, которые умеют сплачивать вокруг себя и вести за собой, кто способен сформировать профессиональную команду, в которой уважают мнение каждого члена, у которой каждый имеет возможность проявлять свои способности и реализоваться.

Важное значение придается всестороннему развитию индивидуальности руководителя, обеспечению его активной позиции в жизни и коллективной деятельности, формированию личности, которая могла бы решать как ежедневные, так и масштабные задачи, обеспечивающие не просто выживание, а прогресс дошкольного образовательного учреждения.

Уверенный лидер во главе заведения — это его будущее, ведь именно ему решать задачи, которые принесут результаты для развития дошкольного учреждения [5, 118].

Управление развитием дошкольным учреждением — понятие сложное и многогранное, оно представляет собой процесс принятия и реализации управленческих решений, это процесс постоянного движения и видоизменений, который зависит от специфики учебного заведения.

Планирование — является одним из главнейших этапов управления, его стратегической составляющей, планом работы, целевой программой, от которой зависит результат управление, развитие дошкольного учреждения на инновационных началах.

Эффективное развертывание инновационных процессов в значительной степени зависит от целесообразных форм и методов управления. Их отбор, разработка и внедрение осуществлялись непосредственно автором исследования.

Такими формами и методами признаны: деловые беседы, семинары-презентации, научно-методические советы, дискуссионные круглые столы, мозговые штурмы, тренинги и тому подобное.

Инновационный подход в управлении дошкольными учебными учреждениями — это система целенаправленных воздействий на образовательный процесс, путем творческой обработки новой информации, полученной вне, или в рамках педагогической системы, для обеспечения роста качества обучения, воспитание и развития детей дошкольного возраста. Таким образом, очевидно, что управление инновационным развитием отличается от просто управления дошкольным учебным заведением тем, что направляется на повышение качества образования в целом.

Инновационный подход связывают, прежде всего, с образовательной системой дошкольного учебного заведения. Через весь ряд нормативно-правовых документов проходит вопрос развития качества образования. Учитывая основные положения национальной доктрины развития образования, внимание педагогов все более фокусируется на создании модели дошкольного учебного заведения как открытой целенаправленной социальной системы, которая использует в своей деятельности общие закономерности менеджмента. Исповедание необходимости сознательного управления изменениями, предвидения, регулировка, приспособление к переменным внешним условиям ускоряет процесс обновления методов и форм работы дошкольного учебного заведения. Самыми яркими примерами внедрения инноваций в практику работы дошкольных учреждений на сегодня является использование методик и технологий Марии Монтессори, Рудольфа Штейнера (Вальдорфская педагогика); использование передового опыта Василия Сухомлинского, Софьи Русовой.

Инновационный подход в управлении развитием дошкольного учреждения должен обеспечивать не только успешное функционирование заведения, но и его качественное развитие в условиях обновления и демократизации общества.

Центральным звеном управления инновационным развитием дошкольного учреждения является его успешное планирование. Возможность успешно осуществлять обучающий процесс дает хорошо продуманное планирование, управление им и контроль реализации конкретных задач [2, 5].

Управление инновационной деятельностью в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с прогрессивными тенденциями инновационного образовательного процесса, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и развивать инновации, востребованные современной образовательной практикой. Преподаватели-практики разрабатывают собственные технологии, которые сочетают в себе элементы проверенных технологий в различных вариантах. Как правило, все они ориентированы на реализацию контента и достижения цели многоуровневого и междисциплинарного обучения. Исходным материалом для разработки технологии являются теории, концепции.

Многие педагогические технологии основаны на следующих концепциях усвоения социального опыта:

— ассоциативно-рефлекторный тренинг, в ходе которого была разработана теория формирования понятий;

— теория постепенного формирования умственных действий, согласно которой умственное развитие, а также усвоение знаний, умений, навыков) происходит поэтапно, переходя от «материальной» (внешней) деятельности к внутреннему умственному плану;

— концепция обучения, которая обосновывает комплексное использование вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств внушения (внушения) в образовательных целях, что способствует чрезмерному запоминанию;

— теория нейрокогнитивного программирования, которая рассматривает процесс обучения как движение информации через нервную систему человека;

— теории содержательного обобщения, которые основаны на гипотезе о ведущей роли теоретических знаний в формировании интеллекта ребенка.

Годовые технологии могут быть построены на основе описания и теории обучения.

Таким образом, ассоциативно-рефлекторная психологическая теория породила различные технологии обучения, которые по-разному сочетают слово и наглядность.

Теория проблемного обучения является основой технологий, развивающих креативность, познавательную активность, интерес и индивидуальную независимость. В то же время, основываясь на одной и той же теории, концепции нескольких технологий, обучение не уклонялось от их идентичности. Они всегда будут отличаться по количественным и качественным параметрам одной из тенденций развития инновационных технологий также является включение в образовательный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Подготовка руководителей к инновациям эффективна, если она разворачивается в адекватных образовательных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию инноваций и обучение навыкам действовать по-новому.

Современный руководитель, стремящийся достичь успеха, должен, прежде всего, сосредоточиться не на процессе управления, а на отношениях в коллективе, ориентации педагогов на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность, создание условий для обеспечения всестороннего развития личности каждого ребенка.

Итак, подводя итог, можно утверждать, что проблема инновационного подхода в управлении развитием дошкольного учреждения является действительно актуальной в образовании. Ученые в основном рассматривают отдельные вопросы данной проблемы на уровне среднего образования. И как следствие, встает проблема в практическом внедрении инноваций и управлении ими. Таким образом, исследование данной проблемы в сфере дошкольного образования остается достаточно открытым и имеет несколько направлений для исследований.

Литература:

  1. Дичкивская И. М. Инновационные педагогические технологии / И. М. Дичковская. — М.: Академиздат, 2012. — 352 с.
  2. Инновационный потенциал образования: сборник статей. — М.: Высь, 2018. — С. 5–6.
  3. Мармаза О. И. Инновационные подходы к управлению учебным заведением / О. И. Мармаза. — Х.: Основа, 2019. — 240 с.
  4. Образовательный менеджмент: учеб. пособ. / под ред. Л. Даниленко, Л. Карамушки. — М.: Школьный мир, 2016. — 400 с.
  5. Янко И. М. Проблема качества в управлении дошкольным образованием / И. М. Янко // Педагогика и психология. — 2019. — № 2. — С. 113–118.


Задать вопрос