Североевропейский опыт борьбы с коррупцией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Батутина, А. С. Североевропейский опыт борьбы с коррупцией / А. С. Батутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — URL: https://moluch.ru/archive/397/87815/ (дата обращения: 18.01.2022).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Ключевые слова: коррупция, гражданское общество, воспитание граждан.

На протяжении многих десятилетий североевропейские страны занимают лидирующие положения в рейтинге «Трансперенси Интернешнл» [1]. Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция считаются странами с наименьшим уровнем коррупции. Многие аналитики задаются вопросом от чего процент коррупции в этих странах значительно меньше, чем в других.

Характеризую антикоррупционную политику этих стран можно отметить схожие черты, такие как прозрачность эшелонов власти и роль общественности в противодействии коррупции.

Воспитывая общество в духе непринятие коррупции, государство тем самым снижает процент коррупционных деяний. Дания в своей политике опирается на гражданское общество, вверяя ему наблюдение за государственными деятелями [2]. Статья 77 Конституции Дании является основополагающей для датчан, благодаря ей они реализуют свое право на самовыражение в печати в письменной и устной форме.

За ними закреплено право от своего имени заявлять в правоохранительные органы о незаконных действиях гражданского и государственного служащего, такой же позиции придерживаются и остальные страны указанной группы.

Новая Зеландия также делает акцент на гражданское общество. Однако, для начала они учат как нужно бороться с коррупцией. В стране действуют онлайн площадки и курсы-обучения, которые направлены на подготовку граждан. Министерство Юстиции Новой Зеландии запустили проект «Скажи «нет» коррупционным сделкам», который создан для разъяснения, что может сделать каждый для содействия борьбе с этими явлениями. Примечательно, что в Российской Федерации в таких целях создаются памятки МВД, которые дают алгоритм действий в случаях взяточничества или мошенничества, по такому же пути идут Норвегия и Швеция.

Государственные служащие этих стран позиционирует себя как простых граждан. Заместитель социал-демократической партии Швеции Пер-Арне Хоканссон заявил, что «мы обычные граждане и не должны облагаться привилегиями».

Действительно государство для чиновников выстроило систему, в которой служащие имеют определенные льготы на медицину, налоги и субсидии, однако особых привилегий нет [3]. Например, 350 депутатов и президент получают ежегодную карту на общественный транспорт. Использование служебных автомобилей сведено к минимуму, единственным политиком, имеющим доступ к автомобилю, является премьер-министр. По должностному регламенту министры имеют право воспользоваться автомобилем «в случае чрезвычайной ситуации». Также интересным моментом представляется вопрос о недвижимости служащего. На уровне государства существуют квартиры только для членов парламентария, согласно п.15 должностного регламента «запрещается использование квартиры родственникам депутата». В случае, если родственник воспользовался квартирой, государственный служащий обязан внести в казну сумму.

С 2012 года по такому же пути как вышеуказанные страны, старается идти Китай, с приходом к власти Си Цзиньпин вводятся правила для государственных служащих, созданные с целью приблизить чиновника к образу простого служащего. Однако, чиновник должен не только создавать этот образ, но и соответствовать ему. Так государственным служащим Китая запрещается ездить на дорогих автомобилях, выпускать биографические книги, давать интервью на федеральных каналах, а также запрет на пышные празднества.

Отвечая на вопрос, почему так важна информационная прозрачность в борьбе с коррупцией, то на примере скандинавских стран, можно утверждать, что так деятельность чиновников становится открытой и доступной для контроля со стороны общества.

Общественное порицание в этих странах работает безоговорочно, так, согласно законодательству Швеции, чиновник, уличенный в поведении, неподобающем государственному служащему, наказывается штрафом, а за преступления коррупционного характера наказывается лишением свободы срок на 5 лет.

Причем система СМИ освещает это на федеральных каналах, а также интернат платформах, что дает большему числу граждан узнать о ситуации в стране. Граждане также высказываются на тему коррупционных скандалов посредством средств массовой информации.

Швеция одна из стран, в которой церковь играет важную роль в противодействии коррупции [4]. Она формирует у граждан отрицательное отношение к такому явлению. Например, в Швеции общественность осуждает чиновника с быстрым карьерным ростом, считая, что действия, которые привели его к должности не могут быть законными. Также такое отношение применимо и к детям чиновников, которые претендуют на высокооплачиваемые должности.

В нашей стране нередки случаи, когда должность, получается по знакомству, нежели по профессиональным качествам.

В странах североевропейской группы очень часто применяется дополнительный договор при трудоустройстве на работу. Суть подобной меры заключается в правовом закреплении непринятие коррупции. Лицо, подписавшее соглашение обязуется не принимать и давать взятки, а также реагировать на случаи коррупции.

Большинство компаний особенно в Дании вводят этот договор как обязательное условие при приеме на работу. Однако, если кандидат отказывается подписать договор, то это может стать отказом от сотрудничества с ним. Так датские кампании прививают на начальном уровне политику нетерпимости коррупции.

Трудовое законодательство России не включает обязательного соглашения о непринятии взяток. Как утверждают специалисты в области трудового права работодатели сами решают, вносить или нет это соглашение в перечень обязательных документов при приеме на работу.

Конечно же, в этих странах также есть место мониторингу и применение карательных мер по отношению к нарушителям закона. Общим для этой группы является орган, отвечающий за надзор и контроль — Омбудсмен. Функции, которые он выполняет это реагирование на факт правонарушения. В их компетенции также входит рассмотрение жалоб, которые получают от граждан страны. Причем жалобы проверяют на достоверность фактам, в случае обнаружения фальсификации или подтасовки документов, фактов лицо привлекается к уголовной ответственности. В данных странах очень ценится Омбудсмен, так посредством него граждане могут препятствовать осуществлению коррупционных деяний.

Таким образом, страны североевропейской модели имеют схожий взгляд на борьбу с коррупцией. Общей чертой рассмотренных стран является отношение в виде нетерпимости к коррупционному явлению, а также отведение СМИ роль посредника между властью народом. Выстраивая прозрачные отношения, государство добилось доверия граждан, посредством взаимного контроля. Огласка СМИ коррупционного скандала вызывает шквал осуждения, что ведет к подрыву отношениям с властью.

Литература:

  1. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции за 2020 год. Transparency International. [Электронный ресурс] // [сайт]. — Режим доступа: https://www.transparency.org/ru/news/cpi-2020 (дата обращения 01.01.2022)
  2. Emigranto.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emigranto.ru/evropa/daniia/korruptciia-v-danii.html (дата обращения 02.01.2022)
  3. Трепак В. М. Международный опыт внедрения системы мер антикоррупционной направленности // Юридический журнал Национальной академии внутренних дел. 2015. № 2. С. 233–246
  4. Анализ лучших практик международного опыта в сфере борьбы с коррупцией на примере Швеции, Китая, Гонконга и США. URL: http://mes.kg/ru/korupssiya/analiz-borby-s-korrupssii/ (дата обращения 04.01.2022 год)


Задать вопрос