Прогнозирование основных финансовых показателей как элемент системы бизнес-планирования на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 15.01.2022

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Тухтаева, Х. Ю. Прогнозирование основных финансовых показателей как элемент системы бизнес-планирования на предприятии / Х. Ю. Тухтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — URL: https://moluch.ru/archive/397/87814/ (дата обращения: 16.01.2022).

Препринт статьи



В статье рассмотрены методические и практические аспекты прогнозирования финансовых показателей предприятия. Целью статьи является разработка прогнозных финансовых показателей предприятия с целью обоснования ключевых параметров для формирования его развернутого бизнес-плана. В ходе исследования автором раскрыта методика построения прогнозной финансовой отчетности предприятия с учетом целей его экономического развития.

Ключевые слова: прогнозирование, бизнес-планирование, метод проектирования финансовой отчетности, финансовые ресурсы, прибыль

Одним из основных принципов развития бизнеса является эффективная деятельность. Спектр проявлений эффективной деятельности субъектов рынка довольно широк и, в частности, включает рациональную структуру активов и капитала, сбалансированные денежные потоки, рентабельное использование ресурсов, формирование добавленной стоимости, удовлетворение инвестиционных ожиданий собственников, стабильные темпы экономического роста. Приоритетная роль в обеспечении достижения перечисленных и других целей деятельности предприятия отводится бизнес-планированию.

На основе применения технологий бизнес-планирования руководство предприятия осуществляет разработку и обоснование эффективных решений в сфере увеличения объемов производства и реализации, оптимизации механизма формирования доходов и затрат, повышения прибыли и мобилизации резервов дальнейшего роста, формирования стратегии и тактики конкурентного поведения, оценки возможностей повышения рыночной капитализации бизнеса и т. д. Поскольку принятие всего спектра обозначенных управленческих решений базируется на привлечении и обработке информации вероятностного характера, то и основным инструментом проведения необходимых аналитических процедур является прогнозирование. Этим подтверждается актуальность изучения методических и практических аспектов прогнозирования финансовых показателей в системе бизнес-планирования на предприятии.

Целью исследования является разработка прогнозных финансовых показателей предприятия, составляющих основу формирования его развернутого бизнес-плана.

В соответствии с теоретическими положениями бизнес-планирования на предприятии, планирование является одной из базовых функций управления, которая всегда задействована в процессе принятия управленческих решений. Роль и значимость прогнозирования и планирования подтверждается тем, что преобладающее большинство научных школ менеджмента относит планирование к числу обязательных этапов управленческого цикла (рис. 1).

Функции управления в определении разных школ менеджмента [1]

Рис. 1. Функции управления в определении разных школ менеджмента [1]

Говоря о преимуществах прогнозирования в системе бизнес-планирования на предприятии, исследователи отмечают его универсальный характер и пригодность для решения многих задач управления бизнесом [3]. При этом экономисты чаще рассматривают прогнозирование и планирование как инструменты или технологии, необходимые для ведения бизнеса — получения прогнозных параметров деятельности предприятия и формирования на их основе плановых показателей потребности в материальных, человеческих и финансовых ресурсах, построения планов доходов и расходов и т. д. Как технология принятия управленческих решений, бизнес-планирование представляет собой довольно сложную организационную процедуру, в ходе которой осуществляется разработка последовательных этапов и мероприятий производственной деятельности, направленных на получение ожидаемого результата [5]. При этом прогнозирование является неотъемлемой частью комплекса разрабатываемых в системе бизнес-планирования на предприятии управленческих решений.

Отправным пунктом построения прогнозов финансово-хозяйственной деятельности и предварительной оценки принимаемых управленческих решений является прогнозирование основных финансовых показателей. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, значимость финансового прогнозирования на предприятиях, в фирмах и корпорациях не падает, несмотря на повышение волатильности деловой среды и снижение, в связи с этим, достоверности прогнозов. Менеджмент предприятий по-прежнему придерживается мнения о том, что прогнозирование позволяет избегать значительных просчетов и связанных с ними потерь.

Задача прогнозирования состоит в получении ожидаемых параметров финансово-хозяйственной деятельности, на основании которых осуществляется разработка финансовых планов предприятия на среднесрочную и краткосрочную перспективу. В текущих финансовых планах находят отражение объемы привлечения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в плановом периоде с детализацией по кварталам (а при необходимости, разбивка финансовых показателей может быть произведена по месяцам, неделям и декадам). Соблюдение такой последовательной взаимосвязи показателей прогнозов и планов обеспечивает выполнимость и достижение поставленных целей развития бизнеса.

Практические особенности прогнозирования финансовых показателей рассмотрим на примере узбекского предприятия ООО «GLUE BUSINESS», которое осуществляет деятельность в производственной сфере.

Основными задачами деятельности предприятия на 2021 год были определены: увеличение объема продаж до 2600,0 млн. сум в год; осуществлять мероприятия по снижению дебиторской задолженности; оптимизировать затраты как прямые, так и накладные за счет снижения операционных расходов на всех этапах товаропродвижения; предпринимать меры по повышению качества продукции; способствовать повышению прибыли и эффективности деятельности предприятия и проч.

Поскольку прогнозы финансовых показателей носят вероятностный характер и в значительной мере зависят от изменений внешних факторов, сформированные на их основе финансовые планы имеют преимущественно рекомендательный характер и зачастую составляются в нескольких вариантах — базовом, оптимистическом, пессимистическом. Для принятия наиболее рациональных управленческих решений руководству предприятия целесообразно руководствоваться различными вариантами финансовых планов и учитывать возможные риски недостижения плановых показателей.

Как известно, для предприятия основным объектом прогнозирования являются продажи и прибыль, а также финансовые ресурсы, которые потребуются для достижения ожидаемых объемов деятельности. Именно поэтому, в процессе прогнозирования подлежат определению как объемы привлекаемых финансовых ресурсов, так и источники их формирования, а также потребность в оборотных средствах для обеспечения текущей деятельности.

Рассмотрим последовательность и методику составления прогноза финансовых ресурсов, выручки и прибыли предприятия на основе применения метода проектируемой финансовой отчетности. Суть метода заключается в том, что объем оборотных средств предприятия меняется пропорционально выручке, а основным источником их финансирования являются краткосрочные обязательства, которые, следовательно, изменяются также пропорционально выручке, но также могут быть откорректированы в зависимости от того, возникнет ли у предприятия избыток или недостаток краткосрочных источников финансирования после обоснования потребности в собственных средствах и долгосрочных обязательствах. Классическая методика применения метода проектирования финансовой отчетности включает три этапа: 1) прогноз отчета о прибыли; 2) прогнозирование баланса; 3) определение дополнительно необходимых фондов.

На первом этапе прогнозируется отчет о финансовых результатах для того, чтобы получить сумму нераспределенной прибыли предприятия за прогнозный период (год). Это позволит соотнести операционные расходы и сумму налога на прибыль, а также процентных платежей по кредитам. В упрощенном случае делается предположение, что расходы будут возрастать на такой же процент, на который будет расти объем реализации. Главная цель этой части прогноза — определение суммы прибыли, которую получит предприятие и затем реинвестирует ее в течение планового периода (года).

Рассмотрим фактический (за 2020 г.) и прогнозируемый (на 2021 г.) отчеты о финансовых результатах для исследуемого предприятия ООО «GLUE BUSINESS» (таблица 1).

Таблица 1

Фактический (2020 г.) и прогнозируемый (2021 г.) отчеты о финансовых результатах ООО «GLUE BUSINESS», млн. сум

Показатель

2020 г. (факт)

Базис прогноза

Прогноз на 2021 г.

Предварительный прогноз

Дополнительная потребность в источниках

Окончательный прогноз

Выручка

2206582

Х 1,18

2603767

2603767

Себестоимость реализованной продукции

1825808

Х 1,18

2154453

2154453

Валовая прибыль (убыток)

380774

449313

449313

Коммерческие расходы

124455

Х 1,18

146857

146857

Управленческие расходы

0

0

0

Прибыль (убыток) от продаж

256319

302456

302456

Сальдо прочих доходов и расходов

-7202

-8498

-8498

Прибыль (убыток) до налогообложения

249117

293958

293958

Текущий налог на прибыль

49823

-58792

-58792

Чистая прибыль (убыток)

199294

235166

235166

С целью построения прогноза было сделано предположение о том, что для достижения объема продаж, запланированного комплексной программой экономического развития предприятия (2600 млн. сум), его доходы и расходы в 2021 году по сравнению с 2020 годом должны вырасти на 18 %. В ходе расчетов предусмотрено, что в прогнозном периоде предприятие не планирует долгосрочных инвестиций в основной капитал.

На основе исходной информации прибыль до вычета налогов и платежей по начисленным процентам (ПВНП) составит разницу между доходами и расходами. Далее выполняется расчет показателей прибыли до уплаты налогов, налога на прибыль и чистой прибыли.

На следующем этапе построения финансового прогноза формируется прогнозный баланс, показатели которого определяются в зависимости от того, как величина тех или иных видов активов и пассивов реагирует на изменения выручки. В частности, принимается во внимание, что в 2020 г. предприятие максимально использовало операционные ресурсы и для достижения более высокого уровня выручки каждая статья текущих активов должна увеличиться.

Для осуществления операционной деятельности в 2021 году у ООО «GLUE BUSINESS» возникнет потребность в увеличении объема наличных средств. Как ожидается, увеличение продаж приведет к дальнейшему накоплению дебиторских счетов, а значит предприятию будет необходим дополнительный оборотный капитал. Приобретение нового оборудования и нематериальных активов не планируется.

Если выручка будет расти, то пропорционально ей увеличится объем затрат на производство реализованных товаров, поскольку увеличится потребность в закупке материальных ресурсов. Автоматически это приведет к увеличению кредиторской задолженности. Кроме того, рост выручки будет сопровождаться повышением прибыли до налогообложения.

Нераспределенная прибыль также растет, но не пропорционально выручке, а на сумму чистой прибыли, которая является источником ее пополнения. Следовательно, прогнозируемый показатель нераспределенной прибыли определяется на основании показателя предыдущего уровня плюс дополнение к нераспределенной прибыли. В нашем случае, по результатам работы ООО «GLUE BUSINESS» в 2020 году получена чистая прибыль в размере 199294 млн. сум. В результате прогнозирования определена сумма чистой прибыли на 2021 год в размере 235166 млн. сум, именно на эту сумму будет откорректирована в сторону увеличения нераспределенная прибыль отчетного года в прогнозном балансе.

Таблица 2 содержит фактический баланс ООО «GLUE BUSINESS» по состоянию на конец 2020 года и проектируемый баланс на 2021 год.

Таблица 2

Фактический (2020 г.) и прогнозируемый (2021г.) баланс ООО «GLUE BUSINESS», млн. сум

Показатель

2020 г. (факт)

Базис прогноза

Прогноз на 2021г.

Предварительный прогноз

Дополнительная потребность в источниках

Окончательный прогноз

Денежные средства и эквиваленты

168542

Х 1,18

198880

198880

Дебиторская задолженность

423855

Х 1,18

500149

-17068

483081

Запасы и прочие оборотные активы

220496

Х 1,18

260185

260185

Текущие активы

812893

959214

942146

Основные средства

114

Х 1,18

135

135

Прочие внеоборотные активы

62

62

62

Актив

813069

959410

942343

Кредиторская задолженность

162207

Х 1,18

191404

191404

Краткосрочные кредиты и займы

0

0

0

Прочие краткосрочные обязательства

0

Х 1,18

0

0

Краткосрочные обязательства

162207

191404

191404

Долгосрочные обязательства

0

0

0

Заемный капитал

162207

191404

191404

Акционерный и прочие источники собственного капитала

12

12

12

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

515760

235166

750926

750926

Капитал и резервы

515772

750938

750938

Пассив

677979

942343

942343

Дополнительно необходимые (излишние) фонды

17068

0

Для прогнозирования баланса была использована та же методика, что и при разработке прогнозируемого отчета о финансовых результатах.

Для получения первоначального прогноза на 2021 год статьи баланса, которые, как ожидается, будут расти прямо пропорционально выручке, увеличены на коэффициент 1,18. Следовательно, денежные средства в 2021 году потребуются в размере 198880 млн. сум (168542 х 1,18), дебиторская задолженность будет сформирована в объеме 500149 млн. сум (423855 х 1,18) и так далее. На основе прогнозных показателей по отдельным статьям активов рассчитывается ожидаемая потребность в активах, которая служит отправной точкой для проектирования пассива баланса предприятия.

Прогноз пассивов сформирован, исходя из предположения о том, что их статьи автоматически растут (кредиторская задолженность и статьи накопленных источников).

Соответствующие показатели представлены в графе 3 табл. 2. Прогноз совокупных активов составил 959410 млн. сум. При этом итоговый прогнозный показатель по статьям пассивов, как видно из таблицы, равен 942343 млн. сум. Он указывает на то, что у предприятия существует дефицит финансирования в объеме 17068 (959410–942343) млн. сум. Вместе с тем, увеличение финансовых потребностей обусловлено дальнейшим ростом дебиторской задолженности. Очевидно, что в сложившейся ситуации предприятию следует предпринять меры по сокращению дебиторских счетов и ограничению их дальнейшего роста. Следовательно, при составлении прогнозного баланса необходимо предусмотреть не дополнительных источники финансирования, а снижение финансовых потребностей в размере 17068 млн. сум за счет проведения мероприятий по инкассации дебиторской задолженности и ограничению ее прироста. Таким образом, финансовые потребности и источники финансирования активов предприятия приведены в соответствие. Последнее обстоятельство способствует завершению финансового прогноза.

Итак, на начальном этапе бизнес-планирования показателей деятельности исследуемого предприятия целесообразно разрабатывать предварительный финансовый прогноз, основываясь на продолжении прошлых трендов и типов финансовой политики, а также ожидаемых изменений деловой среды в будущем, что обеспечит руководство базовым прогнозом. На его основе может быть модифицирована финансовая модель предприятия с целью определения возможного эффекта от реализации оперативных финансовых планов, которые будут оказывать непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия и изменения его прибыли. Альтернативные оперативные планы могут также рассматриваться при различных темпах роста выручки с использованием этой модели для анализа решений относительно структуры капитала.

Литература:

  1. Ванеев А. В. Бизнес-планирование как форма реализации стратегии корпорации / А. В. Ванеев, И. Е. Лебедев, А. С. Шептиев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 2–4. — С. 153–155.
  2. Методические рекомендации к разработке бизнес-плана инновационного предпринимательского проекта: Учебно-методическое пособие / Под ред. Иващенко Н. П. — Москва: Эк. ф-т МГУ, 2019. — 133 с.
  3. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен, Д. Кинг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — С. 20.
  4. Фомина Ю. А. Выбор методики бизнес-планирования для предпринимательского проекта / Ю. А. Фомина, Е. И. Еременко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2020. — № 1 (57). — С. 141–151.
  5. Чараева М. В., Палеев А. В. Обзор методик формирования инвестиционного бизнес-плана // Финансы и кредит. — 2017. — № 18. — С. 28–36.
  6. Черникова А. Е. Место и роль планирования в системе функций управления / А. Е. Черникова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции / Под. общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2019. — С. 170–173.
  7. Abrams R. Successful Business Plan Secrets & Strategies. — 5th ed. — Palo Alto, CA: The Planning Shop, 2010. — 414 p.


Задать вопрос