Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 14.01.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Пляс, Д. А. Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой / Д. А. Пляс, Н. А. Стырькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87761/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассмотрена проблематика привлечения студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: спорт, физическая культура.

This article deals with the problems of attracting students to physical culture lessons.

Keywords : sports, physical education.

Основными причинами, обусловливающими необходимость привлечения студентов к двигательной активности, а также условиями ее реализации являются достижения студентами соответствующей внутренней мотивации (самоопределения); адекватные действия преподавателя на занятиях по физическому воспитанию в направлении удовлетворения психологических потребностей студентов — независимости, компетентности, взаимодействия.

Изучение научной и методической литературы выявило единичные разработки эффективных технологий привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности. При этом практически не разработано направление, предусматривающее использование современных информационных средств и учет мотивов и ситуативных факторов, побуждающих девушек и парней с началом обучения в вузах сознательно осуществлять определенную активность. Отсутствие таких данных значительно затрудняет обоснование эффективного алгоритма формирования и реализации содержания теоретико-методической и практической подготовки студентов по физическому воспитанию, что не способствует их вовлечению в указанную активность в аспекте улучшения физического состояния, решения других социально важных задач, а значит, требует специальных исследований.

Цель исследования — научно обосновать технологию привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания.

Задачи исследования:

  1. Систематизировать и обобщить современные теоретические и эмпирические знания по проблематике привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания.
  2. Изучить сформированность и особенности мотивации студентов к двигательной активности оздоровительной направленности, а также ее влияние на динамику показателей физического состояния.
  3. Разработать технологию привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания и экспериментально проверить ее эффективность.

Методология

Для реализации содержания технологии привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности в процессе физического воспитания (теоретико-методической и практической подготовки, контроля уровня подготовленности и двигательной активности) был разработан соответствующий алгоритм, определявший последовательность выполнения преподавателями по физическому воспитанию ниже приведенных технологических операций:

  1. Детерминация цели занятий по физическому воспитанию как можно большим количеством мотивов к двигательной активности оздоровительной направленности — предполагала, что достижения в определенной деятельности запланированного результата требует одновременной актуализации нескольких мотивов, определенный комплекс которых у индивида уже есть, а для его усиления сначала определяют состав мотивов, которые нужно актуализировать. Для физического воспитания студентов выделили следующий комплекс мотивов: достижения, саморазвития, самоутверждения, избегания неудачи и наказания, чувство долга перед группой; учли, что у каждого студента усилятся лишь отдельные мотивы, индивидуальный «набор» которых в конце концов обеспечит положительный результат.
  2. Обеспечение ведущей роли результативного компонента мотивации в реализации содержания занятий по физическому воспитанию, что требует определения промежуточных задач. Для практической подготовки такими должны стать, прежде всего, улучшение определенных показателей физического состояния, для теоретико-методической — формирование знаний и методических умений, связанных с двигательной активностью оздоровительной направленности.
  3. Комплексное и адекватное к содержанию занятий использование современных информационных средств: теоретико-методическая подготовка — электронные учебники и пособия, персональное портфолио, сеть Интернет и университетская сеть с данными о сайтах с необходимой информацией; практическая подготовка (по расписанию и во внеучебное время) — компьютерные программы для оценки студентом собственных текущих достижений в показателях физического состояния на основании дифференцированного подхода к приросту каждого из них;
  4. Определение сроков проведения и содержания системы контроля за результатами деятельности студентов: начало учебного года (выходной контроль), конец семестра (текущий), конец учебного года (итоговый), все практические занятия (оперативный).
  5. Осуществление подготовки надлежащего материально-технического сопровождения физического воспитания, что предполагает для теоретико-методической подготовки максимальное наглядное обеспечение, а для практической к началу учебного года — определение рациональных мест будущих занятий и комплектование их необходимым оборудованием и инвентарем;
  6. Обеспечение при практической подготовке удовлетворения основных психологических потребностей студентов и конкретизации направленности и дозировка физических упражнений в каждом занятии. Преподавателям физического воспитания на практических занятиях необходимо создавать благоприятные условия для удовлетворения студентами таких потребностей, как независимость, компетентность и интегрированность в деятельность коллектива, поскольку это способствует формированию внутреннего типа мотивации, ведущей в реализации во внеучебное время двигательной активности оздоровительной направленности.

Для опробования разработанного алгоритма использовали метод констатирующего и формирующего эксперимента. В исследовании приняли участие 60 человек, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу. Для оценки эффективности использовали общенаучные и педагогические методы исследования. Общенаучные методы использовали для изучения состояния изучаемой проблемы на современном этапе. Педагогические методы, в частности тестирование, для определения физической подготовленности студентов на этапах обучения. Использовавшиеся тесты отвечали имеющимся метрологическим требованиям и позволяли выявить у студентов уровень координации в циклических локомоциях (челночный бег 4х9 м), абсолютной мышечной силы (кистевая динамометрия), статической силовой выносливости (вис на изогнутых руках), скоростной выносливости (бег 100 м), общей выносливости (12-минутный бег), взрывной силы мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) и гибкости (наклон сидя вперед). Тестирование проводилось в начале и конце каждого учебного года во время соревнований. В то же время использовали такие педагогические методы, как наблюдение и эксперимент для обоснования и экспериментальной проверки эффективности разработанной технологии.

Результаты

Разработанная технология привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности обеспечивает значительно лучший результат, чем реализация содержания учебной программы по физическому воспитанию для вузов без использования указанного экспериментального фактора:

— из 19 показателей физического состояния (9 — функциональных, 7 — физической подготовленности, 2 — общей физической работоспособности) после эксперимента по 12 показателей у девочек и парней ЭГ статистически достоверно улучшились (на уровне от p<0,05 до p< 0,001), в КГ — по 1, но ухудшились значения соответственно 1 и 3 показателей; сравнение достигнутых в конце значений засвидетельствовало преимущество девушек ЭГ над КГ в 17, юношей — в 16 показателях;

— средний балл уровня знаний и умений по реализации двигательной активности оздоровительной направленности по 12-балльной шкале оценки у девочек ЭГ и КГ в конце эксперимента составлял 8,0±0,6 и 3,8±0,46, у ребят — 7,8 ±0,59 и 3,8±0,44 (p<0,001) соответственно, а количество пропущенных по болезни дней в течение учебного года у девочек этих групп составляло 4,0±0,28 и 12,0±0,29, у ребят — 6,0±0,42 и 14,0±0,28 (р<0,001) соответственно [1].

Выводы

Экспериментальным исследованием обоснована технология привлечения студентов к двигательной активности оздоровительной направленности, предусматривающая применение современных средств передачи и получения учебной информации в процессе физического воспитания, а ее использование обеспечивает реализацию ими такой активности во внеучебное время, улучшение показателей физического состояния и уровня соответствующих знаний и умений. Определены содержание составляющих разработанной технологии и алгоритм их реализации в процессе физического воспитания.

Литература:

  1. Рыбачук Н. А., Иванова Н. Г. К проблеме организации и содержания процесса по дисциплине «физическая культура и спорт» / Азимут научных исследований: педагогика и психология. ВАК, 2020 Т.9 № 2(31). — С. 234–236.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, физическое воспитание, оздоровительная направленность, физическое состояние, внеучебное время, практическая подготовка, технология привлечения студентов, психологическая потребность студентов, теоретико-методическая подготовка, физическая культура.


Ключевые слова

физическая культура, спорт

Похожие статьи

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во...

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиянию на...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

В данной статье обсуждаются отношения студентов-медиков 1 курса к физической культуре и здоровому образу жизни. Проведенный анализ позволил выявить недостаточность возможностей социального воздействия на студентов, которое бы помогло в становлении здорового образа...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

Внедрение в процесс организации физического воспитания инновационных технологий мотивирует студентов к занятиям физическими упражнениями, оптимизирует собственную двигательную активность не только во время учебных занятий, но и во внеаудиторное...

Значимость физической культуры для студентов в современном...

В данной статье рассматривается значимость физической культуры для студентов в

Физическая культура на сегодняшний день является важной составляющей в жизни людей. Однако живя в веке технологий, активность современного поколения в разы снизилась, что...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка

Физическая культура, как культура в целом, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как...

Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни.

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе.

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих...

Физическая культура — это педагогическая учебная дисциплина, с оздоровительной

Учебное время подразумевает проведение со студентами учебно-практических занятий по

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое...

Двигательная активность как необходимость для студентов

Ключевые слова: двигательная активность, игры, физическая активность, подвижные игры, спорт игры, физическая культура студентов.

Двигательная активность любого человека — естественная потребность, одно из необходимых условий поддержания нормального...

Похожие статьи

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во...

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиянию на...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

В данной статье обсуждаются отношения студентов-медиков 1 курса к физической культуре и здоровому образу жизни. Проведенный анализ позволил выявить недостаточность возможностей социального воздействия на студентов, которое бы помогло в становлении здорового образа...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

Внедрение в процесс организации физического воспитания инновационных технологий мотивирует студентов к занятиям физическими упражнениями, оптимизирует собственную двигательную активность не только во время учебных занятий, но и во внеаудиторное...

Значимость физической культуры для студентов в современном...

В данной статье рассматривается значимость физической культуры для студентов в

Физическая культура на сегодняшний день является важной составляющей в жизни людей. Однако живя в веке технологий, активность современного поколения в разы снизилась, что...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка

Физическая культура, как культура в целом, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как...

Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов...

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое воспитание студентов, здоровый образ жизни.

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе.

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих...

Физическая культура — это педагогическая учебная дисциплина, с оздоровительной

Учебное время подразумевает проведение со студентами учебно-практических занятий по

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое...

Двигательная активность как необходимость для студентов

Ключевые слова: двигательная активность, игры, физическая активность, подвижные игры, спорт игры, физическая культура студентов.

Двигательная активность любого человека — естественная потребность, одно из необходимых условий поддержания нормального...

Задать вопрос