Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 12.01.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Якушева, В. В. Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы / В. В. Якушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87757/ (дата обращения: 28.03.2024).



В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУД. Учитывая важность правильного выбора методов и средств формирования УУД, а также тот факт, что от того насколько качественно будут сформированы УУД, будет зависеть эффективность дальнейшего обучения ребенка, вопрос о целесообразности применения игровых технологий, как инструмента формирования УУД является наиболее актуальным. Данная статья отражает исследование в данной области, проведенное на примере изучения одного из УУД, а именно коммуникативного универсального учебного действия, в процессе проведения уроков в начальной школе по предмету «Русский язык».

Ключевые слова : начальная школа, универсальное учебное действие, коммуникативное УУД, игровые технологии, младшие школьники, «русский язык».

Современный этап развития образовательной системы в России, основанный как на использовании традиционных подходов, так и на поиске инновационных подходов к организации образовательного процесса на всех этапах, начиная с дошкольного образования, выявляет все существующие недостатки и требует своевременного и эффективного реагирования на них. Начальная школа, являясь промежуточным звеном между дошкольным и основным школьным образованием, призвано выявить недостатки в уровне образования ребенка, его готовности к школьному обучению и эффективно скорректировать недостатки уровня сформированности и развития той или иной учебной компетенции младшего школьника. [3]

Универсальные учебные действия, формируемые у детей младшего школьного возраста, являются той основой, на которую будет опираться все дальнейшее образование ребенка. Если на этапе дошкольного воспитания были допущены какие-либо недостатки в организации образования ребенка, то это отразиться на уровне сформированности его УУД. А это в свою очередь приводит к плохой успеваемости на этапе школьного обучения. В связи с этим педагогам необходимо постоянно контролировать уровень сформированности УУД, и в случае необходимости проводить необходимую педагогическую работу по корректировке данных показателей. [4]

Возможность самостоятельного усвоения младшим школьником, новых знаний, а также необходимых умений, обеспечивается за счет полноценно сформированных универсальных учебных действий, представляющих собой комплекс различных действий младших школьников. [7] То есть, по своей сути, способность ребенка учиться, основана на комплексе различных умений и навыков, которыми должен владеть младший школьник, которые включают: познавательные и учебные мотивы, ориентированные на желание ребенка получать новые знания, учебную цель и учебную задачу — направленные на организацию процесса обучения, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) которые будут способствовать полноценному усвоению нового материала. [9]

Все эти компоненты в совокупности и реализуются за счет универсальных учебных действий, формирующихся у младшего школьника еще на этапе дошкольного обучения, и достаточно сформированных к началу школьного обучения. Диагностика и контроль уровня сформированности универсальных учебных действий, является обязанностью каждого современного педагога. Основываясь на уровне развития УУД, педагог выстраивает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка в отдельности, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным. В связи с этим особое внимание необходимо уделять корректировке УУД до необходимо уровня сформированности. [8]

Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, познавательные, логические и коммуникативные. Каждый из перечисленных видов УУД имеет свою внутреннюю классификацию для наиболее точного выявления проблемных областей в развитии и своевременного реагирования для исправления. [5] Формирование и развитие всей системы УУД ориентируется на возрастное развитие ребенка и осуществляется в рамках разработанных нормативных документов: разработок, программ, методик и т. д.

Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий в целом, и коммуникативных умений младших школьников в частности, определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов:

— требованием повышения качества подготовки выпускников школ к самостоятельной жизни в современном социуме;

— необходимостью формирования гармонично развитой личности в рамках образовательного процесса МОУ;

— необходимостью повышения качества организации учебной деятельности младших школьников на основе коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса. [2]

У младших школьников учебная деятельность становится ведущей, но, вместе с тем, игра, по-прежнему занимает в этом возрасте значительное место. В связи с этим, компетентное использование игр в дидактических целях дает возможность для более успешной и результативной организации педагогической деятельности по всестороннему развитию учащихся в целом, и формированию коммуникативных УУД, в том числе. [6, 1]

В рамках нашей работы мы провели исследование на примере уроков в начальной школе, по предмету «Русский язык». В качестве примера экспериментального исследования было выбран уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования нами было проведено опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников на констатирующем этапе эксперимента, разработки и внедрения в ходе уроков по русскому языку комплекса дидактических игр, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков детей экспериментального класса на формирующем этапе эксперимента и проведения повторного диагностирования на контрольном этапе эксперимента.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани. В нем принимали участие 50 детей, обучающихся в третьем «А» и «Б» классах, по 25 школьников в экспериментальном и контрольном классах, в период с 5 сентября 2021 года по 16 октября 2021 года. Возраст испытуемых 9–10 лет

Для проведения диагностики уровня сформированности коммуникативных умений и навыков младших школьников мы использовали две методики: методику «Кто прав?» (модифицированная методика Г. А. Цукерман) и методику «Рукавички» (Г. А. Цукерман).

По результатам констатирующего этапа исследования, нами был выявлен уровень сформированности коммуникативных умений и навыков детей экспериментального и контрольного класса. Общий показатель уровня сформированности коммуникативных умений и навыков испытуемых составил: в экспериментальном классе 36 % с высоким уровнем, в контрольном классе 38 %. Показатели среднего уровня у экспериментального класса 50 %, а у контрольного — 44 %. Показатели низкого уровня у экспериментального класса 14 %, у контрольного — 18 %.

В связи с этим нами было принято решение о разработке и внедрении на уроках русского языка комплекса дидактических игр, направленного на формирование коммуникативных умений младших школьников.

Продиагностировав уровень сформированности коммуникативных умений и навыков младших школьников контрольного и экспериментального классов, мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса дидактических игр, которые способствовали бы повышению уровня формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Нами был разработан комплекс дидактических игр, внедрение которого проходило в ходе учебной деятельности на уроках русского языка. Темы уроков, в ходе которых проходило внедрение разработанного нами комплекса, способствующего успешному формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Нами было проведено 10 уроков, на которых было использовано более 20 дидактических игр.

По завершению формирующего этапа исследования, для проверки эффективности разработанного комплекса дидактических игр на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста нами было проведено повторное диагностирование детей ЭК и КК на контрольном этапе педагогического эксперимента с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе.

В результате проведенной диагностики нами были получены следующие результаты (рис. 1).

Уровень сформированности коммуникативных умений и навыков детей ЭК и КК на контрольном этапе

Рис. 1. Уровень сформированности коммуникативных умений и навыков детей ЭК и КК на контрольном этапе

Таким образом мы видим, что показатели высокого уровня на контрольном этапе исследования в экспериментальном классе повысились на 26 %, тогда как в контрольном классе показатели остались на прежнем уровне. Показатели среднего уровня в экспериментальном классе понизились на 4 %, в контрольном классе повысились на 4 %, а показатели низкого уровня в экспериментальном классе понизились на 10 %, тогда как в контрольном классе понизились на 6 %. Что и доказывает нашу гипотезу о повышении уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников при условии внедрения на уроках русского языка разработанного нами комплекса дидактических игр.

Литература:

  1. Архипова, Е. В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников / Е. В. Архипова // Русский язык в школе.– 2019. — № 4. С.3–11.
  2. Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков.–М.: Педагогическое общество России, 2018. — 128 с.
  3. Гальперин, П.Я Методы обучения и умственное развитие ребенка. / П. Я. Гальперин. — М.: изд-во Моск. ун.-та. — 2018. — 45 с.
  4. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование.– 2019. –№ 4. — С. 153–160.
  5. Журова, Л. Е. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников / Л. Е. Журова // Начальное образование: науч.-метод. журн. / Л. Е. Журова // Русский журнал. — 2017. — № 1. — С. 9–14.
  6. Кунцэ, С. Р. Особенности гуманно-личностного общения в начальных классах. / С. Р. Кунцэ// Начальная школа плюс До и После. — 2017. — № 4. — С. 71–74.
  7. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой. — 2019. — № 4. — С. 33–47.
  8. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. — М.: Просвещение, — 2018. — 259 с.
  9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин.– М.: Просвещение, — 2019. — С. 25.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальный класс, контрольный класс, начальная школа, младший школьник, русский язык, школьник, контрольный этап, младший школьный возраст, учебная деятельность, школьное обучение.


Ключевые слова

младшие школьники, начальная школа, игровые технологии, универсальное учебное действие, коммуникативное УУД, «русский язык»

Похожие статьи

Формирование учебной деятельности младших школьников

Питаренко «Приёмы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» Начальная школа 2005г. № 9.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения...

Изучение готовности младших школьников к переходу...

На первом этапе у младших школьников проходит формирование интереса к процессу их деятельности. Успешность в основной школе напрямую зависит от уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, их стойкого интереса к процессу обучения и...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

С целью развития контрольно-оценочной самостоятельности школьников изучены теоретические методические аспекты. Рассмотрим этапы, содержание и результаты развития контрольно-оценочной деятельности младших школьников [2] в ходе всего начального...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников...

Проблема обучения младших школьников орфографии на основе исследовательского подхода пока остается открытой. Однако, на наш взгляд, она может решаться уже во 2 классе при использовании на уроках метода лингвистического эксперимента. Для успешной организации и...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность — это специфическая форма...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные

Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах...

Изучение уровня сформированности познавательных...

Рис. 2. Контрольный этап эксперимента. По данным результатам экспериментальной работы мы можем сделать вывод о том, что уровень познавательных универсальных учебных действий у учащихся увеличился. В ЭГ-1 и ЭГ-2 разница результатов констатирующего и контрольного...

Обучение младших школьников построению предложения

 В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей. Ключевые слова: начальная школа, русский язык, развитие речи, предложение...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

- непрерывная мотивация учебной деятельности младших школьников; - содействие выработке у детей стремления к групповой форме работы

Участниками эксперимента стали 4 «А» и в 4 «Б» класс, где 4 «А» — контрольный, 4 «Б» — экспериментальный класс.

Похожие статьи

Формирование учебной деятельности младших школьников

Питаренко «Приёмы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» Начальная школа 2005г. № 9.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения...

Изучение готовности младших школьников к переходу...

На первом этапе у младших школьников проходит формирование интереса к процессу их деятельности. Успешность в основной школе напрямую зависит от уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, их стойкого интереса к процессу обучения и...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

С целью развития контрольно-оценочной самостоятельности школьников изучены теоретические методические аспекты. Рассмотрим этапы, содержание и результаты развития контрольно-оценочной деятельности младших школьников [2] в ходе всего начального...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников...

Проблема обучения младших школьников орфографии на основе исследовательского подхода пока остается открытой. Однако, на наш взгляд, она может решаться уже во 2 классе при использовании на уроках метода лингвистического эксперимента. Для успешной организации и...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность — это специфическая форма...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные

Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах...

Изучение уровня сформированности познавательных...

Рис. 2. Контрольный этап эксперимента. По данным результатам экспериментальной работы мы можем сделать вывод о том, что уровень познавательных универсальных учебных действий у учащихся увеличился. В ЭГ-1 и ЭГ-2 разница результатов констатирующего и контрольного...

Обучение младших школьников построению предложения

 В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей. Ключевые слова: начальная школа, русский язык, развитие речи, предложение...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

- непрерывная мотивация учебной деятельности младших школьников; - содействие выработке у детей стремления к групповой форме работы

Участниками эксперимента стали 4 «А» и в 4 «Б» класс, где 4 «А» — контрольный, 4 «Б» — экспериментальный класс.

Задать вопрос