Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 12.01.2022

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Якушева, В. В. Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе / В. В. Якушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — URL: https://moluch.ru/archive/397/87756/ (дата обращения: 19.01.2022).

Препринт статьи



В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее развитие, а активизируя мыслительную деятельность — способствует полноценное формирование и развитие важнейших психических функций ребенка и соответственно необходимые универсальные учебные действия. Уроки технологии и ИЗО являются одними из наиболее подходящих дисциплин для творческого развития младшего школьника и правильно организованная работа со стороны преподавателя, будет способствовать наиболее эффективному развитию ребенка.

Ключевые слова :творчество, потенциал, ИЗО, урок технологии, учебная деятельность, младшие школьники, мыслительная деятельность.

Современное образование направлено на создание условий для активного развития учащихся на всех ступенях начального и общего образования. Поиск наиболее оптимальных путей, способствующих полноценному развитию ребенка, возможен на основе использования в обучении современных технологий и средств, а также учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Мыслительная деятельность младшего школьника является фундаментальной основой его развития, и только с опорой на нее возможно полноценно усвоение знаний на всех этапах обучения ребенка. Активизации мыслительной деятельности посвящено множество исследований по педагогике и психологии, в которых авторы указывают на необходимость целенаправленной педагогической работы для развития познавательного учебного интереса, который будет способствовать требуемой активизации мыслительной деятельности у младших школьников. [3]

Творческий потенциал, в той или иной степени заложен в каждого человека с самого рождения. У одних детей это проявляется наиболее ярко, у других менее. Для педагога важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы на основе выявленных особенностей ребенка развивать его творческий потенциал в нужном направлении. Опираясь на творческий потенциал ребенка, можно выстраивать систему обучения и использовать неординарные, инновационные образовательные технологии по всем учебным дисциплинам, деля процесс обучения не только познавательным, но и увлекательным и особенно интересным для каждого ребенка. [4]

Учитывая, насколько важным в настоящий момент является воспитание именно творческой личности, с неординарными взглядами на решение актуальных проблем в нашем постоянно меняющемся мире, регулярно бросающим все новые вызовы человечеству, то как именно будет выстроен образовательный процесс в учебных заведениях, несомненно повлияет на достижение данного результата. Воспитывая творческую личность, как того требует действующий ФГОС [1], на уровне начального образования, будут заложены перспективы для дальнейшего развития творческого потенциала на этапе общего, профессионального и высшего образования. Указывая на необходимость формирования нравственных качеств обучающихся, навыков творческого и созидательного труда, действующий ФГОС формирует образовательную систему основываясь на многолетнем опыте как отечественных, так и зарубежных педагогов.

Дисциплины «Технология» и «Изобразительное искусство», выступают одними из основных предметов, где творческая основа заложена в их основе. Учитель начальных классов с помощью правильных педагогических технологий, способен именно с помощью данных предметов воздействовать на личность ребенка и развивать в нем творческую составляющую. [5]

На первых этапах учителя сталкиваются с тем, что у детей недостаточно развита способность к свободной фантазии, дети могут быть скованные и зажатые. И только педагогическое мастерство педагога способно повлиять на их зажатость и раскрыть творческие нотки в каждом ребенке. Способность грамотно встраивать урок, последовательно отмечая индивидуальные особенности и способности каждого ребенка — признак настоящего педагогического мастерства, с помощью которого и возможно достичь всех поставленных целей и решить текущие задачи. [6]

Как таковая творческая работа на уроках технологии и ИЗО, по своей сути выступает как некая взаимосвязь между каждым учеником и учителем, которые способствует их творческому раскрытию. Только с помощью целенаправленного воздействия и направляющей работы со стороны педагога, дети будут способны полностью раскрыться в творческом контексте и воплотить задуманное ими самими.

Как было уже сказано, творческое развитие не может происходить без учета личностных и психологических особенностей каждого ребенка в отдельности. Поэтому индивидуальный подход и выявление всех особенностей и способностей ребенка — одна из главных задач педагога стремящегося к творческому развитию ученика. [2]

Поддерживать интерес к творческому развитию ребенка, способствовать и подвигать их к самостоятельному занятию творчеством, возможно с помощью конкретных действий со стороны педагога. Внося в процесс обучения некую проблемность, активизируя мыслительную деятельность детей, давая им возможность к саморазвитию и самосовершенствованию, педагог может быть организатором разнообразных выставок, на которых ученики смогут продемонстрировать свои достижения в творческом развитии — рисунки, поделки, другие достижения. [7]

Учитывая актуальность темы творческого потенциала и его развития с помощью активизации мыслительной деятельности на уроках технологии и ИЗО, нами было решено провести опытно-экспериментальную работу, целью которой стало изучение уровня сформированности творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках технологии и ИЗО, посредством активизации мыслительной деятельности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 51 обучающийся вторых классов, в возрасте 7–8 лет: 2 «Б» класс был взят в качестве экспериментальной группы (29 обучающихся), 2 «А» — в качестве контрольной группы (22 обучающихся). Экспериментальное исследование проводились в течение четырех недель.

Для выявления уровня творческого развития младших школьников нами был подобран соответствующий методический материал. В частности, нами была использована методика Ф. Вильямса «Тест творческого мышления», направлена на изучение творческого мышления, а также на определение конкретных способностей у ребенка к самовыражению в творческом аспекте.

Данная методика используется в одновременно со всей группой учеников, продолжительность 25 минут, при подведении итогов выявляется высокий, средний и низкий уровень развития творческих способностей.

Второй методикой, использованной нами, выступал тест творческого мышления, разработанный П. Торренсом и направленный на диагностику творческого мышления обучающихся.

Данные методики были использованы для выявления уровня творческого развития и в экспериментальной, и в контрольной группе учеников.

Уровень сформированности творческих способностей у обучающихся на констатирующем этапе

Рис. 1. Уровень сформированности творческих способностей у обучающихся на констатирующем этапе

Как видно из рис. 1, результаты уровня сформированности творческих способностей у обучающихся на констатирующем этапе эксперимента по методике Ф. Вильямса, находятся в основном на низком уровне, как в экспериментальном, так и в контрольном классе. В честности экспериментальный класс выявил более половины учеников с низким уровнем развития творческих способностей, в то время как высокий уровень обнаружен только у небольшой части учащихся.

Данные получены после проведения второй методики, подтвердили низкий уровень творческого потенциала среди испытуемых младших школьников, в связи с чем возникла необходимость в проведении формирующего этапа исследования, с целью активизации мыслительной деятельности на уроках технологии и ИЗО.

Для проверки эффективности разработанных мероприятий, экспериментальная работа проводилась только с экспериментальным классом, контрольный класс работал по обычной школьной программе.

С целью решения поставленных задач были разработаны и апробированы занятия по формированию творческих способностей обучающихся.

Идея разработанных уроков: развитие и совершенствование творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей младших школьников через активизацию мыслительной деятельности и освоение различных художественных материалов и техник на уроках ИЗО и технологии.

Цель — развитие способностей детей через активизацию мыслительной деятельности, творческие задания, посещение выставок, музеев.

По завершению формирующего этапа исследования, была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик что и на констатирующем этапе исследования.

Динамика уровня сформированности творческих способностей у младших школьников обоих групп

Рис. 2. Динамика уровня сформированности творческих способностей у младших школьников обоих групп

Анализ динамики показателей развития творческих способностей младших школьников, после применения методик активизации мыслительной деятельности на уроках технологии и ИЗО показывает положительное влияние. Количество детей с низким уровнем творческого развития в экспериментальной группе снизился, а количество детей со средним и высоким уровнем соответственно увеличилось.

В то же время дети из контрольного класса, занимающиеся в обычном порядке, без использования экспериментальной работы, в своем творческом развитии остались на уровне показателей констатирующего эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования методик, активизирующих мыслительную деятельность и развивающих творческий потенциал, на уроках технологии и ИЗО.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
  2. Барканова О. В. Методики диагностики одаренности и креативности / О. В. Барканова. — Красноярск, 2016. — 196 с.
  3. Благодер В. Г. Развитие креативных способностей младших школьников: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://gel-school-5.ru/wp-content/uploads/2014/01/Uchebno-metodichesk oe-posobie.pdf (дата обращения: 16.06.21)
  4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: «Питер», 2017. — 221 с.
  5. Валишевская Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии и ИЗО // Инновационные педагогические технологии. — Казань: «Бук», 2016. — 43 с.
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2018. — 448 с.
  7. Уянаева Э. А. Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста / Э. А. Уянаева // Психология и педагогика — 2017. — № 44. — С. 70–75.


Задать вопрос