Формирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 11.01.2022

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Байкина, А. Д. Формирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте / А. Д. Байкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87755/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова : педагогика, дошкольное образование, сюжетно-ролевые игры.

Социализация дошкольника, усвоение им нравственного смысла взаимодействия с окружающими наиболее полно осуществляется в игровой деятельности. Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецирует его поведение в социальном взаимодействии с окружающими людьми.

Первый опыт отношений становится основой, на которой формируется дальнейшее развитие личности ребенка [1].

Следует отметить, что существенную роль в этом отношении играет детский сад. Он содействует развитию межличностных отношений. Дошкольный возраст — это генетически ранняя ступень социальной организации людей. От того, как сформируются отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, в группе детского сада — во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит, и его будущая судьба. Однако сегодня межличностные отношения детей дошкольного возраста вызывают тревогу [2].

Как отмечет Б. Г. Мещерякова, отношение — это выражение определенных связей, которые устанавливаются между людьми, а также различными сторонами окружающего мира, которые, затрагивая потребности, знания, убеждения, поступки и волевые проявления, сказываются на поведении и развитии личности [4].

По мнению В. Н. Мясищева, отношение — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающей из всей истории развития человека, выражающей его личный опыт и внутренне определяющая его действия и переживания [3].

Для того, чтобы экспериментальным путём определить характер взаимоотношений детей в группе, мы выбрали методику под названием «Игра в секрет» Т. А. Репина. Исследование проводилось в г. Рязани, в МБДОУ «ЦРР — детский сад № 26», в группе № 4 «Светлячки». Количество детей участвующих в эксперименте 18 (9 в контрольной группе и 9 в экспериментальной группе).

В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе:

— общее количество выборов, которые он получил;

— суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается степень выборов (первый выбор обозначается буквой А и оценивается в 5 баллов, второй (выбор Б) — в 4 балла, а третий (В) — в 3 балла) и их взаимность (при взаимности цена выборов удваивается — если ребенок получил взаимный выбор А, то он получает 10 баллов, если взаимный выбор Б — 8 баллов, В — 6 баллов).

Взаимным считается тот выбор, при котором дети дарят картинки друг другу (при этом не важно, одинаковые или разные по весу выборы).

Кроме того, в матрице соотносятся ожидаемые выборы и выборы, полученные в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. Таким образом, устанавливается мера осознанности ребенком своего статуса в группе. Этой мерой является соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми.

В результате обработки полученных данных собирается информация о том, какой статус имеет ребенок среди сверстников и насколько он его осознает. Обычно выделяют три статуса:

— высокий;

— средний;

— низкий.

Высокий статус имеют дошкольники, получившие наибольшее количество выборов; средний — дети, получившие 3–5 выборов; низкий — дошкольники, оставшиеся без картинок или получившие лишь одну.

В исследовании принимали участие 18 детей среднего дошкольного возраста (6 мальчиков и 12 девочек). Выборка была разделена на две группы: контрольную и экспериментальную.

Цель — изучить уровень межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста и особенности их проявления в сюжетно-ролевой игре.

Результаты исследования межличностных отношений в экспериментальной группе детей среднего дошкольного возраста по методике «Игра в секрет» отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Игра в секрет» (экспериментальная группа детей)

№ п/п

Ф.И.

Номера выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Лиза Б.

+

+

+

2

Артем Б.

+

+

+

3

Соня Ш.

+

+

+

4

Дима В.

+

+

+

5

Саша Н.

+

+

+

6

Тамерлан К.

+

+

+

7

Саша С.

+

+

+

8

Ульяна С.

+

+

+

9

Дарина С.

+

+

Кол-во выборов

4

5

1

4

4

2

3

4

1

Кол-во взаимных выборов

2

2

0

2

1

1

0

2

0

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Игра в секрет» (контрольная группа детей)

№ п/п

Ф.И.

Номера выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

О. Юля

+

+

+

2

П. Даша

+

+

+

3

П. Коля

+

+

+

4

П. Надя

+

+

5

П. Катя

+

+

+

6

С. Иван

+

+

+

7

С. Саша

+

+

+

+

8

С. Света

+

+

+

9

Т. Настя

+

+

+

Кол-во выборов

4

3

2

3

6

5

2

4

1

Кол-во взаимных выборов

3

2

2

3

3

3

1

3

0

Таким образом, выявлены следующие межличностные отношения:

— Предпочитаемые (дети, получившие наибольшее количество положительных выборов): 1 ребёнок в экспериментальной группе, 2 — в контрольной;

— Принятые (дети, получившие от 2–4 положительных выборов): 4 ребёнка в экспериментальной группе, 5 — в контрольной;

— Непринятые (дети, получившие один положительный выбор): 3 детей в экспериментальной группе, 2 — в контрольной;

— Отвергаемые (дети, получившие в основном отрицательные или нулевые выборы): 1 ребёнок в экспериментальной группе, 0 — в контрольной.

Для формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, получения ими позитивного социально-эмоционального детского опыта необходима целенаправленная воспитательная работа по организации игровой деятельности.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / под редакцией Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М, 1987. — С. 218–228
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. –М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
  3. Антипова Ж. В., Воробьева М. В. Научно-теоретические подходы к проблеме формирования коммуникативной компетенции у дошкольников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2017. — №.4. — С.17–23.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду //М.: Просвещение. — 1991. — Т.160.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор, дошкольный возраст, экспериментальная группа, ребенок, детский сад, балл, Игра, игровая деятельность, межличностное отношение детей, номер выборов.


Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес.

Формирование положительных взаимоотношений детей...

На протяжении дошкольного возраста взаимоотношения детей друг с другом существенно изменяются по всем параметрам: содержанию

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Нравственный выбор. − Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника?

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст...

Игра как средство формирования межличностных отношений...

 Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов

Взаимоотношения дошкольников формируются в игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа...

Результаты экспериментального исследования по развитию...

Дошкольный возраст – это особенно важный период в воспитании и развитии личности ребёнка. В возрасте с 4 до 7 лет у детей

Выявление предпочтений в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

Была разработана программаформирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста посредством игр. Цель и задачи программы по развитию у детей межличностных отношений: ‒ развивать у детей чувствительность к воздействию сверстника

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, жизнь ребенка, игровая деятельность дошкольников, сюжетно-ролевая игра.

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

Особенности межличностных отношений детей дошкольного... ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный

ребенок, III, сверстник, игра, выбор, дошкольный возраст, друг друга, показатель удовлетворенности детей, уровень...

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес.

Формирование положительных взаимоотношений детей...

На протяжении дошкольного возраста взаимоотношения детей друг с другом существенно изменяются по всем параметрам: содержанию

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый...

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Нравственный выбор. − Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника?

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст...

Игра как средство формирования межличностных отношений...

 Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов

Взаимоотношения дошкольников формируются в игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей, рисуночный тест, наличие колебаний.

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа...

Результаты экспериментального исследования по развитию...

Дошкольный возраст – это особенно важный период в воспитании и развитии личности ребёнка. В возрасте с 4 до 7 лет у детей

Выявление предпочтений в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста в условиях группы детского сада...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных...

Была разработана программаформирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста посредством игр. Цель и задачи программы по развитию у детей межличностных отношений: ‒ развивать у детей чувствительность к воздействию сверстника

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, жизнь ребенка, игровая деятельность дошкольников, сюжетно-ролевая игра.

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

Особенности межличностных отношений детей дошкольного... ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный

ребенок, III, сверстник, игра, выбор, дошкольный возраст, друг друга, показатель удовлетворенности детей, уровень...

Задать вопрос