Формирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 11.01.2022

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Байкина, А. Д. Формирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте / А. Д. Байкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87755/ (дата обращения: 25.01.2022).



Ключевые слова : педагогика, дошкольное образование, сюжетно-ролевые игры.

Социализация дошкольника, усвоение им нравственного смысла взаимодействия с окружающими наиболее полно осуществляется в игровой деятельности. Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецирует его поведение в социальном взаимодействии с окружающими людьми.

Первый опыт отношений становится основой, на которой формируется дальнейшее развитие личности ребенка [1].

Следует отметить, что существенную роль в этом отношении играет детский сад. Он содействует развитию межличностных отношений. Дошкольный возраст — это генетически ранняя ступень социальной организации людей. От того, как сформируются отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, в группе детского сада — во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит, и его будущая судьба. Однако сегодня межличностные отношения детей дошкольного возраста вызывают тревогу [2].

Как отмечет Б. Г. Мещерякова, отношение — это выражение определенных связей, которые устанавливаются между людьми, а также различными сторонами окружающего мира, которые, затрагивая потребности, знания, убеждения, поступки и волевые проявления, сказываются на поведении и развитии личности [4].

По мнению В. Н. Мясищева, отношение — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающей из всей истории развития человека, выражающей его личный опыт и внутренне определяющая его действия и переживания [3].

Для того, чтобы экспериментальным путём определить характер взаимоотношений детей в группе, мы выбрали методику под названием «Игра в секрет» Т. А. Репина. Исследование проводилось в г. Рязани, в МБДОУ «ЦРР — детский сад № 26», в группе № 4 «Светлячки». Количество детей участвующих в эксперименте 18 (9 в контрольной группе и 9 в экспериментальной группе).

В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе:

— общее количество выборов, которые он получил;

— суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается степень выборов (первый выбор обозначается буквой А и оценивается в 5 баллов, второй (выбор Б) — в 4 балла, а третий (В) — в 3 балла) и их взаимность (при взаимности цена выборов удваивается — если ребенок получил взаимный выбор А, то он получает 10 баллов, если взаимный выбор Б — 8 баллов, В — 6 баллов).

Взаимным считается тот выбор, при котором дети дарят картинки друг другу (при этом не важно, одинаковые или разные по весу выборы).

Кроме того, в матрице соотносятся ожидаемые выборы и выборы, полученные в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. Таким образом, устанавливается мера осознанности ребенком своего статуса в группе. Этой мерой является соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми.

В результате обработки полученных данных собирается информация о том, какой статус имеет ребенок среди сверстников и насколько он его осознает. Обычно выделяют три статуса:

— высокий;

— средний;

— низкий.

Высокий статус имеют дошкольники, получившие наибольшее количество выборов; средний — дети, получившие 3–5 выборов; низкий — дошкольники, оставшиеся без картинок или получившие лишь одну.

В исследовании принимали участие 18 детей среднего дошкольного возраста (6 мальчиков и 12 девочек). Выборка была разделена на две группы: контрольную и экспериментальную.

Цель — изучить уровень межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста и особенности их проявления в сюжетно-ролевой игре.

Результаты исследования межличностных отношений в экспериментальной группе детей среднего дошкольного возраста по методике «Игра в секрет» отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Игра в секрет» (экспериментальная группа детей)

№ п/п

Ф.И.

Номера выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Лиза Б.

+

+

+

2

Артем Б.

+

+

+

3

Соня Ш.

+

+

+

4

Дима В.

+

+

+

5

Саша Н.

+

+

+

6

Тамерлан К.

+

+

+

7

Саша С.

+

+

+

8

Ульяна С.

+

+

+

9

Дарина С.

+

+

Кол-во выборов

4

5

1

4

4

2

3

4

1

Кол-во взаимных выборов

2

2

0

2

1

1

0

2

0

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Игра в секрет» (контрольная группа детей)

№ п/п

Ф.И.

Номера выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

О. Юля

+

+

+

2

П. Даша

+

+

+

3

П. Коля

+

+

+

4

П. Надя

+

+

5

П. Катя

+

+

+

6

С. Иван

+

+

+

7

С. Саша

+

+

+

+

8

С. Света

+

+

+

9

Т. Настя

+

+

+

Кол-во выборов

4

3

2

3

6

5

2

4

1

Кол-во взаимных выборов

3

2

2

3

3

3

1

3

0

Таким образом, выявлены следующие межличностные отношения:

— Предпочитаемые (дети, получившие наибольшее количество положительных выборов): 1 ребёнок в экспериментальной группе, 2 — в контрольной;

— Принятые (дети, получившие от 2–4 положительных выборов): 4 ребёнка в экспериментальной группе, 5 — в контрольной;

— Непринятые (дети, получившие один положительный выбор): 3 детей в экспериментальной группе, 2 — в контрольной;

— Отвергаемые (дети, получившие в основном отрицательные или нулевые выборы): 1 ребёнок в экспериментальной группе, 0 — в контрольной.

Для формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, получения ими позитивного социально-эмоционального детского опыта необходима целенаправленная воспитательная работа по организации игровой деятельности.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / под редакцией Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М, 1987. — С. 218–228
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. –М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
  3. Антипова Ж. В., Воробьева М. В. Научно-теоретические подходы к проблеме формирования коммуникативной компетенции у дошкольников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2017. — №.4. — С.17–23.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду //М.: Просвещение. — 1991. — Т.160.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор, дошкольный возраст, экспериментальная группа, ребенок, детский сад, балл, Игра, игровая деятельность, межличностное отношение детей, номер выборов.


Задать вопрос