Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Лоншакова, К. Р. Оценка доступности социально-экономической городской среды для маломобильных жителей г. Читы / К. Р. Лоншакова, Д. И. Брик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87749/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье рассматриваются удовлетворенность доступностью общественного транспорта граждан с ОВ, современное состояние системы городской инфраструктуры, проблемы организации транспортной среды города Читы, а также вопрос качества транспортного обслуживания маломобильных групп населения.

Ключевые слова: доступная среда, маломобильные группы населения, доступность транспортной системы, городская мобильность.

Основной программой в России, обеспечивающей все сферы жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями (ОВ), является Государственная программа «Доступная среда». Одним из приоритетных направлений данного проекта считается гарантированное обеспечение социально-транспортной доступности приоритетных объектов и услуг во всех сферах жизнедеятельности инвалидов [1]. Транспортная доступность складывается из понятия безопасности и эффективности использования объектов социально-экономической среды, для различных групп населения, включая и лиц с ограниченными возможностями.

Молодые люди с ОВ, желающие само развиваться, испытывают психологические проблемы в результате изоляции от внешнего мира, вследствие, как физических нарушений, так и не доступности окружающей городской среды. Психо-эмоциональные расстройства приводят к депрессивным состояниям и стигматизации [2, 3]. Вопросы социально-психологической адаптации и занятости лиц с ОВ являются актуальными, независимо от места проживания.

Территория города Чита, является одной из самых протяженных по площади и всех западно-сибирских городов. Количество автомобильного транспорта ежегодно неуклонно растет. Плотность проживающего городского населения увеличивается за счет прибывающих граждан из районов края и других регионов. Пассажиропоток наиболее интенсивный в утренние и вечерние часы.

В перспективе развития городского хозяйства г. Чита, в рамках исполнению федеральных и региональных документов, одним из приоритетных направлений работы должно стать решение проблем с обеспечением доступной безбарьерной среды, создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности для маломобильных групп населения (МГН) и других групп инвалидности.

Цель исследования: анализ доступности объектов и услуг в разных сферах жизнедеятельности граждан с ОВ, проживающих в г. Чита.

Материалы и методы:

Волонтерами студенческого социально-педагогического отряда «Ойкос» ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», в рамках научно-исследовательской работы студентов, было проведено интервьюирование лиц с ОВ на предмет доступности объектов и услуг в городской среде. В исследовании приняло участие 21 человек, имеющие НОДА, зрения и слуха. Все имеют правовой статус инвалида. Полученные сведения проанализированы с помощью статистической обработки данных.

Результаты исследования.

Первый блок вопросов направлен на оценку удовлетворенности существующей в городе транспортной доступности лицами с ОВ. Установлено, что 4 (19 %) респондента, из числа людей с нарушением слуха, удовлетворены существующей системой передвижения. 17 человек (80,9 %) отметили ограниченные возможности передвижения в городском транспорте. Курсирующие общегородские автобусы и троллейбусы не оборудованы подъемниками, маршрутки частных предпринимателей полностью не приспособлены для проезда МГН. Остановки для посадки/высадки пассажиров не оборудованы тактильными плитками, мнемосхемами, стикерами. Нет информационного табло для ориентировки нуждающихся. Наличие высоких бордюр и отсутствие пандусов затрудняет посадку инвалидов-колясочников или передвигающихся на костылях. На вопрос: «Как же вы передвигаетесь по городу?» 15 (71,4 %) интервьюированных при передвижении обращаются за помощью к родным или сопровождающим лицам.

Второй блок вопросов включал анализ доступности социально-экономических объектов. 16 (76,1 %) человек отметили доступность административных учреждений, 15 человек (71,4 %) — торговых центров, 12 чел. (57,1 %) медицинских учреждений, 11 чел. (52,3 %) — социальные объекты (художественные выставки, музеи, кинотеатры), 10 чел. (47,6 %) спортивные сооружения. 17 (80,9 %) респондентов отметили достаточную толерантность граждан, готовых помочь, в той или иной ситуации. Молодые инвалиды, обучающиеся в учебных заведениях отметили реальную отзывчивость студенческой молодежи, предлагающих помощь в обеспечении доступности образовательной среды. Объективная помощь со стороны администрации и студентов вуза в адаптации и социализации лиц с ОВ, при инклюзивном образовании, помогает студентам с инвалидностью быстрейшей интеграции в студенческую среду [4].

Основными недостатками, по нашему мнению, в обеспечении беспрепятственной доступности для МГН и других категорий ограничений граждан к услугам муниципальных учреждений социально-экономической сферы г. Чита являются не эффективная целевая работа городских хозяйств, которая не сопоставима с теми задачами, которые ежегодно ставятся городской администрацией. 18 респондентов (85,7 %) отметило, что по прежнему остаются нерешенными большинство проблем с оборудованием доступности входных групп дверей в здания, ширины дверных проемов, которые не позволяют свободный доступ в здание, нет кнопок вызова, тактильных табличек, звуковых информаторов, лестничных подъемников, пандусов, оборудованных санитарных комнат и многих других сопоставимых к реалиям условий.

Выводы

Несмотря на имеющиеся положительные результаты в изменении доступности городской среды, остаются не решенными проблемы, которые вызывают озабоченность у граждан, имеющих маломобильную возможность, реализовать свои навыки, способности, умения. Административным городским структурам необходимо акцентировать внимание на обеспечении доступным транспортом, безбарьерной общегородской средой, включая и социально-экономические объекты жизнедеятельности.

Литература:

  1. Программа «Доступная среда». URL: https://bezpregrad.com/dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 10.01.2022)
  2. Kokhan S. T., Vinogradova N. I., Grabovskaya Ya. I. Cognitive sphere diagnostics in visually impaired students. Russian Journal of Education and Psychology, vol. 11, № 1 2020. — P. 7–15 DOI: https://doi.org/10.12731/2658–4034–2020–1–7–15
  3. Виноградова Н. И., Ходюкова Т. А., Кохан С. Т. Психологические факторы становления жизнестойкости студентов — инвалидов. Ученые записки ЗабГУ. 2019. том 14, № 2. с. 62–68. DOI: 10.21209/ 2658–7114–2019–14–2–62–68
  4. Ардашова Ю. И., Кохан С. Т. Особенности отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: сборник научных статей VII МНПК / Забайкал. гос. ун-т — Чита, 2016. — С. 950–960.
Основные термины (генерируются автоматически): маломобильная группа населения, анализ доступности, городская среда, транспортная доступность.


Ключевые слова

маломобильные группы населения, доступная среда, доступность транспортной системы, городская мобильность
Задать вопрос