Этапы пересмотра дел в уголовном процессе для выявления судебных ошибок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 11.01.2022

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Худошапова, Н. С. Этапы пересмотра дел в уголовном процессе для выявления судебных ошибок / Н. С. Худошапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 337-342. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87741/ (дата обращения: 24.01.2022).



В статье автор показывает этапы пересмотра дел в уголовном процессе для выявления судебных ошибок.

Ключевые слова : судебная ошибка, уголовный процесс, апелляция, кассация, надзор, европейский суд по правам человека.

Судебная ошибка — это результат судебной деятельности, свидетельствующий об отступлении от целей судопроизводства, таких как защита прав и законных интересов лиц, организаций, пострадавших от преступлений, незаконно осуждённых или незаконно обвинённых за совершение преступления либо ограниченных в их правах.

В статье «Судебные ошибки: проблемы, интерпретации, понятия» Устюгов А. А. при делении судебных ошибок на признаки придерживается следующей классификации:

1) появление при вынесении итогового судебного акта;

2) предполагаемый характер;

3) констатация и устранение специальным уполномоченным субъектом в специальном порядке;

4) специфический характер доказывания;

5) независимость от вины судьи, принявшего итоговый акт [4, с. 551].

Во всех российских законах и кодексах предусмотрена процедура пересмотра дела вышестоящими инстанциями.

Причины судебных ошибок совершенно разнообразны. Они могут возникнуть на любой стадии разбирательства дела, на любом уровне системы.

Условно возможно разделить ошибки на две группы: объективные и субъективные судебные ошибки.

Объективные судебные ошибки не зависят от судей, рассматривающих дела.

Субъективные судебные ошибки касаются и зависят напрямую от судьи. Примером может быть низкая квалификация судьи, уровень знаний.

Уменьшение количества судебных ошибок к минимуму–важнейшая задача для достижения целей уголовного судопроизводства [2, с. 12].

В настоящий момент существует три основных этапа пересмотра дела:

— подача апелляционной жалобы;

— подача кассационной жалобы;

— обжалование приговора в надзорном порядке.

Подача апелляционной жалобы для осуждённых и содержащихся под стражей становится возможна в течении десяти суток со дня вручения на руки копии приговора, определения, представления. Жалоба, предоставление на приговор, или иное решение могут быть поданы, так же в десятидневный срок со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда.

Если жалоба была подана позже установленного срока, то заявление будет возращено гражданину.

Особенность апелляции состоит в том, что она может быть подана до вынесения приговора. Орган, который обязан принять апелляцию, — суд, вынесший предыдущее решение. Если апелляция была подана после вынесения решения, то действие приговора приостанавливается.

Апелляционный процесс проходит на второй инстанции судебного разбирательства. Основным отличием от суда первой инстанции является рассмотрение жалобы не одним судьей, а тремя.

По результатам заседания может быть несколько вариантов развития событий:

  1. Ужесточение или смягчение приговора;
  2. Отправление дела на новое рассмотрение в связи с новыми обстоятельствами;
  3. Отправление дела на рассмотрение прокурору для исправления ошибок на досудебной стадии;
  4. Оставление приговора без изменений/отказ в жалобе.

Данное решение выносится в 15-дневный срок, после чего всех участников оповещают о решении.

По статистическим данным о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 1 полугодие 2021 года было принято в рассмотрение 166 027 апелляционных заявлений [3]. Рассмотрено 61 412 приговоров и других судебных постановлений по существу дела. На обвинительные дела приходится 57 835 жалоб, на оправдательные приговоры 957.

Таблица 1

Результаты апелляционного рассмотрения дел (по числу лиц)

Из таблицы 1 видно, что 13,4 % (7 801 из 57835 дел) обвинительных приговоров было изменено с положительным результатом (с вынесением оправдательного приговора, по реабилитирующим основаниям, с назначением судебного штрафа, с оставлением в силе другого, менее тяжкого обвинения, в связи со смертью, с примирением с потерпевшим, с деятельным раскаянием, со смягчением наказания). Кроме изменений с положительным результатом существуют дела, после апелляции, по которым приговор изменяется в сторону ужесточения. По данным официальной статистики количество таких дел составляет 2,1 % (1 215 из 57835 дел).

Оправдательные приговор постановляется в случаях, когда, не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению преступления, отсутствует состав преступления, вынесен оправдательный вердикт.

Оправдательный приговор означает признание подсудимого невиновным и влечет за собой его реабилитацию. Но встречаются случаи апелляционного процесса, когда оправдательный приговор был изменен. Согласно статистике, количество данных дел за 6 месяцев 2021 года составляет 46,6 % (446 из 957)

Основания к отмене или изменению приговора в апелляционном процессе

Рис. 1. Основания к отмене или изменению приговора в апелляционном процессе

Из диаграммы на рис. 1, составленной на основании данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, видно, большинство дел было пересмотрено по причине существенного нарушения уголовно-процессуального права [3]. На втором месте дела, к которым был, неправильно применен уголовный процесс.

Второй стадией обжалования приговора является кассационное производство.

Особенность кассационной жалобы в том, что она подается только после вступления приговора в законную силу и относится к исключительной стадии судебного судопроизводства.

При кассационном производстве проверяется соблюдение процессуальных норм в рассмотренном деле, а также законность приговора и заключения суда.

Для рассмотрения кассационной жалобы существуют специальные кассационные суды, а также свой процесс подачи документов.

Существует три ступени подачи кассационной жалобы.

Первая ступень — подача кассации в окружной кассационный суд. Подается жалоба в судебную коллегию по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции своего округа. Всего данных округов девять. Подача осуществляется через суд первой инстанции (суд, который вынес обжалуемое решение). Данный суд первой инстанции технически проверяет жалобу, оповещает всех лиц, после чего происходит передача дела в суд. На первой ступени дела проходят проверку в сплошном порядке.

Сплошная кассация — назначение судебного заседания суда кассационной инстанции, без предварительного решения судьи о передачи кассационной жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании. В данном случае процесс будет рассмотрен в судебном заседании тремя кассационными судьями. Появляется данная стадия на первой ступени кассации.

На данном этапе срок подачи жалобы ограничен и составляет 6 месяцев.

Вторая ступень — подача жалобы в коллегию по уголовным делам Верховного суда. Очень важно понимать, что нельзя подать жалобу в коллегию без первой ступени рассмотрения дела. Данные жалобы возвращаются без рассмотрения.

Процесс изучения происходит в выборочном порядке.

Выборочная кассация — назначение судебного заседания суда кассационной инстанции, с предварительным решением судьи о передачи кассационной жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании. В данном случае процесс будет рассмотрен одним судьей.

В отличии от первой ступени, здесь жалоба попадает напрямую в суд кассационной инстанции.

Третья ступень — подача жалобы председателю Верховного Суда.

Данная ступень возможна при отрицательном результате решения Верховного суда (постановление об отказе в передачи жалобы на рассмотрении суда).

Данная ступень является последим этапом рассмотрения дела в кассационной инстанции.

Таблица 2

Результаты кассационного рассмотрения дел

Рассмотрено дел за отчетный период

без удовлетворения

с удовлетворением

Всего рассмотрено по жалобам и представлениям

Жалоб

Представлений

Жалоб

Представлений

17 736

10 214

517

4 489

2 516

По статистическим данным, о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за 1 полугодие 2021 года было принято в рассмотрение 87 100 жалоб в кассационную инстанцию. Всего обжаловано 17 736 приговоров [3].

Из таблицы 2 видно, что количество жалоб, рассмотренных и вынесенных с положительным результатом (с удовлетворением жалоб и представлений), составляет 39,4 % от общего количества дел, рассмотренных судом кассационной инстанции, в то время как количество дел, оставленных без удовлетворения, составляет 60,5 % от общего количества дел, рассмотренных судом кассационной инстанции.

Как и кассация, судебный надзор относится к решениям, которые уже были вынесены, т. е. к уже вступившим в законную силу. Данная жалоба подается в Верховный суд РФ и содержит в себе помимо общих сведений, (о суде, вынесшем приговор, и лице, подавшем жалобу) информацию о решениях апелляционных и кассационных инстанций, их запросы, а также результаты этих запросов. Срок рассмотрения надзорной жалобы составляет два месяца.

После тщательного изучения дела будет осуществлен один из двух вариантов событий:

  1. Отказ в рассмотрении представления в судебном заседании ВС РФ.

Данный вариант возможен, если в деле не найдено оснований, для пересмотра судебного решения в порядке надзора.

  1. Передача представления, жалобы в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Основная задача надзорной инстанции в выявлении существенных нарушений уголовных и уголовно-процессуальных законов, повлиявших на исход дела, либо выявление обстоятельств и доказательств невыполнения обязательств, предусмотренных досудебным соглашением.

Таблица 3

Результаты надзорного рассмотрения дел

Остаток нерассмотренных дел на начало года

Поступило дел за отчетный период

Рассмотрено дел за отчетный период

Остаток нерассмотренных дел на конец отчетного периода

без удовлетворения

с удовлетворением

всего рассмотрено по жалобам и представлениям

жалоб

представлений

жалоб

Представлений

19

129

13

18

1

1

101

108

1

2

116

129

32

По статистическим данным о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 1 полугодие 2021 года было принято в рассмотрение 2 150 дел в надзорную инстанцию [3]. Всего рассмотрено 116 жалоб и представлений.

Из таблицы 3 видно, что количество жалоб, рассмотренных и вынесенных с положительным результатом (с удовлетворением жалоб и представлений), составляет 87,9 %, в то время как количество дел, после надзорного процесса оставляют без удовлетворения составляет 12,1 %. При этом важно отметить, что в 88,1 % дел (2 034 дела из 2 150) отказано в рассмотрении судом надзорной инстанции, по причине возвращения заявителю и направления на рассмотрение в другие органы.

Еще одним органом, рассматривающим жалобы лиц в рамках исполнения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Задача Суда обеспечить соблюдение государствами-участниками Конвенции прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Осуществляется Судом путем рассмотрения жалоб, поданных гражданами, организациями, в редких случаях государствами.

ЕСПЧ вправе:

— признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;

— присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;

— рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;

— устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определённом государстве, носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем, предписывает этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;

— рассматривать запрос Комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда по правам человека;

— давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета министров Совета Европы;

— выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

По итогу будет сформулировано одно из трех решений:

— решение о неприемлемости, оформленное в виде письма, адресованного заявителю;

— решение о неприемлемости или приемлемости жалобы, в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский язык именуемого собственно «решением»;

— окончательное решение по делу в переводе на русский язык, именуемое постановлением.

Для вынесения постановления, жалоба поданная в ЕСПЧ проходит обязательно проверку и тщательное изучение. В первую очередь проверяется, действительно ли были совершены нарушения, касаемые прав и свобод человека, защищаемой Конвенцией, приложены ли все документы, необходимые для аргументации и доказательства данного факта, а также отвечают ли они формальным требованиям Конвенции.

Таблица 4

Статистика запросов в ЕСПЧ по странам за 2017–2020 г.

C:\Users\user\YandexDisk-ob@perevod58.ru\Скриншоты\2021-12-01_15-53-34.png

В 2020 г. Европейский суд по правам человека принял 41 700 жалоб, в то время как в 2019 данная цифра была больше на 6 % — 44 500 жалоб. Количество дел из России, переданных судейским составам ЕСПЧ, составляет 8 923, что на 30 % меньше, чем в 2019 году. Первое место по количеству жалоб, поданных в ЕСПЧ, занимает Турция с 9104 делами.

Постановление является единственным документом, в котором ЕСПЧ может признать нарушение прав человека.

В настоящий момент, Российская Федерация находится на втором месте по жалобам, поданным в Европейский Суд по правам человека.

Подводя итог, можно сказать, что в настоящие время система рассмотрения жалоб и пересмотра дел, достаточно широка. Она выстроена в соответствии с мировым опытом и общечеловеческими ценностями и направлена на максимальное содействию заявителю в реализации его права на справедливый суд. Многоуровневое рассмотрение жалобы разными инстанциями, позволяет свести количество судебных ошибок к минимуму.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  2. Михалкин Н. В. Логика и аргументация в судебной практике: учебное пособие.  СПб., 2004.  175 с.
  3. Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2021 года
  4. Устюгов, А. А. Судебные ошибки: проблемы, интерпретации, понятия / А. А. Устюгов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 556–558.
Основные термины (генерируются автоматически): жалоба, дело, Верховный Суд, кассационная инстанция, Европейский Суд, кассационная жалоба, Российская Федерация, суд, общая юрисдикция, отчетный период.


Задать вопрос