Проблема поликультурного образования в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 10.01.2022

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Елистратова, В. А. Проблема поликультурного образования в начальной школе / В. А. Елистратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87707/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образования в начальной школе. Данная тема является значимой в условиях современного социокультурного положения нашего государства.

Ключевые слова: поликультурное образование, культура, толерантность, образовательный процесс.

This article presents the characteristics of multicultural education, its essence, and features. Related concepts and scientific views on the problem of multicultural education in schools are considered. The ways of implementing multicultural education in primary school are presented. This topic is significant in the conditions of the modern socio-cultural situation of our state.

Keywords: multicultural education, culture, tolerance, educational process.

Россия — многонациональная страна. На её территории проживает около 200 народов. Для успешного развития общества и государства необходимо взаимодействие и сотрудничество всех членов общества. Чтобы достичь данной цели необходимо учить детей толерантности, уважению к другим национальностям и культурам, а также делиться народными знаниями и опытом. Данные аспекты воспитания должны затрагиваться не только в семье, но и в образовательных учреждениях.

Согласно ФГОС НОО в личностных результатах на первые места, помимо формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, ставит такой результат как формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Таким образом на первое место в воспитании личности ребенка выходит поликультурность.

Что такое поликультурность? Поликультурность — это качественная характеристика личности, которая свидетельствует о ее способности жить и успешно функционировать в поликультурной среде, уважать и принимать культурные различия при условии их гуманистического содержания. [2, с.38] Многие отечественные и зарубежные учёные занимались раскрытием этого многогранного понятия в своих работах (Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, Б. Л. Вульфсон, Ю. С. Давыдов и др.).

Поликультурность является результатом поликультурного образования. Поликультурное образование строится в пространстве, называемом образовательной кросс-культурой, — совокупностью различных информационно-педагогических сред, которые взаимодействуют между собой в виде образовательной коммуникации. Механизм взаимопроникновения напоминает физический процесс диффузии: компоненты культур усваиваются другими культурами [1, с. 4].

Своей целью поликультурное образование ставит формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное воспитание есть способ стать толерантными в отношении иных субкультур, непримиримым к дискриминации и расизму [4, с. 56].

Этот процесс является очень сложным и трудоёмким. Необходимо грамотно строить учебный процесс для достижения положительных результатов. В современном образовании этому уделяется большое внимание, но на наш взгляд, данная проблема остро встаёт среди начального образования, так как научить детей младшего школьного возраста терпимости и толерантности, может быть сложно. Понятия, раскрывающие сущность поликультурного образования могут быть трудны для понимания детьми. Для решения этой проблемы мы предлагаем рассмотреть существующие способы реализации поликультурного образования в начальной школе и предложить разработанные нами методы, направленные на расширение знаний в области культуры, традиций и особенностей разных народов среди младших школьников.

Наиболее распространёнными в образовательном процессе являются следующие способы реализации поликультурного образования:

  1. Мероприятие «Ярмарка народов». При подготовке к фестивалю каждый класс выбирает одну национальность, которая проживает на территории России. Проводятся исследовательские работы с целью познакомиться с бытом, культурой, традициями и национальными особенностями данного народа. На общешкольном концерте класс представляет «свою национальность». Это могут быть танцы, костюмы, инсценирование обрядов и др.
  2. Классные часы на темы «Все мы дети мира», «Я — часть своей страны», «Один за всех и все за одного» и т.д. В основу построения данных мероприятий положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий достижению задач мероприятия. Учащиеся осознают свою принадлежность к обществу.
  3. Тематическая игра «Путешествие в страну Толерантности». Форма данного мероприятия может быть разной, например, «путешествие по станциям, планетам или странам» в ходе которого учащиеся узнают что-то новое о культуре и особенностях народов.

Как мы видим в процессе поликультурного образования младших школьников преобладает игровая деятельность. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам.

Овладение поликультурными знаниями в начальной школе может происходить не только в процессе игровой или творческой деятельности. Мы предлагаем проследить особенности той или иной культуры на уроках русского языка и литературы в начальной школе, например, при изучении фольклора. Учащиеся могут сравнить пословицы и поговорки разных народов, выявить особенности культуры, через внешность и поведение персонажей. Такая работа не только интересна, но и способствует развитию мышления и аналитического склада ума школьников.

Также мы предлагаем вызвать обсуждение заданной педагогической ситуации. Учащимся может быть зачитан текст, например письмо другу в другую страну, содержание которого будет отображать тематику поликультурного воспитания. В ходе обсуждения могут быть заданы вопросы «Правильно ли поступил герой этой истории?», «Какие особенности культуры показал нам данный герой?», «Что такое уважение для героя?» и др.

Ещё одним способом реализации поликультурного образования могут выступать тренинги, направленные на сплочение коллектива, раскрытие личности каждого учащегося и формирование уважения к интересам товарищей.

Наиболее наглядным на наш взгляд может быть приглашение представителя той или иной культуры на урок. Гость может поделиться знаниями о своей культуре и ответить на вопросы обучающихся. Данный метод поможет не только расширить знания школьников, но и сохранить культурные ценности того или иного народа, так как наблюдается тенденция утраты первозданных знаний о той или иной культуре.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России — становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Таким образом, важно уделять внимание поликультурному образованию, начиная с начальной школы, ведь именно тогда закладывается фундамент отношений в обществе, дети учатся уважению друг к другу, формируется гармоничная личность и обогащается внутренний мир ребёнка.

Литература:

  1. Богданова О. Е. Развитие кросс-культурной компетентности инновационный ресурс современного образования // Вестник ТГПУ. 2004. № 5.
  2. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревнская // Педагогика. — 1999. — № 3.
  3. Кругликов, В. А. Образ «человека культуры» / В. А. Кругликов. — М., 1986. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное образование, начальная школа, культура, способ реализации, игровая деятельность, народ, образовательный процесс, поликультурная среда, поликультурное воспитание, Россия.


Задать вопрос