Проблема обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования в Алтайском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 18.01.2022

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Иртамаева, К. А. Проблема обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования в Алтайском крае / К. А. Иртамаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87450/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: система образования, Алтайский край, высшее образование, среднее профессиональное образование, образовательные организации, студенты, население, востребованные профессии.

Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния сферы образования. Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом.

Система образования, в качестве одного из важнейших элементов общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Это в полной мере относится и к системе профессионального образования, но при этом ее главной задачей является обеспечение кадровых потребностей экономики региона.

Система образования Алтайского края по состоянию на 2019 год включает в себя 54 профессиональных образовательных организации, в том числе 39 подведомственных Минобрнауки Алтайского края (16 расположены в сельской местности), 8 государственных вузов и 14 филиалов вузов [1].

Сравнивая с показателями прошлых лет (в 2017 году количество профессиональных образовательных организаций составляло 58), можно сделать вывод, что в Алтайском крае наблюдается снижение количества профессиональных образовательных учреждений. Но сами по себе эти цифры не дают представления о системе образования региона. Для этого приведем сравнительный анализ двух показателей: численность самостоятельных образовательных учреждений и численность обучающихся студентов в расчете на 1000 человек населения за 2019 год, Алтайского края с другими субъектами Российской Федерации (РФ).

Численность самостоятельных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам среднего профессионального образования, в расчете по Алтайскому краю составила 0,023, это выше, чем по РФ — 0,022, но ниже, чем по Сибирскому Федеральному округу (СФО) — 0,027. Численность студентов образовательныхорганизаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования, по Алтайскому краю составила 22, по СФО — 24, по РФ — 21 [3]. По числу студентов среднего профессионального образования на 1000 жителей Алтайский край, находится на достаточно высоком уровне, который превышает уровень Российской Федерации в целом. Это говорит о том, что Алтайский край готовит большое количество студентов со средним профессиональным образованием.

Далее рассмотрим численность самостоятельных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам высшего образования, в расчете по Алтайскому краю составила 0,003, по СФО — 0,004, по РФ — 0,005. Численность студентов, обучающихся в организациях, осуществляющих деятельность по программам высшего образования,поАлтайскому краю составила 21, по СФО — 27, по РФ — 28 [4].

Как в Алтайском крае, так и в России в целом показатели количество образовательных организаций и соответственно число студентов организаций среднего профессионального образования выше, чем у организаций высшего образования, это говорит о том, что на выходе людей имеющий среднее профессиональное образование больше, чем людей с высшим образованием.

Рассмотрим такой показатель, как состав занятого населения по уровню образования (в процентах к итогу). В РФ высшее образование имеют 34,2 %, среднее профессиональное 45 % населения. В СФО высшее образование имеют 29,4 %, среднее профессиональное 43,9 % населения. В Алтайском крае высшее образование имеют 25,2 %, среднее профессиональное 46 % населения. Уровень высшего образования в Алтайском крае в сравнении с РФ и СФО значительно ниже, тогда как уровень среднего профессионального образования в Алтайском крае выше как СФО, так и РФ в целом [2].

Наиболее востребованными профессиями на регистрируемом рынке труда Алтайского края по итогам 1 полугодия 2020 года являются врачи (1881 вакансий), медицинские сестры (1093 вакансии), учителя (770 вакансий), фельдшеры (554 вакансии) и инженеры (166 вакансии) и т. д. Но численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы значительно ниже потребностей рынка, так на должность врачей пришло 29 человек, медицинских сестер — 178, учителей — 148, фельдшеров — 30 и инженеров — 34 [5].

Исходя из потребностей и наличии вакантных рабочих мест можно сделать вывод о том, что система высшего образования Алтайского края действительно нуждается в развитии, но вместе с тем по отдельным направлениям подготовки система высшего образования закрывает в полном объеме, следовательно, необходимо развивать подготовку медицинских кадров, учительских кадров и инженеров.

Литература:

  1. Итоговый отчет Министерства образования и науки Алтайского края «О результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Алтайского края за 2019 год» // http://www.educaltai.ru/education_system/education-statistics/2020/
  2. Регионы России. Социально-экономические показатели. Образование // https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm
  3. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2019/20 учебного года // https://docs.edu.gov.ru/document/11cb97d9bbd427c234720b0d69007a6d/
  4. Сведения об образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в разрезе субъектов Российской Федерации // https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-ob-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-osushchestvlyayushchikh-obrazovatelnuyu-deyatelnost-po-
  5. Интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского края: http://portal.aksp.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, высшее образование, профессиональное образование, РФ, система образования, вакансия, программа среднего, Российская Федерация, среднее, численность студентов.


Похожие статьи

Современное состояние и проблемы развития среднего...

Среднее профессиональное образование (СПО) — это особый социальный институт, который в образовательном комплексе имеет свою структуру и логику развития. В системе непрерывного образования СПО выполняются социальные, образовательные, воспитательные, личностно...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Осуществление модернизации системы высшего профессионального образования должно также

Рис. 2. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета

По подсчетам Министерства образования и науки сокращение количества студентов с 7,5 млн в...

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества...

Развитие в России среднего профессионального образования...

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается содержание...

Профессиональная переподготовка трудовых ресурсов

В отличие от второго высшего образования, переподготовка обеспечивает отличное начало для карьерного роста и помогает значительно сократить организационные расходы и время на адаптацию к новой профессиональной сфере, а также минимизировать затраты на обучение.

Актуальность подготовки студентов профессиональных...

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа. Законодательное регулирование отношений в...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет

При оценке системы образования в РФ около 90 % родителей советуют своим детям поступать в высшие учебные заведения.

Современная система высшего образования Российской...

Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация. В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования.

Система и компетенция государственных органов управления...

среднего профессионального образования; высшего образования — бакалавриата. высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации. Министерство образования и науки РФ с целью осуществления нового закона реализует несколько проектов...

Похожие статьи

Современное состояние и проблемы развития среднего...

Среднее профессиональное образование (СПО) — это особый социальный институт, который в образовательном комплексе имеет свою структуру и логику развития. В системе непрерывного образования СПО выполняются социальные, образовательные, воспитательные, личностно...

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Осуществление модернизации системы высшего профессионального образования должно также

Рис. 2. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета

По подсчетам Министерства образования и науки сокращение количества студентов с 7,5 млн в...

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества...

Развитие в России среднего профессионального образования...

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается содержание...

Профессиональная переподготовка трудовых ресурсов

В отличие от второго высшего образования, переподготовка обеспечивает отличное начало для карьерного роста и помогает значительно сократить организационные расходы и время на адаптацию к новой профессиональной сфере, а также минимизировать затраты на обучение.

Актуальность подготовки студентов профессиональных...

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа. Законодательное регулирование отношений в...

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет

При оценке системы образования в РФ около 90 % родителей советуют своим детям поступать в высшие учебные заведения.

Современная система высшего образования Российской...

Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация. В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования.

Система и компетенция государственных органов управления...

среднего профессионального образования; высшего образования — бакалавриата. высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации. Министерство образования и науки РФ с целью осуществления нового закона реализует несколько проектов...

Задать вопрос