Проблема обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования в Алтайском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 18.01.2022

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Иртамаева, К. А. Проблема обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования в Алтайском крае / К. А. Иртамаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87450/ (дата обращения: 27.01.2022).



Ключевые слова: система образования, Алтайский край, высшее образование, среднее профессиональное образование, образовательные организации, студенты, население, востребованные профессии.

Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния сферы образования. Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом.

Система образования, в качестве одного из важнейших элементов общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Это в полной мере относится и к системе профессионального образования, но при этом ее главной задачей является обеспечение кадровых потребностей экономики региона.

Система образования Алтайского края по состоянию на 2019 год включает в себя 54 профессиональных образовательных организации, в том числе 39 подведомственных Минобрнауки Алтайского края (16 расположены в сельской местности), 8 государственных вузов и 14 филиалов вузов [1].

Сравнивая с показателями прошлых лет (в 2017 году количество профессиональных образовательных организаций составляло 58), можно сделать вывод, что в Алтайском крае наблюдается снижение количества профессиональных образовательных учреждений. Но сами по себе эти цифры не дают представления о системе образования региона. Для этого приведем сравнительный анализ двух показателей: численность самостоятельных образовательных учреждений и численность обучающихся студентов в расчете на 1000 человек населения за 2019 год, Алтайского края с другими субъектами Российской Федерации (РФ).

Численность самостоятельных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам среднего профессионального образования, в расчете по Алтайскому краю составила 0,023, это выше, чем по РФ — 0,022, но ниже, чем по Сибирскому Федеральному округу (СФО) — 0,027. Численность студентов образовательныхорганизаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования, по Алтайскому краю составила 22, по СФО — 24, по РФ — 21 [3]. По числу студентов среднего профессионального образования на 1000 жителей Алтайский край, находится на достаточно высоком уровне, который превышает уровень Российской Федерации в целом. Это говорит о том, что Алтайский край готовит большое количество студентов со средним профессиональным образованием.

Далее рассмотрим численность самостоятельных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам высшего образования, в расчете по Алтайскому краю составила 0,003, по СФО — 0,004, по РФ — 0,005. Численность студентов, обучающихся в организациях, осуществляющих деятельность по программам высшего образования,поАлтайскому краю составила 21, по СФО — 27, по РФ — 28 [4].

Как в Алтайском крае, так и в России в целом показатели количество образовательных организаций и соответственно число студентов организаций среднего профессионального образования выше, чем у организаций высшего образования, это говорит о том, что на выходе людей имеющий среднее профессиональное образование больше, чем людей с высшим образованием.

Рассмотрим такой показатель, как состав занятого населения по уровню образования (в процентах к итогу). В РФ высшее образование имеют 34,2 %, среднее профессиональное 45 % населения. В СФО высшее образование имеют 29,4 %, среднее профессиональное 43,9 % населения. В Алтайском крае высшее образование имеют 25,2 %, среднее профессиональное 46 % населения. Уровень высшего образования в Алтайском крае в сравнении с РФ и СФО значительно ниже, тогда как уровень среднего профессионального образования в Алтайском крае выше как СФО, так и РФ в целом [2].

Наиболее востребованными профессиями на регистрируемом рынке труда Алтайского края по итогам 1 полугодия 2020 года являются врачи (1881 вакансий), медицинские сестры (1093 вакансии), учителя (770 вакансий), фельдшеры (554 вакансии) и инженеры (166 вакансии) и т. д. Но численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы значительно ниже потребностей рынка, так на должность врачей пришло 29 человек, медицинских сестер — 178, учителей — 148, фельдшеров — 30 и инженеров — 34 [5].

Исходя из потребностей и наличии вакантных рабочих мест можно сделать вывод о том, что система высшего образования Алтайского края действительно нуждается в развитии, но вместе с тем по отдельным направлениям подготовки система высшего образования закрывает в полном объеме, следовательно, необходимо развивать подготовку медицинских кадров, учительских кадров и инженеров.

Литература:

  1. Итоговый отчет Министерства образования и науки Алтайского края «О результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Алтайского края за 2019 год» // http://www.educaltai.ru/education_system/education-statistics/2020/
  2. Регионы России. Социально-экономические показатели. Образование // https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm
  3. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2019/20 учебного года // https://docs.edu.gov.ru/document/11cb97d9bbd427c234720b0d69007a6d/
  4. Сведения об образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в разрезе субъектов Российской Федерации // https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-ob-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-osushchestvlyayushchikh-obrazovatelnuyu-deyatelnost-po-
  5. Интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского края: http://portal.aksp.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, высшее образование, профессиональное образование, РФ, система образования, вакансия, программа среднего, Российская Федерация, среднее, численность студентов.


Задать вопрос