Реализация вероисповедной политики Министерством внутренних дел по отношению к раскольникам в XIX веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 08.01.2022

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Железова, Л. Ю. Реализация вероисповедной политики Министерством внутренних дел по отношению к раскольникам в XIX веке / Л. Ю. Железова, Ю. В. Сидоркин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87688/ (дата обращения: 16.04.2024).



Государственно-религиозные отношения в России были отчасти предопределены византийскими традициями, суть их состояла в том, что государство и Церковь воспринимались как некий единый организм. Разумеется, что это отразилось на степени религиозной свободы подданных Российской империи. Религия была идеологической опорой власти, поэтому вопрос об охране религии стоял довольно остро [1, с. 18].

Раскол, произошедший в XVII веке, имел очень серьезные последствия. Он разделил не только Церковь, но самое главное общество. В связи с этим обеспечить охрану религии стало одной из первоочередных целей власти.

Между существующими воззрениями на церковный раскол выделяют два совершенно противоположных [2, с. 6]., первые видят в расколе явление чисто религиозное, другие же склоняются к тому, что данное явление носит религиозно-политический характер. Мы придерживаемся второй точки зрения, поскольку, на наш взгляд, раскол представляет собой не столько религиозное явление, сколько религиозно-политическое. Доказательством этому может послужить тот факт, что для контроля за деятельностью раскольников привлекались специально созданные органы, а также МВД. Строгие меры против раскольников вызывали среди них громкий ропот на правительство и доводили их даже до восстаний против законной власти, а это в свою очередь создавало угрозу для императора, да и всего государства. На наш взгляд, именно поэтому к решению данной проблемы привлекли МВД.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть, политику императоров по отношению к раскольникам и выяснить роль МВД по борьбе с проблемами, вызванными расколом.

17 столетие — это период, когда Российское государство превращается из монархии, основанной на представительстве сословий, в абсолютную монархию. Этот процесс превращения государств имел место по всей Европе. Непременным атрибутом этого превращения государства в новую государственную формацию был конфликт с Церковью. Во второй четверти 17 столетия при первых Романовых государство ставило задачи по ограничению церковной самостоятельности. Одним из первых актов было Соборное Уложение Алексея Михайловича. Именно Соборное Уложение стало поводом для конфликта патриаршей и царской власти. Для Петра I опыт конфликтных взаимоотношений отца с патриархом Никоном был очень актуален. После смерти последнего патриарха Андриана Петр I лишь в 1721 году создает новую форму взаимоотношений государства с церковью, которая выражалась в принятии Духовного регламента, согласно которому патриаршество упраздняется и учреждается коллегиальный орган по делам Церкви — Синод. Политика Петра I в отношении старообрядцев отличалась крайней нетерпимостью, историк Я. К. Грот отмечал: «Принцип свободы совести не мог быть распространён в равной степени на разногласия в лоне господствующей церкви» [3]. Долго Пётр относился снисходительно, говоря: «Если они честные, работящие люди, то пусть веруют, во что хотят: если их нельзя обратить рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть — ни они той чести не достойны, ни стране прибыли от того не будет» [4]. Но, с другой стороны, нельзя было допускать усиления раскола, а между тем последователи его оказались злейшими врагами преобразования, проповедовали появление в царе антихриста, толпами удалялись в леса и пустыни, уклонялись от службы и труда.

Особый интерес представляет XIX век, поскольку в этот период времени создается МВД, которое фактически берет на себя решение всех вопросов, касающихся раскольников, а также создаются специальные органы по надзору за раскольниками — Секретные комитеты.

Александр I (1801–1825) терпимо относился к староверам. В собрании постановлений по части раскола содержится следующее предписание императора: «Общее правило, принятое мною, состоит в том, чтобы, не делая насилия совести и не входя в разыскание внутреннего исповедания веры, не допускать однако же никаких внешних доказательств отступления от Церкви и строго воспрещать в сем соблазны не в виде ересей, но как нарушение общественного благочиния и порядка» [5]. Данное мнение Комитета Министров было вынесено 17 октября 1824, однако официально утверждено оно было лишь 9 января 1826 года. То есть в период правления Александра I старообрядцем было разрешено жить по своим обрядам. Гонениям раскольники не подвергались, наказывались лишь распространители раскола. Однако, несмотря на терпимость к старообрядцу, Александр I 14 марта 1825 года в Санкт-Петербурге создал первый Секретный совещательный комитет по делам раскольников. На данном этапе основная задача данного комитета заключалась в рассмотрении дел о расколе, а также в координации деятельности различных ведомств по вопросам старообрядческих общин. Он не подчинялся МВД, но тесно взаимодействовал с ним. Именно МВД предоставляло в Петербургский комитет все секретные сведения о старообрядцах, а рассмотрением занимался непосредственно Комитет. Однако уже 11 августа 1825 года все приговоры по делам раскольников передаются в ведение Министерства внутренних дел.

Николай I, в делах Русской Православной Церкви был прагматичен. Его конфессиональная политика выражалась в стремлении утвердить религиозную монолитность страны. Более того император Николай I следил за численностью раскольников, осуществлялась эта деятельность через Министерство внутренних дел. Так, по повелению императора от 26 февраля 1826 года начальники губерний должны были постоянно доставлять министерству внутренних дел к 1 января ведомости о числе старообрядцев и раскольников. Более того совершался надзор за молитвенными зданиями. Так, 17 августа 1826 года Император собственноручно повелел собрать сведения обо всех церквях и часовнях.

Самый болезненный удар по старообрядцам был нанесен 10 мая 1827 года, когда управляющий Министерством внутренних дел внес записку в Комитет министров по которой, раскольническим священникам было запрещено переезжать из одного уезда в другой. Со временем роль МВД по надзору над раскольниками все более возрастает. Так, 30 мая 1827 года циркуляром было предложено: ведомости о старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект к 1 января каждого года доставлять в Министерство Внутренних Дел, вне зависимости от того предоставлялись ли они в III отделение СЕИВК или нет.

Большое значение в организации деятельности по борьбе с расколом сыграл Секретный Совещательный Комитет по делам раскола. Цель Комитета заключалась в следующем: «дать решениям дел сего рода более взаимной одного с другим сообразности и точности чтобы при соблюдении безвредной терпимости к разномыслящим по возможности направлять их к сближению с церковью, и чтобы не давать способов распространяться вредным учениям». С момента возникновения данного органа роль МВД в борьбе с раскольниками стала второстепенной. Теперь все основные решения принимал комитет, однако уже 23 апреля 1832 года издается постановление «О принятии к постоянному руководству по Министерству Внутренних Дел Высочайшего повеления 31 января 1832 года». Указом от 8 октября 1835 года Начальникам Губерний было предписано постоянно к 1 января докладывать в Министерство Внутренних Дел информацию о числе старообрядцев и раскольников разных согласий и сект, а также о числе раскольнических церквей, часовен, монастырей и скитов, Министерство Внутренних дел, в соответствии с этим же указом, должно было предоставлять эти данные в Секретный Комитет в незамедлительном порядке. В феврале 1837 года полномочия МВД в делах по раскольникам расширяются.

Так, в соответствии с Величайшим повелением от 13 февраля 1837 года было постановлено чтобы наиболее вредные члены сект не имели права на общественные отличия, наблюдать за соблюдением данного повеления приказывалось: Министерству Внутренних Дел, Министерству Юстиций и Министерству Финансов.

В завершении хотелось бы отметить, что политика императоров по отношению к раскольникам постоянно менялась и вызвано это было не стабильностью в стране. Однако, что касается МВД, то на основании собрания постановлений МВД по части раскола можно утверждать, что именно на Министерство внутренних дел возлагались основные задачи, связанные с расколом.

Литература:

  1. Ершова, О. П. Старообрядчество и власть: научная и учебная литература. — М., 1999. — С.18.
  2. Суботин, Н. И. Раскол как орудие враждебных России партий. — М., 1867. С. Грот, Я. К. Петр Великий как просветитель России. — URL: http://www.azlib.ru/g/grot_j_k/text_0020.shtml (дата обращения: 01.03.2021)
  3. Иванов, И. М. Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность: биографии и мемуары, документальная литература. — URL: https://www.litres.ru/i-m-ivanov/petr-velikiy-ego-zhizn-i-gosudarstvennaya-deyatelnost/chitat-onlayn/ (дата обращения: 03.03.2021)
  4. Собрание постановлений по части раскола. Т.1. Постановления министерства внутренних дел. — 1863. — URL: https://www.prlib.ru/item/359216 (дата обращения: 03.03.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): дело, раскольник, Министерство, церковь, III, дело раскольников, Начальник Губерний, охрана религии, Секретный Совещательный Комитет, Соборное Уложение.


Похожие статьи

«Дело Бейлиса» в зеркале исторической антропологии

Дело было взято под особый контроль Министерства юстиции.

Картина усугублялась падением авторитета церкви, той организации, с которой связывали сохранение

Таким образом, с ослаблением доминирования церкви в деле производства духовных ценностей...

Законодательные и правоприменительные аспекты...

За Прошкиным делом сходи к подьячему Степке Ремезову и попроси его, чтоб сделал, а к Кирил Семенычу не ходи; тот проклятый Степка все себе в

Соборное Уложение 1649 г. включает в себя интересную норму о привлечении к ответственности за взяточничество при проведении...

Сожжение протопопа Аввакума: иллюзии и реальность

Русская православная церковь занимает значительное место в истории государства. Православие определило этническое самосознание русского народа, способствовало политическому объединению земель и созданию единого государства.

Совершенствование правового и организационного аспектов...

Третья глава Соборного уложения закрепляла правила поведения на государевом дворе.

В последний раз нормы Соборного уложения, посвященные охране царской особы

В марте 1762 г., вскоре после вступления на престол Петра III, Лейб-кампания была расформирована...

К вопросу о раскрытии и расследовании уголовных преступлений...

В сложных делах, в которых следователи не могли самостоятельно произвести осмотр или освидетельствование, приглашались эксперты «для

Так, в ходе предварительного следствия по делу о кражах вещей у Юкиной и Бороденковой, по показанию Батовой, в качестве...

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

Важные дела управления государством Темура сосредотачивались в совете с участием

Каждый такой начальник получал под своё руководство определенную территорию на три года.

Важное место в «Уложении» и практике управления государством Темура занимают...

Основные цели Никонианской реформы, противоречащие...

В данной статье рассматриваются основные цели, которые преследовали отдельные люди, социальные слои, государство в целом при проведении церковной реформы. В процессе изучения были сделаны выводы о последствиях раскола. Современный российский историк И...

К вопросу о системе наказаний и практика ее применения по...

Статья посвящена исследованию системы уголовных наказаний по Соборному Уложению 1649 года.

Объектом исследования является система наказаний по Соборному Уложению 1649 года.

«…И им за то беззаконное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом»...

Похожие статьи

«Дело Бейлиса» в зеркале исторической антропологии

Дело было взято под особый контроль Министерства юстиции.

Картина усугублялась падением авторитета церкви, той организации, с которой связывали сохранение

Таким образом, с ослаблением доминирования церкви в деле производства духовных ценностей...

Законодательные и правоприменительные аспекты...

За Прошкиным делом сходи к подьячему Степке Ремезову и попроси его, чтоб сделал, а к Кирил Семенычу не ходи; тот проклятый Степка все себе в

Соборное Уложение 1649 г. включает в себя интересную норму о привлечении к ответственности за взяточничество при проведении...

Сожжение протопопа Аввакума: иллюзии и реальность

Русская православная церковь занимает значительное место в истории государства. Православие определило этническое самосознание русского народа, способствовало политическому объединению земель и созданию единого государства.

Совершенствование правового и организационного аспектов...

Третья глава Соборного уложения закрепляла правила поведения на государевом дворе.

В последний раз нормы Соборного уложения, посвященные охране царской особы

В марте 1762 г., вскоре после вступления на престол Петра III, Лейб-кампания была расформирована...

К вопросу о раскрытии и расследовании уголовных преступлений...

В сложных делах, в которых следователи не могли самостоятельно произвести осмотр или освидетельствование, приглашались эксперты «для

Так, в ходе предварительного следствия по делу о кражах вещей у Юкиной и Бороденковой, по показанию Батовой, в качестве...

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

Важные дела управления государством Темура сосредотачивались в совете с участием

Каждый такой начальник получал под своё руководство определенную территорию на три года.

Важное место в «Уложении» и практике управления государством Темура занимают...

Основные цели Никонианской реформы, противоречащие...

В данной статье рассматриваются основные цели, которые преследовали отдельные люди, социальные слои, государство в целом при проведении церковной реформы. В процессе изучения были сделаны выводы о последствиях раскола. Современный российский историк И...

К вопросу о системе наказаний и практика ее применения по...

Статья посвящена исследованию системы уголовных наказаний по Соборному Уложению 1649 года.

Объектом исследования является система наказаний по Соборному Уложению 1649 года.

«…И им за то беззаконное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом»...

Задать вопрос