Инновационные методы обучения в высшем образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 07.01.2022

Статья просмотрена: 2295 раз

Библиографическое описание:

Виндилович, А. В. Инновационные методы обучения в высшем образовании / А. В. Виндилович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87663/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Ключевые слова: методы обучения, инновация, образовательные технологии, интерактивное обучение, студент.

В наше время, в связи с высоким темпом развития образовательной системы необходим пересмотр практических и теоретических подходов к содержанию образования, профессиональной педагогической подготовке. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что инновационный подход к обучению будущих специалистов должен быть системным и всеобъемлющим.

Сам термин «инновация» означает внедрение какого-либо нововведения или изменения. Предполагает введение каких-либо новых тенденций в различных сферах, как явление, имеет определённые особенности:

  1. инновации способны решать актуальные вопросы и проблемы;
  2. распространение и внедрение инновационных технологий способствуют выходу на новый уровень развития;
  3. благодаря новаторскому подходу совершенствуется вся система обучения в школах, колледжах и университетах.

Основой для инноваций в технологиях образования должны быть такие моменты, как социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов и учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся [2], для этого необходимо гармонично сочетать применение инновационных форм и методов с пониманием целей и задач кадровой подготовки. Инновационные методы, как отмечается в педагогической литературе, отражены во многих технологиях обучения, направленных на развитие процесса обучения и подготовку специалистов высокого уровня для самых разных сфер общественной жизни [3]. Условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков для будущей профессии создаются с их помощью. Использование инновационных методов обучения педагогами способствует разрушению стереотипов изучения различных дисциплин и развитию креативных качеств студентов. [4].

В связи с высоким темпом внедрения новых форм и методов обучения, педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

  1. Обучение должно быть интерактивным
  2. Студентам должна быть интересна изучаемая дисциплина
  3. Учебный процесс должен способствовать формированию коммуникативных навыков, адаптации к динамично и быстро меняющимся условиям жизни, социализации и росту стрессоустойчивости, и прочим необходимым современному человеку навыкам.

Таким образом, устойчивость интереса студентов к предмету и развитие способности к самообразованию с самого начала обучения и интерес к научным изысканиям являются главными задачами новой образовательной системы. Что делает необходимым изначальную психологическую «настройку» студента на такое отношение к учёбе. Ему следует дать понять, как применять на практике полученные профессиональные навыки, для чего и нужны инновационные технологии и методы преподавания.

Человеческий фактор играет очень весомую роль в технике преподавания конкретного педагога. Так или иначе, специалист распространяет знания через призму собственного опыта и субъективного понимания им предмета. Также, с позиции собственного понимания, оцениваются и ответы студентов. Инновационные же подходы выделяют именно творческий аспект понимания предмета и нестандартные решения поставленных задач, базируя методы преподавания на, в первую очередь, увлечении и повышении интереса к процессу, дабы способствовать не только профессиональному, но и личностному росту человека.

В классической модели образования преподаватель выступает в роли источника информации, а студент — её получателя. При таком подходе обучение протекает пассивно, а роль студента в самом процессе незначительна [1].

Традиционное образование породило барьер между навыками и знаниями студента на момент выпуска из университета и тем, что требуется потенциальному работодателю. Это подтолкнуло образовательные учреждения к переходу на проблемно-ориентированное обучение, при котором задачи решаются с изучением реальных проблем.

Основные методические инновации также связаны с применением интерактивных форм и методов обучения. Внедрение таких форм обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном Вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством их активного вовлечения в учебный процесс.

В целом, можно выделить три формы взаимодействия преподавателя и студентов:

  1. Пассивные — основные действия и инициативы исходят от педагога, а студенты лишь слушают.
  2. Активные — студенты и преподаватель являются равноправными участниками педагогического процесса.
  3. Интерактивные — взаимодействие не только с преподавателем, но и между студентами, которые, в свою очередь, доминируют по активности в процессе обучения.

Создание условий, комфортных для студента, в которых он чувствует свою успешность в процессе обучения, является целью интерактивных методов преподавания. Как уже было сказано выше, интерактивное обучение в первую очередь предполагает диалог, но не только между студентом и преподавателем, но и в формате студент-студент.

Задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения:

– пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию;

– формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;

– формирование социальных и профессиональных навыков;

– эффективное усвоение преподаваемого материала;

– самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения;

– установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде;

– формирование уровня осознанной компетентности студента.

Существуют различные интерактивные формы в образовании:

– метод «круглого стола»;

– диспуты;

– мозговой штурм;

– деловые и ролевые игры;

– сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

– тренинги, мастер-классы.

В зависимости от конкретной ситуации, преподаватель сам выбирает наиболее удобные формы обучения.

Преподнося учебный материал на интерактивном занятии, следует придерживаться определённых принципов работы:

Первый принцип: занятие не должно являться скучной лекцией и предполагает взаимодействие между всеми участниками процесса.

В качестве второго принципа выступает безусловное полное равенство всех участников процесса и отсутствие любого рода притеснений.

В качестве третьего принципа выступает право на собственное мнение у каждого студента.

Четвёртый принцип: возможность подвергать критике предложенную идею, но не личность кого-либо.

Пятый принцип: материал занятия не является «руководством к действию», а лишь выступает как основа для собственных размышлений.

Максимальный эффект от интерактивных занятий будет достигнут, если исходить из данных принципов.

В качестве итога отметим, что польза интерактивного обучения в возможности одновременного решения нескольких задач по развитию навыков и умений коммуникации.

Также интерактивные методы способствуют более качественному развитию эмоционального контакта между студентами и росту уровня креативности, способности подходить к вопросу обучения нестандартно и отстаивать собственную позицию как при индивидуальной, так и при командной работе.

Ещё одно выгодное отличие интерактивных методов обучения от традиционных в снижении уровня нервной нагрузки на студентов в процессе обучения, так как ведение занятий в таком ключе даёт возможность переключаться между учебными вопросами.

Литература:

  1. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.
  2. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182–188.
  3. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201–206.
  4. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». — Новосибирск, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, интерактивное обучение, интерактивный метод обучения, метод обучения, процесс обучения, метод преподавания, образовательная система, принцип работы, собственное мнение, учебный процесс.


Похожие статьи

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение и в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него оказывается все учащиеся, всем...

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Интерактивная методика обучения — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и...

Использование интерактивных методов обучения при...

В статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Показана методика проведения лекционных занятий с помощью интерактивного оборудования. Ключевые слова: интерактивные формы обучения, лекция, слайд, презентация.

Эффективность использования интерактивных методов...

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только...

Интерактивное обучение как средство развития...

Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и с друг другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Ключевые слова: методы обучения, приемы обучения, интерактивные методы обучения, правовые дисциплины. Развитие правового государства, формирование гражданского общества в России требуют реформирования системы высшего правового образования...

Использование современных педагогических интерактивных...

Использование современных интерактивных методов преподавания увеличивает у

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность

Организация учебного процесса подготовки студентов в системе высшего образования, в частности в...

Интерактивный метод обучения как средство повышения...

Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.

учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент...

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, пассивный метод, активный метод, интерактивный метод.

Автор в своей работе ставит цель рассмотреть теоретические и практические аспекты возможного внедрения интерактивных форм обучения на уроках...

Похожие статьи

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение и в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него оказывается все учащиеся, всем...

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Интерактивная методика обучения — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и...

Использование интерактивных методов обучения при...

В статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в вузе. Показана методика проведения лекционных занятий с помощью интерактивного оборудования. Ключевые слова: интерактивные формы обучения, лекция, слайд, презентация.

Эффективность использования интерактивных методов...

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только...

Интерактивное обучение как средство развития...

Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и с друг другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Ключевые слова: методы обучения, приемы обучения, интерактивные методы обучения, правовые дисциплины. Развитие правового государства, формирование гражданского общества в России требуют реформирования системы высшего правового образования...

Использование современных педагогических интерактивных...

Использование современных интерактивных методов преподавания увеличивает у

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность

Организация учебного процесса подготовки студентов в системе высшего образования, в частности в...

Интерактивный метод обучения как средство повышения...

Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.

учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент...

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, пассивный метод, активный метод, интерактивный метод.

Автор в своей работе ставит цель рассмотреть теоретические и практические аспекты возможного внедрения интерактивных форм обучения на уроках...

Задать вопрос