Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 09.01.2022

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Попова, Н. А. Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности / Н. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87655/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье автор представляет опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития через использование продуктивных видов деятельности и создание специальных коммуникативных ситуаций в процессе такой деятельности.

Ключевые слова : дети с задержкой психического развития, формирование коммуникативных умений

Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные умения [1,с.2]. Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что к школе дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы [2,с.11]. Доказано, что у детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкий уровень их общения друг с другом во всех видах деятельности [4,с.34].

Организация занятий продуктивными видами деятельности с детьми с ЗПР может являться эффективным средством развития коммуникативных умений данной категории детей [5,с.52]. Использование в продуктивных видах деятельности наглядных моделей целесообразно для большей продуктивности в решении задач по формированию коммуникативных умений [3.с.17].

Мы предположили, что использование продуктивных видов деятельности будет эффективным в формировании коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития при следующих условиях:

— в ходе продуктивной деятельности создаются коммуникативные ситуации, направленные на формирование коммуникативных умений: планирование и согласование совместной деятельности, распределение ролей, осуществление взаимоконтроля;

— работа выстраивается с опорой на модель совместно-последовательной деятельности сотрудничества, наглядный материал (образцы изделий, пооперационные карты по изготовлению изделия).

Данная модель деятельности сотрудничества разработана М. И. Шевыревой [6,с.70] и успешно использовалась нами в серии занятий.

Работа по формированию коммуникативных умений включала создание таких ситуаций взаимодействия со сверстниками, в которых необходимо умение договариваться друг с другом, обращаться с просьбой; планировать и согласовывать совместную деятельность; оказывать и использовать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль в ходе выполнения задания. Мы использовали на каждом занятии два вида продуктивной деятельности: конструирование в технике оригами и аппликацию. Мы организовывали парную работу детей, для создания благоприятных условий работы учитывали социометрические данные группы.

Для формирования умений планировать и согласовывать совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль, мы применяли методы, в основе которых лежит способ организации занятий: практические (демонстрация образца действий);наглядные (демонстрация образца изделия, иллюстраций, слайды, пооперационные карты, наглядное моделирование); словесные (вводная беседа, рассказ, чтение стихотворения, частичная подача инструкции, повторение, пошаговый анализ).

Занятия строились в три этапа: на первом мы создавали благоприятные условия для работы, целью второго этапа являлось формирование коммуникативных умений в совместно-последовательной продуктивной деятельности, где общая задача решается каждым из участников через взаимодействие в парах; третий этап был направлен на закрепление использования коммуникативных умений в совместно-последовательной деятельности.

Каждое занятие имело четко выраженную структуру: начиналось с создания настроя на положительную мотивацию; перед созданием продукта деятельности формировались представления о нем (с помощью вводной беседы, демонстрации иллюстраций); выполнение деятельности организовалось нами на наглядном представлении последовательности действий в виде пооперационных карт и слайдов презентации; организовались динамические паузы для отдыха и повышения концентрации внимания. На этапе формирующего эксперимента и присутствующему периоду времени года занятия проводились в рамках тем, которые соответствовали Адаптированной рабочей программе для обучающихся с ОВЗ.

В результате формирующей работы уровни сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы стали выше по сравнению с уровнями, показанными в процессе констатирующего эксперимента. Дети показали сформированное умение планировать совместный замысел, осуществлять взаимоконтроль. Деятельность детей была достаточно продуктивной, школьники договаривались и приходили к общему решению, при этом аргументируя свои позиции. Дети чаще, чем в констатирующем эксперименте, замечали друг у друга отступления от первоначального замысла, работали с позитивным настроем. Это стало возможным благодаря использованию продуктивных видов деятельности и созданию коммуникативных ситуаций, направленных на формирование коммуникативных умений.

Представим в качестве примера занятие, которое входило в 1 этап серии занятий по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР.

Таблица 1

Организация совместно-последовательной деятельности детей с использованием модели на примере занятия «Аквариум»

Этап

Цель

Инструкции детям

1

Изучение образца продукта

рассматриваем слайд с изображением разных рыб

2

предварительное обсуждение и планирование совместной деятельности, распределение обязанностей

обсуждаем, какую рыбку мы сделаем- размеры, цвет чешуи, форма; решаем, кто будет складывать рыбку из бумаги, а кто — украшать

3 и 4

выполнение каждым партнером «своей» части общей работы, осуществление текущего контроля выполнения задания — самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь детей

выполняем, следим за правильностью выполнения друг у друга, помогаем другу

5

итоговый самоконтроль, взаимоконтроль результата выполнения задания

смотрим, все ли получилось, как планировали

6

Презентация готового совместного результата

Показываем рыбок, которые получились

Задачи:

  1. формировать умение договариваться между собой, распределять обязанности в процессе коллективного выполнения задания;
  2. формировать умение планировать и осуществлять взаимоконтроль;
  3. воспитывать стремление к успешности результата.

Оборудование для учеников: клей, кисти, листы белой бумаги, ножницы, цветные карандаши.

Оборудование: модель совместно- последовательной деятельности сотрудничества, пооперационная карта, цветная бумага, картон, ножницы, карандаш, клей, образец изделия.

Ход занятия:

I. Организационный момент

П.: Приветствие учащихся.

— Отгадайте загадку:

Стоит на комоде стеклянный сосуд.

Улитки и рыбки в сосуде живут.

Но только оттуда ты рыб не лови!

На рыбок красивых ты просто смотри.

— Ребята, расскажите мне немного про аквариум и аквариумных рыбок, как вы понимаете слово «аквариумные»?

— Какими бывают аквариумные рыбки? (Декоративные, маленькие рыбки, которые требуют ухода, кормления и т. д.)

— А у кого дома есть аквариумные рыбки? А обратили вы внимание на их окрас, строение, манеру передвижения?

— Самое главное в аквариуме — это вода, без чего не могут существовать живые рыбки. Аквариумные рыбы — это самые неприхотливые животные: рыб не нужно выгуливать на улице, они не сорят в квартире, не гремят, нет линьки, рыбы не вызывают аллергических реакций и не кусаются. Аквариум и его обитатели успокаивают, расслабляют и помогают в отдыхе.

— Я думаю, что вы, конечно, догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

II . Основная часть (1)

П.: Нам нужно будет выполнить композицию аквариум совместно.

Объяснение.

— Посмотрите на готовое изделие.

— Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (Цветная бумага, клей, лист картона для аквариума, карандаши, ножницы).

— Для выполнения нашей работы нам понадобятся следующие материалы: цветной картон, цветная бумага, карандаш, шаблоны, клей, ножницы.

— Посмотрите на разметку, это то, что мы должны с вами приготовить для дальнейшей работы. Вы будете работать с бумагой, чтобы вырезать основу для рыбки.

— Чтобы выполнить работу, необходимо все подготовить. Начинаем с заготовки.

— Итак, когда все уже готово, приступаем к сборке.

III. Физкультминутка

IV. Закрепление.

— Какие материалы нам понадобятся для выполнения работы?

— Какие заготовки нам нужны для того, чтобы собрать композицию?

— А теперь приступаем к работе!

Порядок изготовления рыбок:

  1. Берем цветной квадрат, сгибаем по диагоналям.
  2. Складываем квадрат пополам и хорошо проминаем все сгибы.
  3. Из получившейся заготовки мы получаем основу — треугольник.

Мы делаем несколько рыбок. Теперь вам нужно договориться, кто продолжает делать рыбок, а кто будет делать им чешую.

Какие бывают разные рыбы? Посмотрите на слайд, и вы увидите, какого цвета и формы у них может быть чешуя, плавники?

Ребята, вот эта модель поможет вам договориться.

https://moluch.ru/conf/blmcbn/4445/image003.png

1) Рассматриваем картинку с изображением разных рыб;

2) обсуждаем, какую рыбку мы сделаем- размеры, цвет чешуи, форма; решаем, кто будет складывать рыбку из бумаги, а кто- украшать;

3) и 4) выполняем, следим за правильностью выполнения друг у друга, помогаем другу;

5) смотрим, все ли получилось, как хотели;

6) показываем рыбок, которые у нас получились.

Дети распределяют обязанности: складывать рыб из бумаги; приклеивать плавники и чешую.

— Ребята, что делать, если вы в паре оба хотите приклеивать чешую и плавники? Я предлагаю вам меняться: кто-то делает одну рыбу, а потом украшает, пока следующий делает вторую рыбку.

В процессе работы педагог также следит за исполнением всех этапов, представленных на модели:

Паша, напомни, пожалуйста, ребятам, как нужно работать с клеем.

Лиза, посмотри, правильно ли наклеивает чешую на рыбок Соня. Помоги ей.

Паша, аккуратно ли выполняет аппликацию Дима? Подскажи ему, как сделать правильно.

Приклеиваем рыб на наш аквариум. Каждый приклеит свою рыбу.

Алгоритм представлен на доске.

— Теперь ребята вам нужно доделать эту рыбку и сделать ещё несколько, чтобы получился аквариум.

IV. Итог занятия

Чтобы все увидели ваши работы, давайте прикрепим аквариум на доску.

Опишите нашу общую работу, какая она?

(Она красивая, яркая, аккуратная, веселая.)

П.: «Ребята, что вам легко удалось сделать и с чем возникли трудности?

Как вы думаете, почему у нас получился такой замечательный аквариум?»

(Потому что мы каждый делал красивую рыбку; потому что договаривались и собрали их вместе в этот аквариум)

Спасибо всем за работу!

Приложение: пооперационная карта

29-11-2011_21·35·01

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. N 1598 [Электронный ресурс] режим доступа: 273-фз.рф/akty.
  2. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6. — С. 11–17.
  3. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — М.: Владос, 2003. — 128 с.
  4. Степина О. С. Диагностика и коррекция коммуникативной компетентности младших школьников с ЗПР на основе учебного взаимодействия // Образование и наука.–2009.- № 2.– С.34–39
  5. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О. С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал.гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2007. — № 8. — С. 52–59.
  6. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70–72].
Основные термины (генерируются автоматически): рыбка, умение, продуктивный вид деятельности, психическое развитие, ребенок, рыба, совместная деятельность, аквариум, друг, цветная бумага.


Ключевые слова

дети с задержкой психического развития, формирование коммуникативных умений
Задать вопрос