Функции ролевой игровой деятельности в обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 06.01.2022

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Короткова, М. А. Функции ролевой игровой деятельности в обучении иностранному языку / М. А. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87649/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье ролевая игра рассматривается как один из эффективных методов обучения на уроке иностранного языка. Приводится определение ролевой игры, даётся описание десяти функций ролевой игры: обучающей, мотивационно-побудительной, воспитательной, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, социальной, ориентирующей, психологической, развивающей.

Ключевые слова: ролевая игра, игровая деятельность, функции ролевой игры, обучение иностранному языку.

На уроках иностранного языка ролевая игровая деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, позволяет им развивать речевые и коммуникативные навыки и умения, а также практиковаться в использовании иностранного языка в моделируемой ситуации, приближённой к реальной жизни. Тем самым, ролевая игра является важным методом обучения.

Исходя из самого определения, ролевая игра — это методический приём обучения, в котором небольшая группа учащихся в условиях игрового сюжета рассматривает определённую тему или конкретную проблему. Участники игрового процесса в искусственной, то есть представляемой, моделируемой ситуации, распределяют роли, при этом детально анализируя манеру поведения, привычки, особенности характера выбранного героя [1, с. 122].

Благодаря игровой деятельности данного типа формируются условия обучения иноязычной речи. Так, ролевая игра приобретает черты учебной, речевой и игровой деятельности.

Ролевую игру можно рассматривать с двух позиций: со стороны учителя и глазами учащегося. С позиции учащего игра — это интересная деятельность, занимательное занятие, в ходе которого они могут показать свои способности и знания, тогда как с точки зрения учителя иностранного языка — это форма организации обучения, стимуляция к овладению иноязычной речевой деятельностью, формирование мотивационной основы коммуникации.

Важно подчеркнуть, ролевая игры создаёт возможность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции своего партнера по общению, активизирует резервные способности личности, душевные качества, развивает воображение и фантазию, способствует расширению сферы общения.

Ролевую игру можно рассматривать как один из эффективных способов обучения практическому владению иностранным языком. В образовательном процессе этот методический приём оказывается сильное влияние на образование и воспитание учащихся средствами иностранного языка, активизацию их познавательных процессов, речемыслительной деятельности, формирование у них навыков и умений логично и связанно выстраивать своё высказывание. Ролевая игра позволяет побороть языковой барьер учащихся, так как в ходе её они чувствуют непринужденность ситуации, забывают про страх сделать ошибку.

Ролевая игра в рамках межличностного общения позволяет смоделировать акт коммуникации в определенных ситуациях и развивать у учащихся трудолюбие, активность, дисциплину, умение работать в команде, отстаивать своё мнение, позицию, слушать собеседника, принимать компромиссное решение.

С точки зрения психологии, ролевая игра побуждает учеников примерять на себя разные образы, маски и роли. Она определяет знание активной или фоновой лексики, выбор модели поведения, соблюдение правил речевого этикета, то есть предполагает предварительную работу с языковым материалом.

Стоит отметить, что на уроке иностранного языка такая игра не теряет своей привлекательности. Учащиеся, как правило, с большим трепетом ждут начала её проведения, заранее интересуются темами и ситуациями. Педагогу следует принимать во внимание интересы группы учащихся, чтобы добиться на уроке иностранного языка высокого активного взаимодействия. Это поможет повысить интерес к самому изучаемому предмету.

Ролевая игровая деятельность в процессе обучения может выполнять сразу несколько функций.

Так, например, обучающая функция заключается в развитии познавательных процессов: памяти, внимания, восприятии информации, а также развитии речевых и коммуникативных умений и навыков. Ролевая игра определяет выбор языковых средств, позволяет учащимся создать коммуникационную модель в различных речевых ситуациях в условиях межличностного общения.

Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность ролевой игры развивает у учащихся желание не только принять участие, стать частью интересного процесса, но и мотивирует к использованию иностранного языка в своей речи. Согласно мотивационно-побудительной функции, в процессе межкультурной коммуникации метод ролевой игры расширяет пространство воображения, в результате чего способность воспринимать нормы другой языковой культуры разрабатывается с большой эффективностью.

Ролевая игровая деятельность также может выполнять воспитательную функцию. Она состоит в воспитании таких качеств, как доброжелательность, вежливость, отзывчивость, коммуникабельность, самокритичность, толерантность, эмпатия, рассудительность. Формируются умения внимательно слушать и слышать своего партнёра по игре. Во время игровой деятельности у учащихся развивается чувство взаимопомощи и поддержки [2, с. 42].

Развлекательная функция выражается в создании благоприятного климата на уроках. Так, игровая деятельность превращает уроки в интересное событие, развлекает, доставляет удовольствие учащимся, их воодушевляет, пробуждает интерес к изучению иностранного языка.

Коммуникативная функция направлена на освоение диалектики общения. Благодаря ей на уроке иностранного языка создаётся атмосфера иноязычного общения. Данное общение можно рассматривать как основной энергетический источник игры. Именно в результате игрового взаимодействия наблюдается активное повышение энергии у учащихся [2, c. 43]. В процессе такой игры каждый участник интегрирует опыт, полученный от других участников. Обязательства в соответствии с ролью требуют соблюдения особых норм поведения в процессе общения с партнером по игре.

Также следует выделить релаксационную функцию, которая благодаря смене обстановке снимает стресс и эмоциональное напряжение учащихся. Эта функция крайне важна, поскольку она способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

Помимо этого, ролевая игра формирует навыки социального поведения, командной работы, соревновательность, кооперацию, то есть она ориентирована на групповые или индивидуальные действия. Всё это отражается в социальной функции.

Формируя у школьников способность примерить на себя роль другого человека, увидеть себя глазами партнёра, ролевая игра развивает умение контролировать свои эмоции и подталкивает учащегося на осмысление своего речевого поведения, а также и на поведение другого участника игры. Следовательно, в процессе обучения иностранному языку ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Во время процесса обучения очень важно, чтобы учащиеся смогли быстро настроиться на игру. Психологическая функция ролевой игры позволяет им подготовить своё физическое состояние к смене деятельности и спокойно, без тревожности, волнения и переживаний, перейти к изучению нового.

Ролевая игра имеет также развивающую функцию, которая направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся, на активизацию их скрытых возможностей, например, лидерских, исполнительских.

Все вышеперечисленные функции ролевой игры взаимодополняемы и взаимосвязаны.

Таким образом, применение такой технологии, как ролевая игра, является эффективным методом обучения. Она позволяет добиться заинтересованности, высокой активности, внимательности, сконцентрированности, вовлеченности со стороны учеников.

Литература:

  1. Адилова, Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения / Н. Ф. Адилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — 124 с.
  2. Котенкова А. В. Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе. — М.: МГУ, 2008. — 78 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ролевая игра, иностранный язык, игровая деятельность, ролевая игровая деятельность, учащийся, игра, межличностное общение, моделируемая ситуация, процесс обучения, эффективный метод обучения.


Задать вопрос