Об изменении перечня лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 11.01.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Поминова, И. С. Об изменении перечня лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам / И. С. Поминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87597/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье анализируют коррупционные преступления, совершенные депутатами, членами выборного органа местного самоуправления и выборными главами муниципальных образований органов местного самоуправления, как лицами с особым правовым статусом, проблемы при производстве уголовных дел в особом порядке в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом.

Предлагается упростить процедуру задержания лиц с особым статусом, и вывести из числа таких лиц депутатов местного самоуправления, членов выборного органа местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления путем внесения изменений в п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ.

Ключевые слова: преступление коррупционной направленности, особый порядок производства по уголовным делам, депутат, неприкосновенность.

Мы знаем, что преступление коррупционной направленности — это общественно опасное, виновное, запрещенное УК РФ под угрозой наказания деяние, состоящее в использовании должностным лицом своего особого правового статуса вопреки интересам службы для получения прямо или косвенно для себя лично или для других лиц материальной выгоды [6].

А к числу лиц, обладающим особым правовым статусом, в отношении которых (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ) применяется особый порядок производства по уголовным делам, относятся депутаты выборного местного самоуправления, члены выборного органа местного самоуправления и выборные должностные лица органа местного самоуправления [2].

Противодействие коррупции — является важной деятельностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий [1].

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин рассказал в совместном интервью «Российской газете» и «Интерфаксу» о расследовании коррупционных дел. Он сообщил, что за 9 месяцев 2021 года в следственные органы Следственного комитета поступило 23 тыс. 634 сообщения о коррупционных преступлениях. По результатам их рассмотрения возбуждено 17 тыс. 563 уголовных дела, что на 15 % больше, чем за такой же период прошлого года. В суды направлено 7405 дел (+10 %) в отношении 8175 лиц. Среди направленных в суд каждое четвертое дело — о даче взятки (1949, или 27 %), 16 % — о получении взятки (1192). В «лидерах» также дела о мошенничестве (1083, или 15 %), а также присвоение или растрата (492, или 7 %). Нередко хищения происходят при строительстве, особенно когда на это выделяются бюджетные средства. «Сейчас, например, следствие готовит материалы для обращения в компетентные органы Израиля о выдаче учредителя ООО «Группа компаний «Охрана» Алексея Кобыщи. Он обвиняется в хищении бюджетных средств на сумму более 178 млн рублей путем завышения стоимости оборудования системы видеонаблюдения компании Dallmeier, поставляемой для установки на стадионе «Зенит арена» в Санкт-Петербурге. Несколько его соучастников уже предстали перед судом. Следует подчеркнуть, что усилия следственного комитета сосредоточены и на выявлении и привлечении к уголовной ответственности чиновников, чья противоправная деятельность наносит не только материальный ущерб, но и серьезный урон авторитету госслужбы. В их числе, например, расследованное уголовное дело в отношении заместителя председателя правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова (осужден на 4 года) и иных должностных лиц, которые получили взятки на сумму свыше 210 млн рублей за незаконное предоставление информации о предстоящих госзакупках, общее покровительство и попустительство по службе при заключении и реализации госконтрактов. За 9 месяцев 2021 года направлены в суд уголовные дела в отношении 331 лица с особым правовым статусом, за тот же период прошлого года — 338. В числе привлеченных к уголовной ответственности 83 депутата органов местного самоуправления, 86 выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 42 члена избирательных комиссий В частности, недавно направлено в суд уголовное дело бывшего депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 6-го созыва Романа Коваля и его соучастника, обвиняемых в получении денежных взяток на сумму более 10 млн рублей и автомобиля «Ауди» стоимостью 6,2 млн рублей. Впоследствии для обеспечения исполнения приговора суда на это и другое имущество обвиняемых наложен арест». [3].

Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата выборного органа местного самоуправления принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации [5].

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ по уголовному делу в отношении депутата выборного органа местного самоуправления предварительное расследование в форме дознания производится следователями Следственного комитета Российской Федерации [5].

Лица особого правового статуса могут быть задержаны в общем порядке на 48 часов, кроме члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др. Согласно ст. 449 УПК РФ, данные лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Избрание в отношении лиц особого правового статуса в качестве меры пресечения заключения под стражу осуществляется в судебном порядке.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица с особым правовым статусом, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда.

После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении лица с особым правовым статусом направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии со ст.ст. 31–36 УПК РФ [7].

Также, в январе 2020 года в интервью Российской газете Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что выработаны предложения по внедрению правового механизма, направленного на пресечение злоупотреблений своими статусными гарантиями лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Предложено вывести из числа таких лиц депутатов местного самоуправления, упростить процедуру задержания всех лиц с особым статусом, застигнутых на месте преступления. А также исключить избыточные требования к согласованию вопроса о направлении уголовного дела в отношении депутатов Госдумы в суд [4].

По нашему мнению, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления и выборные главы муниципальных образований органов местного самоуправления представляют интересы обычных граждан и должны заслуживать их доверия. Ответственность и интенсивность работы им компенсируется заработной платой и наличием у них помощников. Но в случае задержания депутатов при совершении коррупционного преступления, мы считаем, это очень подрывает их авторитет и веру граждан. Поэтому справедливым будет в случае обоснованного обвинения в коррупционном правонарушении — приравнять депутатов, а также членов выборного органа местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления к обычным гражданам. То есть предлагается исключить депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления из списка лиц с правовым статусом, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, путем внесения изменений в п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ, тем самым упростить процедуру задержания таких лиц с особым статусом, застигнутых на месте преступления.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/d93458c7b74523fef22bc21b8ff91bc2aaefaa99/ (дата обращения 19.12.2021);
  3. Александр Бастрыкин рассказал о расследовании громких коррупционных дел [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2021/12/09/aleksandr-bastrykin-rasskazal-o-rassledovanii-gromkih-korrupcionnyh-del.html (дата обращения 19.12.2021);
  4. «Кто вне закона? Никто». Александр Бастрыкин предложил ограничить права лицам особого статуса [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2020/01/14/bastrykin-predlozhil-uprostit-proceduru-zaderzhaniia-lic-s-osobym-statusom.html (дата обращения 20.12.2021);
  5. Обзор судебной практики Пятого кассационного суда общей юрисдикции по возвращению уголовного дела прокурору за 2020 год [Электронный ресурс]. — URL: https://zakon.ru/blog/2021/10/29/obzor_sudebnoj_praktiki_pyatogo_kassacionnogo_suda_obschej_yurisdikcii_po_vozvrascheniyu_ugolovnogo_(дата обращения 19.12.2021);
  6. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений [Электронный ресурс]. — URL: https://64.мвд.рф/netkorrup/metodika/buklet/pamyatka-pravo (дата обращения 20.12.2021);
  7. Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса [Электронный ресурс]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50/activity/legal-education/explain?item=4978544 (дата обращения 19.12.2021);
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, РФ, выборный орган, особый правовой статус, Российская Федерация, муниципальное образование органов, дело, лицо, особый порядок производства, Следственный комитет.


Ключевые слова

депутат, неприкосновенность, преступление коррупционной направленности, особый порядок производства по уголовным делам

Похожие статьи

Ответственность должностных лиц и органов местного...

Ответственность должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами установлена ст. 76 Федерального закона № 131-ФЗ и наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и...

К вопросу об участии субъектов Российской Федерации...

В виду, субъекты Российской Федерации приняли свои законы, регулирующие элементы

На невозможность осуществления правового регулирования в данной области субъектами РФ в

Дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации. Президиум Верховного Суда РФ в...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. устанавливает особый порядок вступления его в

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и...

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной

местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность

Однако граждане — это сначала жители, а лишь потом участники правовых и политических...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или

Исходя из всего этого, социально-правовая необходимость института участия органов

муниципальная собственность, муниципальное образование, местное самоуправление...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

представительный орган, муниципальный район, местное самоуправление, выбор, Российская Федерация, муниципальное образование, поселение, прямое участие граждан, Россия, РФ.

Актуальные вопросы борьбы со взяточничеством (в контексте...)

местное самоуправление, муниципальное образование, лицо, выборный орган, субъект РФ, Уголовный кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, должностное лицо, Российская Федерация, выборное должностное лицо.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

 Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя, наличия

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой

− отсутствие подчиненности и подотчетности органов и должностных лиц местного...

Похожие статьи

Ответственность должностных лиц и органов местного...

Ответственность должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами установлена ст. 76 Федерального закона № 131-ФЗ и наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и...

К вопросу об участии субъектов Российской Федерации...

В виду, субъекты Российской Федерации приняли свои законы, регулирующие элементы

На невозможность осуществления правового регулирования в данной области субъектами РФ в

Дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации. Президиум Верховного Суда РФ в...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. устанавливает особый порядок вступления его в

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и...

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной

местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность

Однако граждане — это сначала жители, а лишь потом участники правовых и политических...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или

Исходя из всего этого, социально-правовая необходимость института участия органов

муниципальная собственность, муниципальное образование, местное самоуправление...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

представительный орган, муниципальный район, местное самоуправление, выбор, Российская Федерация, муниципальное образование, поселение, прямое участие граждан, Россия, РФ.

Актуальные вопросы борьбы со взяточничеством (в контексте...)

местное самоуправление, муниципальное образование, лицо, выборный орган, субъект РФ, Уголовный кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, должностное лицо, Российская Федерация, выборное должностное лицо.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

 Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя, наличия

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой

− отсутствие подчиненности и подотчетности органов и должностных лиц местного...

Задать вопрос