Понятие активной деятельностной позиции младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 05.01.2022

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Е. А. Понятие активной деятельностной позиции младшего школьника / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87578/ (дата обращения: 27.01.2022).



Исходя из особенностей развития и социализации младшего школьника, можно прийти к такому понятию, как деятельность , которая определяется как своеобразный вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [3]. Так, в деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за «рамки». Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек может создать знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Другими словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер. И только благодаря ей в настоящее время совершаются гениальные открытия в области научных знаний; новые технологии совершают виток в мировой истории и носят значимый характер в жизни людей.

Тем самым у человечества развиваются не только способности, характерные отдельной личности, но и потребности. Следствием этого становится то, что, оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Подтверждением данной мысли, является цитата из труда К. Маркса: «О человеке», написанного в 1844 году: «Даже и тогда, когда я занимаюсь научной и тому подобной деятельностью, даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть, общественная деятельность… Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность» [1, с. 18].

Деятельность, как фактор развития личности и мира в целом берёт свои истоки из понятия активности личности , которая интерпретируется, как деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ и как такового опыта человечества. Активность может проявляться в творческой деятельности, волевых актах, общении. Так, возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности [2, с. 27].

Данное определение даёт понять, что деятельность какого-либо отдельно взятого человека неразрывно связана с его проявлением активности. Следовательно, можно прийти к следующему силлогизму: активность как таковую, необходимо формировать у человека еще в младшем школьном возрасте, так как в дальнейшем она будет иметь ключевое значение в его жизнедеятельности, выступать причиной успешности во взрослой жизни и фигурировать, как личностное качество, определяющее стремление к саморазвитию и самореализации.

Активность как понятие предполагает включение в себя сознательности как высшего уровня духовной активности человека в роли социального существа. Своеобразие этой осознанной активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер [2, с. 355].

Таким образом, сознательность является фактором того, что человек воспринимается посредством своей активной деятельности, как существо. непосредственно взаимодействующее с социумом, а следовательно, осознающее свои действия, дающее им логическое объяснение и имеющее свою личную цель. При этом сам человек с точки зрения сознательности приобретает также и духовную составляющую, из-за чего возникает понятие культуры и морально-нравственного воспитания, как одних из компонентов взаимоотношений с обществом.

Таким образом, возвращаясь к понятию деятельности , можно сказать, что она, как следствие взаимосвязи активности и сознательности, представляет процесс взаимодействия человека с определённой группой людей; процесс саморазвития, самосовершенствования и его самореализации; внутренний стимул, порождаемый активностью, как результатом каких-либо действий, контролируемых сознанием. Также активность важна в жизни человека как фактор становления личностных целей и способ их достижения в процессе осознания себя и мира в целом.

Отсюда становится очевидным тот факт, что учителю на занятиях помимо всего прочего, необходимо уделять внимание и формированию активности личности, то есть умению ребёнка правильно организовать свою деятельность, в соответствии с поставленной целью, опираясь при этом на моральные и духовно-нравственные ориентиры. В данном случае, обращаясь к ФГОС НОО, можно обратить внимание на 8 пункт 1 главы, в котором представлены личностные характеристики выпускника начальной школы, среди которых можно выделить такое как: «владеющий основами умения учиться» [4].

В соответствии с этим, можно проанализировать 2 статью Федерального закона: «Об образовании в Российской Федерации» и выделить 18 пункт, в котором дано определение образовательной организации. Так, образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательнуюдеятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [5, с. 5].

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что школа предоставляет образовательную деятельность в качестве основной деятельности, следовательно, данный факт становится причиной для формирования представлений о деятельности ученика в целом. В соответствии с этим можно выявить, что преобладающей деятельностью ребёнка младшего школьного возраста является именно учебная деятельность. Формирование, которой, происходит в процессе генерирования учителем активности ученика. В соответствии с этим, учебная деятельность представляет собой процесс приобретения человеком новых ЗУН или изменения старых; деятельность по решению учебных задач. Также можно выделить последовательность осуществления учебной деятельности:

– анализ;

– задачи;

– принятие учебной задачи;

– актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения;

– составление плана решения задачи;

– практическое ее осуществление;

– контроль и оценка решения задачи;

– осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи [1, с. 15].

Так, Щукина Г. И. в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя [6, с. 49].

В соответствии с этим можно прийти к понятию учебной деятельностной позиции . Так, утверждая, что данная концепция очень важна как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося, то, так или иначе, встаёт вопрос о деятельности именно педагогического работника. Так, рассматривая данный вопрос, можно отметить, что в этом аспекте выявляется несколько компонентов задач, главной из которых является развитие ребёнка. Следовательно, задачами учителя, выполнение которых непосредственно он организует и планирует, могут быть такие как: формирование умения обучающегося именно добывать, а не получать знания; формирование умения приобретать умения и навыки; формирование умения взаимодействия с социумом. Из всего перечисленного, в качестве отдельных задач педагогического работника стоят такие, как: раскрытие и дальнейшее развитие потенциала ребёнка (то есть его задатков и способностей), повышение уровня морально-нравственного и духовного воспитания. Кроме того, перед учителем появляется необходимость в формировании стремления обучающегося к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию, как к неотъемлемым компонентам учебной деятельности.

Следовательно, можно сказать, что активная учебная деятельностная позиция важна во всех аспектах образовательной системы, как её основа, как структура деятельности любого педагога, её основное направление, и фактор постановки мотивационной сферы обучающихся младшего школьного возраста. Для постановки же целей и задач, как для учителя, так и ученика важно присутствие понятия активности, которое должно начать формироваться у ребёнка в адаптационный период, как следствие смены видов деятельности и приобщения ребёнка к учению. Активность же в свою очередь берёт истоки из понятия сознания, следовательно, она является целенаправленной и имеет составляющую духовно-нравственного воспитания. Из интерпретации активности становится очевидно, что за счёт её проявления и возникает учебная деятельность ребёнка, и как следствие учебная деятельностная позиция. Таким образом, можно утверждать, что её формирование является ключевой целью взаимодействия педагога и обучающегося, продуктом которого, в свою очередь, становится обобщение и возможность применения ЗУН в дальнейшем взаимодействии ребёнка с социумом и его практической деятельностью.

Литература:

  1. Виноградова, И. И. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международная научная конференция [Текст]: Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции. Пермь: Меркурий, 2015. — 143с.;
  2. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. Москва: Большая Российская энциклопедия», 2015. — 485с.;
  3. Понятие деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/;
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922;
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2017 год [Текст]: офиц. текст. — Москва: Эксмо, 2017. –160с.;
  6. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 2009. − 142с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, активность, деятельность, младший школьный возраст, духовная культура, образовательная организация, общественная деятельность, педагогический работник, творческий характер, учебная задача.


Задать вопрос