Мнемонические приёмы запоминания, мнемонические конструкции на уроках биологии и русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Десюк, С. Н. Мнемонические приёмы запоминания, мнемонические конструкции на уроках биологии и русского языка / С. Н. Десюк, О. Е. Сергеева, Д. О. Гнусарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87572/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье авторы рассматривают особенности запоминания различных конструкций с использованием методики мнемонических приёмов запоминания.

Ключевые слова: мнемотехника, дети.

В процессе педагогической деятельности большой эффект приносит применение методики мнемонических приёмов запоминания, основанной на методе наводящих ассоциаций (МНА) Козаренко В. А. (2002 г.).

Какая же задача при этом решается? Добиться осмысленного запоминания, а не пустого зазубривания! Это определяется тем, что изучаемые предметы в школе насыщены многочисленными терминами, определениями и процессами. Как не запутаться учащимся? Вот почему считаю важным донести до каждого ученика сложный материал и добиться его понимания, осмысления, запоминания и припоминая по истечении какого-то временного промежутка.

Реализация приёмов мнемотехники осуществляется на основе:

– учёта психофизических закономерностей усвоения знаний;

– структурирования учебно-воспитательного процесса на основе принципов логической последовательности и совместимости, формирующей мировоззрение и установки ЗОЖ;

– изучения собственного сознания (нормы морали, взгляды, основы идеологии), ориентация на духовное развитие личности ребёнка, на формирование гуманитарного стиля мышления;

– углубления и уточнения знаний об особенностях физического и психосоматического развития каждого ребёнка на различных этапах.

Наиболее приемлемым на практике методом является метод включения учащихся в действие, который должен дать им возможность ненавязчиво, порой даже неосознанно, используя физиологические особенности различных видов памяти без ущерба для здоровья усвоить самый сложный для понимания и запоминания материал.

Таблица 1

Мнемонические конструкции к разделу «РАСТЕНИЯ»

Тема

Мнемоническая конструкция

Пояснение

ТКАНИ РАСТИТЕЛЬНОГО

ОРГАНИЗМА

Корень Стебель Лист

О О О

В З Ф

П П П

М М М

П П П

Соответственно О — образовательная ткань, П — покровная, М — механическая, П — проводящая имеются во всех органах, что определяет целостность организма.

Ткани, выделенные другим цветом, являются специфическими, связаны с особыми функциями.

У корня в сасывающая ткань, у стебля — з апасающая, у листа — ф отосинтезирующая.

Древе си на — к си лема содержит со суды и древе си нные волокна.

Лу б — ф ло эма содержит ситовидные трубки и лу бяные волокна.

Произнося данную фразу, делаем акцент на слоги « си» и « со» и соответственно на « лу» и « ло».

РАЗМНОЖЕНИЕ

РАСТЕНИЙ

Клубни картофеля к сто лу.

Клубни — видоизменённые подземные побеги формируются на вершинах видоизменённых подземных побегов стол онов.

Мнемоническая конструкция основывается на ассоциации с повседневной жизнью.

Кроме того, позволяет уточнить, что не только корневища, клубни, луковицы, но и стол оны являются видоизменёнными побегами.

Б е спо лое размножение происходит при б лагоприятных условиях с образованием спо р.

Пол овое размножение происходит при наступлении неблагоприятных условий с образованием пол овых клеток — гамет.

Делая ударение на первый слог в словах бесполое, половое обращаем внимание на соответствие букв (буквы-подсказки).

СИСТЕМАТИКА ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ

Класс Одно дольные, одна семядоля, один арный околоцветник, количество частей цветка кратно 3 .

Класс Двуд ольные, две семядоли, дво йной околоцветник, количество частей цветка кратно 4 или 5 .

Объясняя данную тему, обращаем внимание учащихся на соответствие выделенных слов и их частей.

Цифры 1 и 3 — нечётные,

цифры 2 и 4 — чётные.

Нельзя нарушать это соответствие.

Семейство Кр естоцветные ( р едька, р едис, к лоповник, х р ен, я р утка) имеют плод ст р учок или ст р учочек.

Произнося фразу, делаем акцент на слоги, содержащие буквы к и р , обращаем внимание на соответствие.

Семейство Боб овые имеют плод боб . Боб овые б огаты б елками.

Произнося выделяем слово боб и букву б в первых слогах, помогая обучающимся лучше запомнить материал.

Семейство З лаковые ( з ерновые культуры) имеют плод з ерновку.

Делаем ударение на первые слоги, выделяя букву з , что способствует лучшему запоминанию.

Таблица 2

Мнемонические конструкции к разделу «ЖИВОТНЫЕ»

Тема

Мнемоническая конструкция

Пояснение

Тип Моллюски

Мо ллюски — мя гкотелые, имеют ма нтию.

Делая ударение на соответствующие слоги « мо », « мя », « ма », обращаем внимание на сочетание букв « м » в словах и указываем на особый признак этих животных.

Класс

Хрящевые рыбы

У хря ще вых рыб хря ще вой скелет, имеются жаберные ще ли, чешуя пла коидного типа.

Произнося это предложение, обращаем внимание на сочетание слогов « ще ». Выделяем их интонацией, помогая детям лучше усвоить материал. Рассказывая про тип чешуи у хрящевых (акул), напоминаем: «Акула кусает — мы пла чем».

Класс Костные рыбы

У кост ных рыб скелет кост ный, имеются жаберные к рышки, чешуя кост ная к теноидного или циклоидного типа.

Произнося это предложение, указываем на сочетание слогов « кост » и букв « к ».

Строение кровеносной системы Позвоночных

Р З Пре М, П

2 3 3 пер 4

Сопровождаем конструкцию фразой: «У рыб сердце двухкамерное. Букву « р » пишем, используя две линии. У земноводных — трехкамерное. Буква « з » — это цифра 3. У пресмыкающихся — с неполной перегородкой, меняем буквы местами « пре » на « пер ». У млекопитающих и птиц — четырехкамерное. Пишем букву « м », используя 4 палочки.

У п тиц — п равая дуга аорты, у м ле копитаюших — ле вая

Произнося фразу, делаем акцент на соотношение букв « п » и слогов « ле ».

Класс

Млекопитающие

Мле копитающие имеют м ле чные железы, а ль веолярные легкие, для большинства характерна м атка.

В словах м лекопитающие и м атка указываем на соответствие букв « м ». в словах м ле копитающие, м ле чные, альвеолярные выделяем интонацией слоги « ле », « ле », « ль ».

Эмбриональное развитие животных

Э к тодерма — наружный (первый) зародышевый листок, ме зодерма -про ме жуточный (третий), э н тодерма — в н утренний (второй).

Здесь необходимо опираться на последовательность букв в алфавите: « к », « м », « н », выделяя интонацией буквы и слоги.

Таблица 3

Мнемонические конструкции к разделу «Лексика»

Тема

Мнемоническая конструкция

Пояснение

Омонимы

ОМОнимы- это слова, ОДИНаковые по звучанию и написанию, но расходящиеся по значению.

Делая ударение на сочетание «ОМО», , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый»)

Омофоны

ОМОФОНы- это ОМОнимы, возникшие вследствие действия ФОНетических законов русского языка: ОДИНакового ЗВУЧания гласных и согласных.

Делая ударение на сочетания «ОМО», «ФОН» , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый» + φωνή «звук»)

Омографы

ОМОГРАФы - этослова, ОДИНаковые по наПИСанию, но различающиеся произношением.

Делая ударение на сочетания «ОМО», «ГРАФ» , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый» + grapho пишу)

Омоформы

ОМОФОРМы- это слова, ОДИНаковые только в какой-нибудь одной грамматической ФОРМе

Делая ударение на сочетания «ОМО», «ФОРМ» , обращаем внимание на значение (греч. ὁμός «одинаковый»), ФОРМ — грамматические формы

Лексикология

ЛЕКСИКоЛОГия раздел НАУКи о языке, изучающий словарный состав, ЛЕКСИКу языка.

Делая ударение на сочетания «ЛЕКСИК», «ЛОГ» , обращаем внимание на значение (греч. lexikos — словарь и lógos — учение)

Лексикография

ЛЕКСИКоГРАФия раздел НАУКи о языке, занимающийся теорией и практикой составления, наПИСания СЛОВарей.

Делая ударение на сочетания «ЛЕКСИК», «ГРАФ» , обращаем внимание на значение (греч. lexikon — словарь и grapho — пишу)

Литература:

1. Козаренко В. А. Учебник Мнемотехники. Система запоминания Джордано. — М.: СФЕРА, 2015, 345 с

Основные термины (генерируются автоматически): мнемоническая конструкция, внимание, слово, слог, ударение, мнемонический прием запоминания, п П П, соответствие букв, сочетание слогов, часть цветка.


Ключевые слова

дети, мнемотехника

Похожие статьи

Пути и способы эффективного запоминания физических величин...

Изучив литературу по использованию приемов мнемотехники, мы создали копилку эффективных мнемонических приемов и апробировали разработанный нами материал и приемы мнемотехники на уроках физики в 9 классах.

Значит можно говорить об эффективности приемов мнемотехники. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.

Мнемоническая техника запоминания иностранных слов для...

Ключевые слова: мнемоническая техника, методика запоминания, методы. Student’ problems evoke us to examine effective methods in the process of learning foreign languages in different age group of students. And these problems can be solved by the row of

Песни на иностранном языке способствуют запоминанию слов. Также в начале изучения любого иностранного языка полезно смотреть любимые фильмы с хорошо знакомым сюжетом на языке оригинала (на начальном этапе изучения желательно с

Чтобы лучше запоминалась лексика, необходимо, начиная со школы читать литературу на изучаемом языке, в соответствии со своим уровнем знания иностранного языка [1]. Это сделает изучение увлекательным путешествием в другую культуру...

Эффективность использования мнемонических приёмов

Мнемоника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

Затем испытуемому было предложено для запоминания использовать самый простой мнемонический прием, метод размещения, не требующий специальной подготовки, при котором при запоминании слов испытуемый как бы мысленно размещает зрительные образы данных слов в хорошо знакомом месте — скажем дорога из дома на работу, в университет или место, в котором он часто бывает.

Использование приёмов мнемотехники, направленных на...

Приемы мнемонического запоминания, призванные облегчить процесс запоминания: — Создание семантических фраз из первых букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»)

Сущность мнемонических таблиц в том, что для каждого слова или небольшой фразы придумывается картинка (изображение); следовательно, зарисовывается весь текст. Ребенку легко удается воссоздать текст, заданный в виде текста, смотря на эти схемы-картинки. Мнемоника помогает упростить процесс запоминания, развить зрительную и слуховую память, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить зрительное и слуховое внимание.

Характеристика мнемотехники как метода развития...

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти» [7].

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов

Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание.

Секреты мнемотехники: метод сжатия информации

Мнемоника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

– Мнемотехника — это методы запоминания какой-либо информации, они основаны на психологии человека и на восприимчивости. Знание и использование мнемотехник поможет вам лучше запоминать имена, фамилии, адреса, цифры и так далее.

Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т...

Опоры и ориентиры запоминания в различных ситуациях...

Привлекая внимание к основным мыслям, фиксируя переходы от одной мысли к другой, они способствуют синтезированию и обобщению, подводят слушающих к выводам. Риторические вопросы создают не только опоры для запоминания, но и

Однако, учитывая необходимость постоянно и целенаправленно тренировать слуховую память, этот эпизодически используемый прием в слабо подготовленном классе следует чередовать поэтапно с более сложными приемами, т. е

Чем сложнее материал, тем предпочтительнее зрительные (изобразительные и вербальные) опоры. Актуальным остается при этом вопрос об умелом сочетании различных текстов и правильном выборе средств их предъявления — технических или нетехнических.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть...)

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводится работа по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом — геометрические фигуры и лишь затем — буквы). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений

Для младших школьников добавляются упражнения, связанные с работой над усвоением правильного образа буквы. Если у ребёнка нарушен оптический образ буквы, то в восстановительном обучении применяются с большой эффективностью следующие методы и упражнения. Наиболее полезным и эффективным способом восстановления оптического образа буквы является приём «реконструкции буквы».

Похожие статьи

Пути и способы эффективного запоминания физических величин...

Изучив литературу по использованию приемов мнемотехники, мы создали копилку эффективных мнемонических приемов и апробировали разработанный нами материал и приемы мнемотехники на уроках физики в 9 классах.

Значит можно говорить об эффективности приемов мнемотехники. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.

Мнемоническая техника запоминания иностранных слов для...

Ключевые слова: мнемоническая техника, методика запоминания, методы. Student’ problems evoke us to examine effective methods in the process of learning foreign languages in different age group of students. And these problems can be solved by the row of

Песни на иностранном языке способствуют запоминанию слов. Также в начале изучения любого иностранного языка полезно смотреть любимые фильмы с хорошо знакомым сюжетом на языке оригинала (на начальном этапе изучения желательно с

Чтобы лучше запоминалась лексика, необходимо, начиная со школы читать литературу на изучаемом языке, в соответствии со своим уровнем знания иностранного языка [1]. Это сделает изучение увлекательным путешествием в другую культуру...

Эффективность использования мнемонических приёмов

Мнемоника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.

Затем испытуемому было предложено для запоминания использовать самый простой мнемонический прием, метод размещения, не требующий специальной подготовки, при котором при запоминании слов испытуемый как бы мысленно размещает зрительные образы данных слов в хорошо знакомом месте — скажем дорога из дома на работу, в университет или место, в котором он часто бывает.

Использование приёмов мнемотехники, направленных на...

Приемы мнемонического запоминания, призванные облегчить процесс запоминания: — Создание семантических фраз из первых букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»)

Сущность мнемонических таблиц в том, что для каждого слова или небольшой фразы придумывается картинка (изображение); следовательно, зарисовывается весь текст. Ребенку легко удается воссоздать текст, заданный в виде текста, смотря на эти схемы-картинки. Мнемоника помогает упростить процесс запоминания, развить зрительную и слуховую память, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить зрительное и слуховое внимание.

Характеристика мнемотехники как метода развития...

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти» [7].

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов

Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание.

Секреты мнемотехники: метод сжатия информации

Мнемоника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

– Мнемотехника — это методы запоминания какой-либо информации, они основаны на психологии человека и на восприимчивости. Знание и использование мнемотехник поможет вам лучше запоминать имена, фамилии, адреса, цифры и так далее.

Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т...

Опоры и ориентиры запоминания в различных ситуациях...

Привлекая внимание к основным мыслям, фиксируя переходы от одной мысли к другой, они способствуют синтезированию и обобщению, подводят слушающих к выводам. Риторические вопросы создают не только опоры для запоминания, но и

Однако, учитывая необходимость постоянно и целенаправленно тренировать слуховую память, этот эпизодически используемый прием в слабо подготовленном классе следует чередовать поэтапно с более сложными приемами, т. е

Чем сложнее материал, тем предпочтительнее зрительные (изобразительные и вербальные) опоры. Актуальным остается при этом вопрос об умелом сочетании различных текстов и правильном выборе средств их предъявления — технических или нетехнических.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть...)

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводится работа по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом — геометрические фигуры и лишь затем — буквы). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений

Для младших школьников добавляются упражнения, связанные с работой над усвоением правильного образа буквы. Если у ребёнка нарушен оптический образ буквы, то в восстановительном обучении применяются с большой эффективностью следующие методы и упражнения. Наиболее полезным и эффективным способом восстановления оптического образа буквы является приём «реконструкции буквы».

Задать вопрос