Терминологическая система — знаковая модель в области знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 01.01.2022

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Терминологическая система — знаковая модель в области знаний / Х. О. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87536/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье рассказывается о необходимости владения юридической лексикой. Знание юридической лексики позволяет будущим студентам-юристам лучше усвоить языковые знания и получить необходимые умения и профессиональные навыки, лексический запас в области права. В статье рассматриваются актуальные вопросы общей юридической терминологии, требующей усвоения и правильного употребления.

Ключевые слова : лексика, терминология, терминологическая система, признак, способ.

У поступившего на юридический вуз студента мотивация к изучению русского языка высока, большинство студентов осознают, что карьера юриста без владения русского языка менее перспективна [8].

С помощью современных методов и средств преподаватель русского языка должен изменить личность будущего сотрудника правоохранительных органов, превратив его в компетентного профессионала. Настоящее построение модуля «Русский язык для юристов» профессионально-ориентированного направления языка носит междисциплинарный характер, при котором в структуре тематического плана находят отражение различные профилирующие предметы специальностей «Юриспруденция (Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности)», «Социальная сфера, бизнес и право», «Право». [5]

Основным конечным итогом новой образовательной стратегии должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и в других относящихся сферах [7].

Результаты проведённых исследований языковедов подтвердили, что одной из причин является узость общения, незнание, непонимание профессиональных терминов; невнимательность, пассивность, как следствие недостатка положительных интересов; изоляция студента только в учебной группе, его недостаточная включенность в жизнь студенческого коллектива, вызванная несовершенной техникой общения, неспособностью студента прийти к согласию с другими его возможностями в общении являются источником постоянного этического, эмоционального, напряжения [8].

Сейчас каждый преподаватель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, воспитания, применяя всё новые и новые приёмы и методы обучения. Потому что новые перемены требует новых подходов, и, конечно же, облегчается общение и передача опыта. Терминология содействует более правильному и точному изложению про-

грамм, учебников и учебных пособий, помогает преподавателям и занимающимся лучше понимать друг друга. Для познавательной деятельности могут служить методические пособия и средства наглядного обучения, терминологические словари, слайды, плакаты, таблицы, схемы, электронные учебники, которые студенты не только просматривают, но и вслух комментируют.

Сейчас знание юридической терминологии для студентов Специализированного филиала является одним из важных требований. Важнейшим условием возникновения и развития профессиональной направленности, а затем и становление специалиста является интерес к учебным предметам специального цикла. Умение пробудить интерес к предмету — великая заслуга преподавателя.

Термин — это такая единица наименования данной науки и техники, которой приписывается определённое понятие и которая соотнесена с другими наименованиями в этой области и образует вместе с ними терминологическую систему. Терминологическая система — это знаковая модель области деятельности или области знаний, отражающая логическую модель этой области.

Знание профессиональной терминологии является одной из составляющих профессиональной компетенции специалистов любого профиля. Термин правонарушение приобрело сегодня широкое распространение. В толковом словаре Ожегова даны следующие определения терминам: — Правонарушение, -я, ср.(офиц.). нарушение права, действующих законов, преступление. Профилактика правонарушений. (Ожегов С. И.- с.468) — Профилактика, -и, ж. Совокупность предупредительных мероприятий (Ожегов С. И. — с.510) [6].

В чём различие между термином и понятием?

Соотнесённость между термином и понятием выражается в дефиниции, т. е. научном определении, представляющем указание на существенные родовидовые признаки. Понятие — это элемент мысли, отражающий общие и существенные признаки, свойства и отношения отображаемых предметов и явлений действительности. Каждый предмет имеет ряд свойств, общих с другими предметами и ряд свойств, которыми он отличается от других предметов.

В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения терминов. Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, политики, дипломаты, юристы, толкуя смысл документов, законов. Приемами объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в повышении ее культуры.

Объяснение значения слова в толковом словаре относится к логическому определению , т. е. определению понятия через ближайший род и видовое отличие. Логическое определение считается наиболее рациональным способом толкования научных терминов.

Так, к примеру, термин собственность , являющийся принадлежностью межотраслевой правовой лексики, представляет родовое понятие, где видовыми понятиями микросистем различных отраслей права станут следующие: государственная, частная, ширкатная формы собственности; ответственность — дисциплинарная, административная, уголовная ответственность .

Таким образом, родовое понятие обозначает ряд свойств, признаков, общих с другим предметом, а видовое — те свойства и признаки, по которым он отличается от других предметов.

Например: вексель — вид ценной бумаги…, абстрактно-денежное обязательство, выраженное в письменной форме . Здесь вид ценной бумаги — родовое понятие, т. к. кроме векселя ценными бумагами являются облигации, акции, ваучеры и т. д., а абстрактное денежное обязательство — это тот признак, который отличает вексель от других ценных бумаг, т. е. видовое понятие.

Распространенным является синонимический способ , т. е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение. Например, конфронтация — противопоставление, противоборство (социальных систем, идейно-политических принципов и др.), столкновение; агрессивный — наступательно захватнический; альянс — союз, соединение. Это позволяет через слово, знакомое слушателям, раскрыть значение научного термина, сделать его понятным.

Довольно часто при объяснении терминологии применяют описательный способ , при котором смысл понятия, обозначенного термином, передается посредством описания данного понятия.

Описательный способ, раскрывает научное понятие, выражаемое термином (специальная) или же его значение в общеупотребительном смысле (неспециальная). Описательная дефиниция может выражаться тавтологическим описанием или синонимами, преступление — действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности; правонарушение .

Объяснением происхождения слов занимается специальная область науки о языке — этимология . Обращение к ней позволяет глубже понять сущность используемых слов, их точный смысл, границы применения.

Таким образом, например, происхождение многих юридических терминов уголовного права восходит к древнему лексическому фонду. Так, например, интересно происхождение слова уголовный . «Головой» называли на древнерусском языке убитого человека, убийцу называли «головником», прилагательное от «головника» — головный (убивающий) + усилительная приставка «у».

Термин очная ставка возник на базе словосочетания ставить с очей на очи , т. е. сводить лицом к лицу для выяснения правды.

Таким образом, от умелого толкования и объяснения термина зависит эффективность его запоминания, использования и точность употребления в научном тексте. Знание юридической лексики позволяет будущим студентам-юристам лучше усвоить языковые знания и получить необходимые умения и профессиональные навыки, лексический запас в области права.

Литература:

  1. Язык закона (под ред. Пиголкина). М.. «Мысль», 1986.
  2. Ахрарова Г. П., Воинова М. Г., Хашимова Д. У. Обучение профессиональному общению студентов-юристов. Т.,ТГЮИ, 2003
  3. Akhmedovna, A. M., Olimjonovna, A. K., & Khamidovna, D. K. (2020). Enhancing student's writing through pre-writing activities. European Journal of Molecular and Clinical Medicine, 7(2), 3118–3130.
  4. Ахмедова, Х. О. «Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов» Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 144–146. — moluch.ru
  5. Ахмедова, Х. О. «Профессионально-ориентированное обучение языкам сотрудников правоохранительных органов — конкурентоспособность и профессионализм будущего» Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 143–144. — moluch.ru
  6. Ахмедова, Х. О. «Узость общения и незнание профессиональных терминов — причина неуспеваемости студентов» Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 234–236. — moluch.ru
  7. Ахмедова Х. «Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения» Общество и инновации. — 2021. — Т. 2. — №. 3. — С. 114–119. moluch.ru
  8. Абдуллаева Ф., Ахмедова Х. «Может ли культура речи сотрудника по профилактике правонарушений стать его визитной карточкой в обществе?» Журнал //Science and Education. — 2021. — Т. 2. — №. 7. — С. 318–324.
  9. Бердиева М. А. Практикум по культуре речи.Т.:ТГЮИ,2018
  10. Губаева Т. В. Практический курс русского языка для юристов. Издательство Казанского университета, 1986.
  11. Воинова М. Г. Культура речи юриста –Т.: ТГЮИ,2010. –С.262
  12. LolaYunusovna Akramova, Khulkar Olimzhonovna Akhmedova, Feruza Khashimova. (2020). THE PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC. PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology , 17 (7), 8577–8583. Retrieved from https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/view/3642
  13. Яцюк Т. А. Терминология и дискурс права (лингвистический аспект), Т. «Фан», 1992.
  14. Яцюк Т. А. и др. Юридическая терминология и тексты права ч. 1–2. Т., 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): Русский язык, термин, предмет, ряд свойств, терминологическая система, юридическая лексика, описательный способ, толковый словарь, уголовная ответственность, ценная бумага.


Задать вопрос