Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 24.12.2021

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Никонорова, Е. Б. Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток» / Е. Б. Никонорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87286/ (дата обращения: 29.03.2024).



Проектный менеджмент в настоящее время становится универсальным и эффективным инструментом для управления в различных сферах, в том числе и маркетинге. Целью статьи является обоснование необходимости применения проектного метода управления в современных компаниях для поддержания своего лидерства на рынке, удержания старых и привлечения новых потребителей, увеличения различных экономических и иных показателей эффективности компании. Основными задачами статьи являются определение сущности понятия «Метод проектов», выделение инструментов управления проектами, а также анализ практического опыта применения данного метода на примере торговой сети «Перекрёсток». Гипотезой исследования выступает предположение о том, что благодаря проектному методу в управлении маркетингом даже большие компании с offline-точками по всей стране смогут достигнуть желаемых результатов, добиться внимания и расположения потребителей, выйти на новый уровень. В ходе исследования авторами были использованы такие методы как изучение, обобщение, анализ и синтез.

Ключевые слова: проектный менеджмент, ребрендинг, конкурентоспособность компании, инструменты в управлении маркетинговыми проектами.

Для достижения конкретных результатов компанией за определенный промежуток времени наиболее эффективно применять проектный метод управления. Метод проектов подразумевает под собой уникальную совокупность работ (мероприятий), взаимосвязанных между собой и направленных на достижение конкретной цели при заданных условиях: ограничений по времени, ресурсам и бюджету. Проектный метод применяется в различных сферах: обучение, медицина, инженерия, IT, а также маркетинг. Данный метод дает возможность в кратчайшие сроки, с помощью параллельных или последовательных работ, достичь заданной цели.

На этапе разработки проекта важно выделить инструменты управления проектами , то есть то, с помощью чего можно достигнуть поставленных целей и выведенных задач. В маркетинге к таким инструментам можно отнести:

  1. Исследование целевой аудитории, их предпочтений, трендов и рынка;
  2. Мониторинг маркетинговых процессов и реакций аудитории;
  3. Финансовый аудит;
  4. Оценка процесса выполнения программы, достигнутых результатов и отклонений от плана;
  5. Анализ итогов и прогнозирование спроса и будущей ситуации на рынке.

Компании X5 Retail Group в последние годы активно применяют проектный метод в управлении маркетингом, чтобы не только «обновиться», а также успевать за динамикой трендов и оставаться конкурентноспособными на рынке. Всеми известная российская розничная сеть «Перекресток» — не стала исключением. Проект здесь — внедрение новой концепции магазинов «Перекрёсток-25», которая будет соответствовать нынешним потребностям покупателей. Этот проект уникален, несмотря на схожесть самой концепции ребрендинга с другими компаниями X5 Retail Group. Он стартовал летом 2020 года в честь 25-летия сети и состоит из некоторых мероприятий: обновление айдентики, «здорового» ассортимента, пути покупателя, внедрение дополнительных сервисов и многого другого. Данные изменения в концепции торговой сети помогли адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (в том числе из-за пандемии) и удержать конкурентоспособность сети на рынке.

Эффективность предыдущей концепции сети «Перекрёсток» значительно снизилась. Новая концепция разрабатывалась больше полугода. Реализация проекта началась с изменения заметной всем покупателям — айдентики. Торговая сеть сохранила свой главный символ — клевер, однако теперь лепестки не обведены, а полностью залиты цветом. Кроме этого, обновился шрифт, используемый в логотипе, поменялась вторая буква «Е», которая ранее изображалась в виде параллельных прямых, появились точки над буквой «Ё». Всё это, с одной стороны, придаёт простоту магазину, а с другой — приближает к потребителю, говорит о том, что бренду нечего скрывать. Доверие к сети возросло на подсознательном уровне уже из-за этих изменений, а это лишь часть проекта.

Потребители «нового» «Перекрёстка» ведут здоровый образ жизни, хотят покупать свежие и готовые продукты. Поэтому сейчас практически половину торгового зала занимают товары fresh-категории, к которым относятся не только фрукты и овощи, но и молочная продукция, сыры, свежая рыба и мясо. С недавних пор в эту категорию вошли салат-бар, пекарня и кафе. Последние пока есть не везде, так как ребрендинг продолжается и постепенно нововведение распространяются на все торговые точки. Кроме того, что касаемо ЗОЖ- здорового образа жизни — в «новом» «Перекрёстке» предусмотрена специальная зона для товаров данной категории, чтобы упростить нахождение «здоровых» товаров потребителями, сконцентрировав всё в одном месте. В этой зоне также произошло расширение собственной торговой марки «Зеленая линия». Готовые блюда тоже стали набирать оборот — «Перекресток» в сентябре 2021 года объявил о сотрудничестве с сервисом Elementaree — доставкой готовых продуктов и продуктов быстрого приготовления. По анализу экспертов Infoline-аналитики, рынок готовых рационов и наборов продуктов для приготовления за первые шесть месяцев 2021 г вырос на 44 %. Специально для «Перекрёстка» Elementaree разработал меню из 15 блюд и выйдя на новый канали продаж — сервис сможет все больше пропагандировать потребление готовых рационов [1].

В «новом» «Перекрестке» для покупателей предусмотрено два пути: длинный, проходящий по периметру магазина через все востребованные отделы, не оставив «холодных зон», и короткий, который проводит потребителя только по ранее описанной fresh-зоне. Короткий путь показывает уважение к покупателю, его времени- позволяет пройти только по свежим и готовым товарам. Длинный позволяет за недолгое время пройти все необходимые отделы магазина и принести необходимую прибыль с покупателя.

Кроме того, в «Перекресток» не стоит на месте в разрезе технологического обеспечения. Обновление магазина повлекло использование видеомониторинга очередей, системы self scan, касс самообслуживания, пункта Click&Collect, вскоре внедрятся еще электронные ценники. Все это определённо облегчает пребывание покупателя в магазине, прибавляет комфорта. Например, когда на кассах большая очередь с помощью видеомониторинга передается сигнал кассирам о том, что следует открыть дополнительную кассу, а также включается голос о том, что можно пройти на кассы самообслуживания. Тут же еще одна новая технология- кассы самообслуживания с системой self scan. Пункта Click&Collect позволяет забрать уже заранее выбранный заказ [2]. В нынешних условиях коронавируса — хороший вариант обезопасить покупателей, при этом не потеряв прибыль. Это удобно, быстро и просто: покупатель сам сканирует товары и оплачивает бесконтактным способом. На имидж торговой сети технологии также влияют — Перекресток является одним из передовых по технологиям магазинов в России.

Новый «Перекресток» «за» поддержание экологии. В 2021 году запущен социально-экологический проект «Собиратор», где торговая сеть будет мотивировать к раздельному сбору и сдаче вторсырья [4]. Кроме того, в «Перекрестке» уже продаются пакеты из переработанного пластика и других экологически-безвредных материалов, располагаются фандоматы для приема пластика, сбор использованных батареек [3].

Все эти изменения, как единый проект, позволяют приблизиться к поставленной цели и достичь желаемых результатов.

Понять действительную результативность данных изменений поможет финансовая отчетность «Перекрестка». Чистые розничные продажи в сравнении с 2019 годом увеличились с 273 млрд рублей на 17,5 % и составили 320 млрд рублей в 2020 году. Это проиллюстрировано на рис. 1

Чистая розничная выручка компании в сравнении 2018, 2019 и 2020 годов (в млрд руб.) [5]

Рис. 1. Чистая розничная выручка компании в сравнении 2018, 2019 и 2020 годов (в млрд руб.) [5]

Кроме того, продажи готовых блюд, о которых было рассказано ранее, за 2020 год возросли на 138 %. Доля собственных марок Перекрестка с 7,9 % в 2019г выросла до 13,9 % к концу 2020 года, а к 2023 году эту долю планируют поднять до 22 %. Доля ЗОЖ ассортимента в 2020 году возросла с 6,3 % до 9,1 %, к 2023г. — доля будет составлять 16 %.

Что говорить о лояльности покупателей Перекрестка, в течение 2020 года были проведены опросы удовлетворенностью чистотой, удобством, качеством, скоростью обслуживания, свежестью, качеством и ассортиментом продукции — оценка однозначно росла по мере внедрения новых изменений. До нововведений в 2020 году оценка не поднималась выше 4,72, в конце года она практически достигла 4,79 (данные проиллюстрированы на рис. 1). Это говорит о том, что нововведения потребителям по душе. Несмотря на резкий спад оценки в октябре — ноябре 2020 года, она вернулась на свой уровень. Скорее всего, это произошло из-за второго локдауна.

Оценка покупателей Перекрестка и продукции за 2020 год (по 5-балльной шкале) [5]

Рис. 2. Оценка покупателей Перекрестка и продукции за 2020 год (по 5-балльной шкале) [5]

Кроме всего вышеперечисленного, можно вспомнить, что у Перекрестка есть карта лояльности, аудитория которой в 2020 году увеличилась на 14,1 % в сравнении с 2019 годом и стала 8,1 млн активных держателей. На 76,9 % увеличилась аудитория цифровой карты лояльности, что говорит о востребованности применения технологий в торговле.

На данный момент Перекресток продолжает реализацию проекта, но менее активно, так как основные работы проекта уже выполнены. Данные изменения: смена айдентики, добавление новых видов товаров и категорий, внедрение технологий и поддержание экологии уже принесли хорошие результаты в виде повышения NPS, увеличения выручки, изменения долей готовой и здоровой продукции, товаров собственной марки.

В планах у торговой сети Перекресток продолжать цифровизацию бизнес-процессов для повышения лояльности потребителей и эффективности деятельности, продолжить интеграцию целей устойчивого развития в методы ведения бизнеса: от логистики до взаимодействия с потребителями, использовать инструменты обработки больших данных для повышения скорости и точности принятия решений, более активно использовать отзывы покупателей, как важнейшего элемента принятия решений в бизнесе.

Литература:

  1. В «Перекрестке» появятся наборы для приготовления блюд от Elementaree. — Текст: электронный // adindex.ru: [сайт]. — URL: https://adindex.ru/news/marketing/2021/09/13/297994.phtml (дата обращения: 29.10.2021).
  2. Click&Collect (самовывоз). — Текст: электронный // vc.ru: [сайт]. — URL: https://vc.ru/marketing/123817-click-collect-samovyvoz (дата обращения: 05.11.2021).
  3. Стратегия устойчивого развития X5 GROUP. — Текст: электронный // Планета | Стратегия устойчивого развития X5 Group: [сайт]. — URL: https://esg.x5.ru/ru/goals/planet/ (дата обращения: 08.11.2021).
  4. Собиратор и «Перекрёсток» запустили акцию «НА ПЕРЕработку». — Текст: электронный // Cобиратор: [сайт]. — URL: https://sobirator.ru/2021/03/17/sobirator-i-perekrestok-zapustyat-akciyu-na-pererabotku/ (дата обращения: 08.11.2021).
  5. Готовой отчет 2020 X5 Retail Group. — Текст: электронный // X5 Group: [сайт]. — URL: https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Investors/ResultsCentre/X5_Annual_Report_2020_RUS.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): торговая сеть, проектный метод, NPS, здоровый образ жизни, касса самообслуживания, млрд рублей, поддержание экологии, проектный менеджмент, проектный метод управления, реализация проекта.


Ключевые слова

ребрендинг, конкурентоспособность компании, проектный менеджмент, инструменты в управлении маркетинговыми проектами

Похожие статьи

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Появление проектного управления было обусловлено необходимостью проведения масштабных преобразований в оборонной сфере. Именно здесь были предложены основные подходы и методы управления проектами. Позже эти инструменты стали активно применять...

Особенности использования проектного менеджмента при...

проектное управление, проектный подход, проектная деятельность, Российская федерация, проект. Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок.

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Библиографическое описание: Стадниченко, А. Ф. Проектное управление как инструмент реализации стратегии развития компании / А. Ф. Стадниченко.

Проект — это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека [3]...

Особенности управления проектами на разных стадиях его...

Управление проектами означает применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для

Управление проектом — это управление комплексом мер, дел и действий, направленное на достижение целей проекта [3, с. 12].

Оценка социального эффекта при реализации инвестиционного...

Представлены основные методы оценки неэкономических эффектов - социальная рентабельность, чистая приведенная социальная

Библиографическое описание: Данченко, Е. С. Оценка социального эффекта при реализации инвестиционного проекта / Е. С. Данченко.

ПИФы как инструмент привлечения финансирования под...

 Ключевые слова: девелопмент, инвестиционные проекты, проектное финансирование

Так, реализация проектов как правило происходит через проектное финансирование.

Это связано с тем, что ПИФы вправе заключать договоры доверительного управления только при...

Проектный подход в управлении бизнесом | Статья в журнале...

 На современном этапе жизни проектный подход в управлении бизнесом является, несомненно, аспектом, который улучшает многие показатели деятельности организации. В связи с этим система управления проектами (СУП) должна быть внедрена и налажена должным...

Инструменты реализации инновационных проектов

В зависимости от применения конкретного метода управления различают правовые, организационные, и экономические инструменты. Каждый тип инструментов управления имеет определенную область применения и технологии реализации тех или иных действий [1].

Похожие статьи

Роль проектного управления в реализации приоритетных...

Появление проектного управления было обусловлено необходимостью проведения масштабных преобразований в оборонной сфере. Именно здесь были предложены основные подходы и методы управления проектами. Позже эти инструменты стали активно применять...

Особенности использования проектного менеджмента при...

проектное управление, проектный подход, проектная деятельность, Российская федерация, проект. Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок.

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Библиографическое описание: Стадниченко, А. Ф. Проектное управление как инструмент реализации стратегии развития компании / А. Ф. Стадниченко.

Проект — это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека [3]...

Особенности управления проектами на разных стадиях его...

Управление проектами означает применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для

Управление проектом — это управление комплексом мер, дел и действий, направленное на достижение целей проекта [3, с. 12].

Оценка социального эффекта при реализации инвестиционного...

Представлены основные методы оценки неэкономических эффектов - социальная рентабельность, чистая приведенная социальная

Библиографическое описание: Данченко, Е. С. Оценка социального эффекта при реализации инвестиционного проекта / Е. С. Данченко.

ПИФы как инструмент привлечения финансирования под...

 Ключевые слова: девелопмент, инвестиционные проекты, проектное финансирование

Так, реализация проектов как правило происходит через проектное финансирование.

Это связано с тем, что ПИФы вправе заключать договоры доверительного управления только при...

Проектный подход в управлении бизнесом | Статья в журнале...

 На современном этапе жизни проектный подход в управлении бизнесом является, несомненно, аспектом, который улучшает многие показатели деятельности организации. В связи с этим система управления проектами (СУП) должна быть внедрена и налажена должным...

Инструменты реализации инновационных проектов

В зависимости от применения конкретного метода управления различают правовые, организационные, и экономические инструменты. Каждый тип инструментов управления имеет определенную область применения и технологии реализации тех или иных действий [1].

Задать вопрос