Общие принципы организации и функционирования структурного подразделения, осуществляющего издательскую деятельность в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.01.2022

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Перевалова, Н. А. Общие принципы организации и функционирования структурного подразделения, осуществляющего издательскую деятельность в вузе / Н. А. Перевалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87548/ (дата обращения: 06.11.2024).



Ключевые слова: издательская деятельность, издательская деятельность вуза, издательство вуза, редакционно-издательский отдел вуза.

Под издательской деятельностью университета подразумевается подготовка, выпуск и распространение издательской продукции, а именно: учебной, научной, учебно-методической, справочной литературы, периодических изданий (в интересах обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности), художественной литературы, также газет, плакатов, буклетов, бланков, этикеток и т. д.

Отделы, занимающиеся изданием книжной и печатной продукции в вузе, имеют несколько форм:

1) издательство;

2) издательский центр/издательский дом;

3) редакционно-издательский отдел (далее — РИО) / редакционный отдел.

Издательство и РИО встречаются чаще всего.

На сегодняшний день не существует какой-либо единой методологии и нормативных документов по созданию университетских издательств. Каждый вуз определяет свои правила и требования к функционированию отдела, осуществляющего редакционно-издательскую деятельность. Существует «Примерное положение о редакционно-издательском подразделении высшего учебного заведения» [1], но, как показывает практика, далеко не все вузы разрабатывают положения о своем подразделении с опорой на данный документ.

Для анализа были рассмотрены Положение об Издательском центре РГГУ [2], Положение об Издательском доме Томского государственного университета [3], Положение об Издательстве РГПУ им. А. И. Герцена [4], Положение об Издательстве УрГЭУ [5], Положение Об Издательстве Тюменского государственного университета [6], Положение об Издательстве БИК Сибирского федерального университета [7], Положение о Редакционно-издательском отделе УГМУ [8], Положение о редакционно-издательском отделе Пермского государственного университета [9].

Все виды отделов, занимающихся изданием книжной и печатной продукции в перечисленных вузах, являются их структурными подразделениями, что указано в Положениях.

Согласно требованиям пункта 4 статьи 27 ФЗ «Об Образовании» «Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации» [10].

Выделим несколько основных рабочих моментов, закономерных для большинства вузовских издательств и редакционно-издательских отделов.

В своей работе издательства руководствуются следующими документами:

– Конституцией РФ;

– законодательством Российской Федерации;

– нормативными правовыми актами и нормативно-методическими документами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;

– нормативными актами и положениями, регламентирующими издательскую, полиграфическую и рекламную деятельность;

– национальными стандартами;

– уставом университета;

– положением об издательстве/РИО/издательской деятельности;

– локальными актами университета;

– различными нормативно-методическими и информационно-справочными документами университета;

Основная цель сформулирована у всех по-разному, но в целом она одна — осуществление на профессиональном уровне редакционно-издательской деятельности с целью обеспечения учебного процесса и научной деятельности вуза различными видами изданий.

Деятельность издательства / РИО осуществляется на основе тематических планов, распоряжений ректора университета о необходимости издания литературы для нужд университета, а также заключаемых договоров с авторами и со сторонними организациями (коммерческие заказы).

Много издательств имеют свою типографию. Как правило, подразделение имеет несколько отделов: редакционный, редакционно-издательский, производственный, отдел допечатной подготовки, отдел печати и брошюровочно-переплетных процессов, отдел приема и сопровождения заказа, редакции журналов, маркетинговый отдел и т. п.

Руководит подразделением директор / начальник отдела. Он назначается на должность и освобождается от нее приказом ректора.

Штатное расписание утверждается ректором университета. Права и обязанности, требования и ответственность сотрудников регламентируются должностными инструкциями.

Издательство как структурное подразделение составляет свою номенклатуру дел, которая включается в общую номенклатуру дел университета.

В ходе своей деятельности издательства/отделы взаимодействуют с большим количеством структурных подразделений университета. Это отмечается практически во всех положениях. На рис. 1 изображена схема функциональных связей Издательства Тюменского государственного университета.

Схема функциональных связей Издательства Тюменского государственного университета

Рис. 1. Схема функциональных связей Издательства Тюменского государственного университета

В положениях об Издательском доме ТГУ, Издательстве ТюмГУ указано, что оперативный, бухгалтерский, кадровый и статистический учет ведется соответствующими службами университета [3, 6]. В других Положениях такой фразы нет, но она подразумевается под некоторыми другими формулировками. Это связано с тем, что издательство/РИО является не самостоятельной организацией, а структурным подразделением вуза.

Такое устройство делопроизводства одновременно и облегчает, и усложняет работу. С одной стороны, количество документов в самом подразделении уменьшается, что позволяет концентрироваться на непосредственной работе (редактура, корректура, верстка, дизайн, печать и т. д.), нет необходимости в дополнительных узких специалистах. С другой стороны — большая часть документов должна пройти согласование на нескольких уровнях администрирования университета, что значительно увеличивает время, например, от подачи заявки на закупку материла до непосредственного поступления этого материала на производство.

Финансирование деятельности издательства / РИО в рамках основных видов деятельности осуществляется за счет средств вузов. Источником финансирования являются средства бюджетов различного уровня, целевые взносы и пожертвования, средства из внебюджетных источников, а также средства, полученные за счет оказания дополнительных платных услуг.

Платные услуги могут оказываться как сотрудникам университета, так и сторонним организациям. Согласно Положениям, такая возможность есть не у всех подразделений. Например, в Положении об Издательстве РГПУ им. А. И. Герцена и Положении об Издательстве УрГЭУ не указано, что они могут выполнять коммерческие заказы. Все пункты говорят о проведении ими работ только для нужд университета [4, 5]. В целом, коммерческие заказы занимают очень малую часть в производственном плане любого издающего подразделения, т. к. основным направлением деятельности вузовского издательства является обеспечение продукцией учебно-научного и организационного процессов. Как отмечает А. В. Иванов «…сама идеология работы госуниверситета не позволяет заниматься коммерцией в полной мере. В госбюджете все проходит через конкурсы, котировки, закупки. План бухгалтерских счетов любого вуза не рассчитан на оперативную коммерческую работу в бизнес-отношениях. Даже если и появляются заказчики, оперативно технологические и финансовые вопросы не решить». [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что организация работы университетского структурного подразделения, осуществляющего издательскую деятельность, имеет свою специфику:

– единственный существующий нормативный документ по созданию университетских издательств «Примерное положение о редакционно-издательском подразделении высшего учебного заведения», однако, не все вузы используют его как образец;

– издательства / РИО не имеют статус юридического лица, они являются структурным подразделением вуза;

– в ходе своей деятельности издательства / РИО взаимодействуют с большим количеством других структурных подразделений;

– часть документооборота ведется специализированными структурными подразделениями вуза;

– финансирование деятельности издательства / РИО осуществляется вузом;

– не все издательства / РИО могут оказывать платные услуги;

– каждый вуз сам определяет свои правила и требования к деятельности издательства / РИО.

Литература:

  1. Об утверждении примерного положения о редакционно-издательском подразделении высшего учебного заведения: Приказ Минобразования России от 4.10.1999 № 464 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/901750382?section=text (дата обращения 27.12.2021).
  2. Положение об Издательском центре РГГУ утв.ректором РГГУ 01.10.2021 // Официальный сайт Российского государственного гуманитарного университета. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/izd-centr/Положение %20ИЦ %2001–10–2021.pdf (дата обращения: 27.12.2021).
  3. Положение об издательском доме Томского государственного университета: утв. ректором Томского государственного университета 08.07.2013 // Официальный сайт Национального исследовательского Томского государственного университета. URL: https://publish.tsu.ru/about/documents/doc/Положение %20об %20Издательском %20доме.pdf (дата обращения: 27.12.2021).
  4. Положение об Издательстве федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена: утв. решением президиума ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 30.08.2017 № 1) // Официальный сайт Российского государственного педагогического университет им. А. И. Герцена. URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/genkins/files/Положение %20об %20Издатеательстве.pdf (дата обращения: 27.12.2021).
  5. Положение об издательстве: утв. ректором УрГЭУ 15.09.2008 // Официальный сайт Уральского государственного экономического университета. URL: https://www.usue.ru/sveden/files/pologenie_izdatelstvo.pdf (дата обращения: 27.12.2021).
  6. Положение об Издательстве Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тюменский государственный университет от 22.06.2009 // Официальный сайт ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет. URL: https://goo-gl.ru/5YGw (дата обращения 27.12.2019).
  7. Положение об Издательстве БИК Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Сибирский федеральный университет от 2015 // официальный сайт Сибирского федерального Университета. URL: http://bik.sfu-kras.ru/sites/default/files/iz_page_fi1/polozhenie_ob_izdatelstve.pdf (дата обращения 27.12.2019).
  8. Положение о Редакционно-издательском отделе: утв. приказом ректора ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России от 07.11.2019 № 626-р // Официальный сайт Уральской государственной медицинской академии. URL: https://usma.ru/wp-content/uploads/2019/11/О-редакционно-издательском-отделе.pdf (дата обращения: 27.12.2021).
  9. Положение о редакционно-издательском отделе Пермского государственного университета: утв. Ректором ПГУ // Официальный сайт Пермского государственного университета. URL: https://goo.su/9XI2 (дата обращения: 27.12.2021).
  10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273–ФЗ: от 29.12.2012.: по состоянию на 01.09.2021 // Справочно-правовая система Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/
  11. document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.12.2021).
  12. Иванов А. В. Вузовские издательства — в горячей двадцатке / Беседовала Елена Реди // Информационный портал ЛибИнформ. URL: http://libinform.ru/read/interview/Aleksandr-Ivanov-vuzovskie-izdatelstva-v-goryachej/ (дата обращения: 29.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): издательство, Положение, деятельность издательства, издательская деятельность, Издательский дом, образовательная организация, редакционно-издательский отдел, структурное подразделение вуза, Тюменский государственный университет, Примерное положение.


Ключевые слова

издательская деятельность, издательская деятельность вуза, издательство вуза, редакционно-издательский отдел вуза

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование издательской деятельности вуза

Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.

Особенности организации рекламной деятельности в образовательных учреждениях

В данной статье авторы раскрывают особенности организации рекламной деятельности в образовательных учреждениях. Дается сущность специфики рекламы и рекламной деятельности в сфере образования, основные функции рекламы. Также исследуется технология про...

Организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в ДОУ

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся»

В данной статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» в методической литературе.

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Типы стратегий развития деятельности образовательных учреждений

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование издательской деятельности вуза

Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ

В статье рассмотрено содержание понятия организационная культура, а также выявлены и обоснованы этапы управления развитием организационной культуры в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.

Особенности организации рекламной деятельности в образовательных учреждениях

В данной статье авторы раскрывают особенности организации рекламной деятельности в образовательных учреждениях. Дается сущность специфики рекламы и рекламной деятельности в сфере образования, основные функции рекламы. Также исследуется технология про...

Организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в ДОУ

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся»

В данной статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» в методической литературе.

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе

В статье рассматриваются принципы организации воспитательной работы в медицинском вузе на примере опыта Самарского государственного медицинского университета.

Типы стратегий развития деятельности образовательных учреждений

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Задать вопрос