В статье рассматриваются проблемы правового воспитания молодежи с упором на культурно-массовую рекреационную сферу средствами формирования правовой культуры.
Ключевые слова: воспитание, правовое воспитание, современная молодежь, российская молодежь, правовые знания.
В современных условиях, когда одно из направлений государственной стратегии развития направлено на рекреационную сферу, неизбежно возникает вопрос сохранения и экологической охраны природных объектов, интересных с точки зрения туризма, особенно молодежного. В целях формирования у молодежи знаний в области экологического права, бережного отношения к природной среде, стремление к соблюдению требований в области охраны окружающей среды, навыков самостоятельно применять нормы экологического права и использовать предусмотренные законодательством способы защиты нарушенных экологических прав необходимо формировать эколого-правовую культуру.
Российский закон довольно четко закрепляет основы формирования экологической культуры и правосознания среди молодежи. Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования с целью формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды [1]. Также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе принципов государственной политики в области образования упоминается воспитание бережного отношения к окружающей среде, рационального природопользования, а также воспитание правовой культуры [2]. Нельзя обойти вниманием и национальный проект «Экология», который предусматривает различные мероприятия, в том числе рекреационно-туристического характера [3].
Решение национальных экологических задач и проблем определяется двусторонним сотрудничеством государства и общества. Помимо совершенствования экологического законодательства и развития рекреационных сфер, требуется доведение до населения, в первую очередь, молодежи, требований современного законодательства, воспитание в обществе эколого-правовой культуры. Таким образом, эколого-правовая составляющая становится приоритетной в социализации российской молодежи вне зависимости от возраста, уровня образования, социального статуса.
Такая необходимость обусловлена, в первую очередь, неблагоприятной экологической обстановкой во многих регионах РФ, в том числе Красноярском крае. Проявляется потребность общества в улучшении состояния окружающей среды, сохранении природных охраняемых объектов как культурного наследия. Данные запросы общества требуют со стороны государства принятия эффективных управленческих мер, которые позволят эффективно разрешать возникающие проблемы в области охраны, в том числе туристических природных объектов.
На сегодняшний день знания в сфере экологического законодательства среди студентов низкие, что свидетельствует о недостаточности информатизации молодежи не только в рамках самостоятельного поиска источников, но и просвещения в рамках образовательного процесса. Для решения указанных проблем необходимо создание системы эколого-правового образования и просвещения молодежи. На это же указывают и многие отечественные исследователи, например, Аббасов П. Р., считает проблемой отсутствие в учебных планах специальных дисциплин, в рамках которых формируются компетенции в области экологического права [4].
Необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву определяется правовым воспитанием молодежи. Автор Кваша А. А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность соблюдать закон» [5].
Правовое воспитание молодежи видится в создании взаимосвязанной системы просвещения молодого населения Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, СМИ и общественные объединения, следует:
1) разработать и принять «Федеральную целевую программу развития правовой культуры и просвещения молодежи в Российской Федерации», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;
2) разработать и внедрить во всех типах учебных заведений (школа, высшее и среднее специальное учебное заведение) проектного изучения основ российского законодательства;
3) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды экологического законодательства и повышению уровня правового сознания молодежи;
4) обеспечить издание популярной юридической литературы для молодежи;
5) принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания молодежи.
Уместно отметить, что устойчивое и целенаправленное закрепление норм воспитанности в сознании молодого человека вырабатывает прочные правовые установки и осознанность.
Таким образом, тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру молодого поколения россиян и будет способствовать повышению уровня правосознания. Что в свою очередь снизит девиантные формы поведения молодежи на природных объектах.
Литература:
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021
- Паспорт национального проекта «Экология» от 24.12.2018 № 16 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/
- Аббасов П. Р. Проблема формирования эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов в аспекте профессиональной социализации /П. Р. Аббасов, Р. А. Литвак // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2017. — № 12–2. — С. 33–36.
- Кваша, А. А. Правовые установки граждан: дис. канд. пед. наук / А. А. Кваша. — Ростов н/Д, 2002. — 160 с.