Права иностранных граждан в Индии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 28.12.2021

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Карпеева, С. В. Права иностранных граждан в Индии / С. В. Карпеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87430/ (дата обращения: 21.11.2024).



Конституция Индии является крупнейшей письменной конституцией, содержащей максимальное количество письменных прав, которые должны быть предоставлены ее гражданам. Она предоставляет различные основные права своим гражданам, а также своим негражданам. Положение этих прав в Индии было прояснено Верховным судом Индии, который придерживается двойственного подхода в отношениях с гражданами Индии и иностранцами. Высший суд также постановил, что, поскольку слово «жизнь» используется статьей 21 Конституции в качестве основного права человека в том же смысле, как оно понимается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, нет причин, по которым ему следует придавать узкое значение [1].

Права, как их определяет Ласки, — это социальные требования, без которых человек не может отдавать обществу все, что в его силах [2]. С этим понятием сопряжён термин «социальные требования». Слово «требования», как описано в Кратком юридическом словаре Уортона, составленном судьей В. Р. Кришнайером, означает «требование чего-то должного». Согласно этому значению слова «претензия», социальные претензии — это нечто требуемое, что должно быть сделано обществом. Слово «право» в обычном употреблении означает не только «законные права», но также «оправданные права» [3]. Концепция прав обсуждалась и определялась различными выдающимися историками и политическими мыслителями, и у каждого из них было уникальное определение прав в соответствии с их собственным благоразумием. Однако, не вдаваясь в подробности различных определений, было бы достаточно сказать, что права — это то, на что мы имеем право.

Теперь, когда мы поняли концепцию прав, давайте вернемся к вопросу, с которым мы имеем дело, то есть имеют ли иностранные граждане право на те же и равные конституционные права, что и граждане страны. Ответ на этот вопрос различен для разных стран, потому что в разных странах действуют разные правила и законы относительно того, кто должен быть гражданами страны, а кто иностранцами или негражданами страны.

Например, Израиль — это страна, которая открывает свое гражданство для всех евреев на земле. Закон о возвращении предоставляет всем евреям право иммигрировать в Израиль и почти автоматически получать израильское гражданство по прибытии в Израиль. В 1970-х годах закон о возвращении был расширен, чтобы предоставить те же права супругу, если еврей, дети еврея и их супруги, а также внуки еврея и их супруги, при условии, что еврей добровольно не исповедовал никакой другой религии, кроме иудаизма [4].

Согласно индийским законам, иностранный гражданин не будет иметь тех же конституционных прав, что и гражданин страны. Глядя на историю Индии, разработчики конституции сочли, что лучше следить за правами и привилегиями, предоставляемыми иностранцам. Основным мотивом такого шага является прекращение незаконной деятельности злоумышленников или нарушителей границы и обеспечение суверенитета нации. Хотя им предоставляются основные права человека, которых они также заслуживают, которые также упомянуты во Всеобщей декларации прав человека и принадлежат каждому человеку, независимо от его национальности, расы, касты или пола, будучи негражданами страны, они лишены определенных прав, которые зарезервированы исключительно для граждан страны. Иногда из-за этих оговорок этим иностранным гражданам также приходится сталкиваться с различными проблемами.

Предоставление ограниченных прав иностранным гражданам или иностранцам имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Где, с одной стороны, иностранцы не могут занимать какие-либо конституционные должности в стране, такие как Президент, вице-президент, губернатор, министры и т. д., Поскольку они не имеют права пользоваться статьей 16 Конституции [5], с другой стороны, им были предоставлены различные важные конституционные права, на которые они имеют право, просто будучи человеком, что в некоторой степени ставит их наравне с гражданами страны.

Эти права, предоставляемые иностранным гражданам, такие как право на равенство перед законом, право на защиту жизни и личную свободу, являются теми правами, которых заслуживает каждый «человек», независимо от его национальности и места проживания, как это предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека.

Термин «место жительства» также имеет большое значение при определении гражданства. Хотя этот термин «место жительства» не был определен в конституции Индии, но в статье 5 конституции Индии было проведено четкое различие [5]. Как говорит лорд-канцлер Корнуот, «если намерение постоянно проживать в каком-либо месте существует, резиденция, в соответствии с этим намерением, какой бы короткой она ни была, установит место жительства, с другой стороны, сама по себе продолжительность проживания не будет являться местом жительства» [6]. Для создания места жительства важно намерение проживать в стране. Основная идея домициля — это постоянный адрес или постоянное место жительства. Местом жительства человека является страна, в которой он проживает. Закон о правопреемстве в Индии 1925 года также предусматривает положение, касающееся места жительства человека, и гласит, что у каждого человека есть «место происхождения», которое действует до тех пор, пока он не приобретет новое место жительства. Вкратце, его место жительства находится в стране, в которой на момент его рождения проживал его отец, и он может выбрать другое место жительства, поселившись в другой стране [6].

Права человека — это права, на которые имеет право каждый человек, просто будучи человеком, независимо от его национальности и того факта, имеет ли он гражданство страны, в которой проживает, или нет. Как также упоминается во Всеобщей декларации прав человека, «в то время как для того, чтобы человек не был вынужден иметь ресурсы в качестве последнего средства для восстания против тирании и угнетения, крайне важно, чтобы права человека были защищены верховенством закона» [7]. Каждый человек, независимо от того, является ли он иностранцем или гражданином любой страны, имеет право на определенные права, которые неотчуждаемы от кого бы то ни было. Это такие права, как:

— Право на жизнь и свободу

— Право на равенство перед законом, независимо от любой дискриминации по признаку расы, касты, пола, национальности, языка, религии или места рождения.

— Право против принудительного труда.

— Право на эффективное средство правовой защиты.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает 30 таких прав в 30 статьях, которые предоставляют любому человеку, без какой-либо дискриминации, 30 прав, на которые имеет право каждый человек. В индийском законодательстве разработчики конституции проявили большую осторожность в отношении того, какие права следует предоставлять иностранным гражданам, а от каких прав следует воздерживаться.

Некоторыми такими правами, предоставляемыми иностранным гражданам Конституцией Индии, являются:

— Статья 14. право на равенство перед законом и равную защиту законов

— Статья 20. право на защиту в случае осуждения за совершение преступлений.

— Статья 21. право на защиту жизни и личной свободы.

— Статья 21А — право на начальное образование

— Статья 22. право на защиту от ареста и задержания в определенных случаях.

— Статья 23. запрещение торговли людьми и принудительного труда

— Статья 24 — запрещение использования детей на фабриках и т. д.

— Статья 25. право на свободу совести и свободу исповедания, отправления религиозных обрядов и распространения религии.

— Статья 26. право на свободу управления религиозными делами

— Статья 27 — право на свободу от уплаты налогов за пропаганду любой религии.

— Статья 28. право на свободу от посещения религиозных занятий или богослужений в определенных учебных заведениях [5].

Эти права являются частью основных прав, данных в части 3 конституции. Эти права не зарезервированы для какой-либо отдельной группы или сообщества и применимы к каждому «лицу», проживающему на территории Индии. Однако существуют определенные права, которые зарезервированы исключительно за гражданами самой страны, а не за иностранными гражданами. Этими правами являются:

— Статья 15. запрещение дискриминации по признаку религии, расы, касты, пола или места рождения.

— Статья 16. равенство возможностей в вопросах государственной занятости.

— Статья 19 — защита определенных прав, касающихся свободы слова и т. д.

— Статья 29. защита интересов меньшинств.

— Статья 30. права меньшинств на создание учебных заведений и управление ими [5].

Рассматривая историю индийской политической системы, историю британцев, правящих Индией, авторы конституции рассматривали ограничение прав иностранцев в качестве основной цели при создании конституции свободной и суверенной нации. Для того чтобы быть наравне с несколькими странами мира в экономическом и политическом плане, было очень важно сохранить и сохранить определенные права, точнее, определенные конституционные права исключительно для граждан самой страны. Главной целью и мотивом этого шага было предотвратить прямое иностранное влияние на индийскую нацию и защитить суверенитет страны. Таким образом, такие права, как право на свободу слова, право голоса и т. д. был зарезервирован только для граждан страны, а не для иностранных граждан.

Сравнительное исследование прав, предоставленных иностранцам в декларации ООН о правах человека лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, и прав, предоставленных иностранцам или негражданам Индии, ясно показывает, что определенные права, которые должны быть предоставлены каждому иностранному гражданину, согласно вышеупомянутой декларации, были зарезервированы исключительно конституцией Индии только для ее граждан.

Статья 19 Конституции Индии предусматривает 6 основных прав, которые предоставляются каждому гражданину страны. Иностранцы лишены этих 6 основных прав, а это значит, что они не имеют права:

  1. Свобода слова и выражения мнений
  2. Право собираться мирно и без оружия
  3. Право создавать ассоциации или союзы
  4. Свободно передвигаться по территории Индии
  5. Проживать и селиться в любой части Индии
  6. Заниматься какой-либо профессией или заниматься какой-либо профессией, торговлей или бизнесом [5].

Наряду со всеми этими правами иностранцы также лишены права голоса. Свобода слова и выражения мнений — это право, на которое должен иметь право каждый человек, но Конституция Индии не предоставляет этого права иностранцам. Хотя они имеют право голоса в случае судебного разбирательства против них, но они не могут участвовать в политических дебатах или критиковать правительство, потому что, когда у них нет полномочий формировать правительство, у них также нет свободы критиковать правительство. Все эти права, изложенные в статье 19 конституции Индии, образуют основные права, которые предоставляются только гражданам страны. Точно так же разработчики конституции были немного эгоистичны, предоставляя эти права, и это также было оправдано, учитывая потрясающие 200 лет правления британцев над Индией, которые начались только потому, что им было предоставлено гораздо больше прав, чем они заслуживали, будучи негражданами или иностранцами.

Право на собрания, предусмотренное в статье 19(1)(b) конституции, имеет некоторые общие основания с правом на свободу слова, предусмотренным в статье 19(1)(a). Такие слова, как демонстрации, семинары, собрания, которые являются примером пункта 19(1)(a), также автоматически подпадают под действие статьи 19(1)(b). Предоставляя эти права иностранцам, а также предоставляя им право на свободу слова, этого делать не следует. Хотя им разрешено участвовать в собраниях или собраниях, проводимых местными жителями или гражданами страны, с какой-либо конкретной целью, например, в деловых целях или с любой другой целью, но они не имеют права создавать свои собственные собрания.

Право создавать ассоциации, предусмотренное в статье 19(1)(c) Конституции, также не предоставляется иностранцам. Основной мотив предоставления этого права гражданам заключается в том, чтобы дать им возможность создавать политические партии, без чего невозможно создать демократическую систему правления, особенно парламентского типа. Если бы это право создавать ассоциации было предоставлено и иностранцам, это означало бы, что они в равной степени имеют право создавать политические партии и участвовать в нашей политической и демократической системе. Этот шаг позволит негражданам создавать политические партии в Индии и участвовать в выборах, тем самым нарушая принципы критериев отбора, изложенные в части 5 для союза и в части 6 для штатов конституции, а также создаст угрозу суверенитету нации.

Кроме того, иностранец не может претендовать на право «проживать и селиться в любой части страны». Таким образом, правительство имеет неограниченное право высылать иностранца. Вкратце, эти основные права — это те требования, которые могут быть предъявлены только гражданами страны, а не иностранцами или негражданами. Они были зарезервированы исключительно для индийцев и могут иметь нежелательные последствия, если будут распространены на иностранцев.

Конституция Индии, обогащена различными видами прав человека. Это самая сложная форма документа законов в мире, составляющая законы, настолько тщательно оформленные, что они не наносят ущерба правам человека любого лица, будь то гражданин или негражданин, проживающий на территории Индии. Были проведены определенные различия между гражданами и негражданами, а также между самими гражданами, но эти различия призваны обеспечить и защитить принцип «равенства среди равных». Это устоявшийся закон, согласно которому различия не всегда являются дискриминационными. Если существует рациональная связь, на основе которой было проведено разграничение с целью, которую преследует определенное положение, то такое разграничение не является дискриминационным и не нарушает принципы статьи 14 Конституции. Конституционных прав, предоставляемых негражданам нашей страны, достаточно для того, чтобы они могли жить достойно и с уважением, а также добиваться справедливости в случае иррациональной дискриминации по неоправданным основаниям. Статья 21, наиболее важное право человека, доступна иностранным гражданам точно так же, как и гражданам нашей страны. Это показывает, что, с одной стороны, Конституция Индии ограничивает неграждан в пользовании определенными правами; с другой стороны, они приветствуют их, предоставляя им все права человека, которых они заслуживают.

Литература:

  1. Chairman Railway Board and others v. Chandrima Das: AIR 2000(1)S.C. 280
  2. Laski H. Law and the state. Studies in Law and Politics. Yale University Press, 1932
  3. Jha M. Morality, Legality, And Human Rights: Gandhi And Ambedkar In A Rights Framework // Gandhi Book Centre. URL: https://www.mkgandhi.org/articles/gandhiambedkarrights.htm (дата обращения 25.12.21)
  4. Israel: Nationality Law, 5712–1952 // RefWorld. URL: https://www.refworld.org/docid/3ae6b4ec20.html (дата обращения 25.12.21)
  5. Constitution of India // Legislative Department, Ministry of Law and Justice. URL: https://legislative.gov.in/constitution-of-india (дата обращения 25.12.21)
  6. Mishra N. Are foreign nationals entitled to the same Constitutional Rights as the citizens of India? // International Journal of Law and Legal Jurisprudence Studies, Volume 1 issue 6.
  7. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Организация Объединённых Наций.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданин страны, Конституция Индии, иностранец, гражданин, всеобщая декларация, место жительства, свобода слова, территория Индии, иностранный гражданин, какая-либо профессия.


Задать вопрос