Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья. На развитие здорового психического состояния оказывает влияние множество различных факторов как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором является семья. Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с взаимоотношениями в семье и ее психологическим климатом, который может быть благоприятным и неблагоприятным.
Статья посвящена проблеме влияния психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка. Подробно рассмотрены характерные признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата, основные психологические функции семьи как фактора становления психического здоровья ребенка, а также приведены примеры методов проведения групповых диагностик родителей детей.
Ключевые слова: психологический климат, психическое здоровье, эмоциональное здоровье, личность.
This topic, considered in my work, in its relevance deserves the attention of not only specialists in areas of psychology, pedagogy, but also, above all, parents, educators of preschool institutions. With every year the number of children who show any signs of mental illness increases. The development of a healthy mental state is influenced by many different factors, such as biological and social. The main social factor is the family. Mental health or the child's ill health is inextricably linked with relationships in the family and its psychological climate, which can be favorable and unfavorable.
Keywords: psychological climate, mental health, emotional health, personality.
Цель работы: изучить и описать особенности психологического климата в семье и его влияние на психическое здоровье ребенка.
Объект исследования: роль семьи в психическом развитии ребенка.
Предмет: семья как источник психического нездоровья ребенка.
Гипотеза: психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.
Задачи:
- Изучить теоретические источники влияния семейного климата на психическое здоровье ребенка;
- Изучить и описать особенности благоприятного и неблагоприятного психологического климата в семье;
С раннего детства в нас закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, положительные нравственные ориентации, жизнерадостность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются самопроизвольно, а собираются по крупицам в условиях выраженной родительской любви и нежности в семье. К сожалению, не во всех семьях создан благоприятный психологический климат, обеспечивающий нормальное психическое здоровье ребенка. Согласно статистике Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2019 году выявили 19,4 млн (13,2 %) семей, являющихся неблагополучными по социальному уровню. Органы опеки выявили 43.395 детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, чьи родители находятся в тюрьме или были признаны недееспособными по болезни [1]. Такое положение в неблагополучных семейных ситуациях, негативно влияет на психическое, эмоциональное и физическое здоровье ребенка, а также его самосознание и его восприятие окружающего мира. Это приводит к необходимости искать возможности преодоления, коррекции и компенсации, возникающих искажений в развитии детей. Задача моей работы — показать взаимосвязь психологического климата в семье и ее воспитательного потенциала на психическое здоровье ребенка, с целью привлечения родителей в учебно-воспитательный процесс всестороннего развития ребенка.
Формирование человека как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Семья, как ближайший микросоциум, оказывает большое влияние на психическое развитие личности. Для становление здоровой психики ребенка, выполняет функции: защитные, гарантируя ребенку безопасность при взаимодействии с внешним миром: воспитательные, обеспечивает социализацию ребенка; эмоциональные, удовлетворяет потребность в симпатии, уважении, признании; духовные, взаимное духовное обогащение; демографическая функция, обществу важно, чтобы семья осуществляла регулирование сексуального поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
Психологический климат воздействует как на психическое, так и на физическое здоровье человека. Члены каждой семьи создают условия, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:
— эмоциональная удовлетворенность (выстраивание отношений с доверием, любовью и уважением, дружеская требовательность членов семьи друг к другу);
— отсутствие давления главы семьи и признание за ним права принимать важные решения;
— сплоченность, возможность всестороннего развития и свобода в выражении собственного мнения, при решении вопроса, касающегося проблем семьи.
— сходство семейных ценностей (отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, действий и отношений членов семьи к правилам, принципам жизнедеятельности и воспитания, не вызывая противоречий и конфликтов во взаимоотношениях);
— идентичность и стабильность семьи (содержание ценностей, устремлений, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи в процессе выполнения семейных ролей. Стабильность семьи обозначается как «сохранение в изменении», способности семьи к дальнейшему развитию).
На основании этих признаков, психологический климат будет способствовать психическому благополучию ребенка, обеспечив высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Для психического здоровья детей, необходимо сбалансировать положительные и отрицательные эмоции, обеспечивающие поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Есть семьи, ситуация в которых с некоторым отклонением от норм, которые сложно назвать благополучными (неполные семьи, многодетные семьи, малообеспеченные семьи, семьи с ребенком-инвалидом, семьи, где один или оба родителя являются инвалидами, семья с несовершеннолетней мамой, замещающие семьи (опекунов, усыновителей, приемные семьи) [4]. Если в таких ситуациях с воспитанием справляются с напряжением, им необходимо наблюдаться у специалистов за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь [5].
Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, в семьях которых, члены испытывают эмоциональный дискомфорт, отчуждение и тревожность, дети в такой обстановке страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, в таких условиях появляются нарушения в психоэмоциональной и психической сферах ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо понимать межличностное общение, причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ребенок склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья [6].
Помимо этого, ребенок склонен к подражанию авторитетному родителю. Если главенствующим в семье является токсичный родитель, ребенок будет перенимать его жесты, стиль поведения и мимику. Поэтому важно, чтобы родители подавали правильный и положительный пример ребенку, совершенствовали себя.
Также ребенок воспринимает семью в качестве окружающих его близких людей. От состава семьи, от отношений в семье к друг к другу, от положительной или отрицательной позиции у семьи к окружающему миру и людям, будет зависеть восприятие и отношение ребенка к миру. Если ребенок видит негативную модель поведения, где члены семьи грубы и равнодушны к чувствам друг друга, это приводит к основанию ребенку считать, что чужие люди принесут ему еще больше неприятностей — это порождает состояние неуверенности, недоверия, чувство неприязни и страх перед другими людьми. И наоборот, любовь и теплота, нежность и внимательность друг к другу в семье, создают доверчивый и спокойный образ у ребенка по отношению к другим людям.
Воспитателям детских садов и особенно родителям, необходимо получение информации о психологическом состоянии семьи, особенностях отношения родителей к ребенку и типах нарушения семейного воспитания. С помощью методов можно проводить групповую диагностику родителей дошкольников по двум направлениям: 1) самодиагностика типового семейного состояния; 2) самодиагностика родительского отношения к детям.
Также проводить исследование состояния психического здоровья детей с помощью методики комплексной экспресс-диагностики, разработанной Р. В. Овчаровой [7], позволяющей выявить уровень психологической деформации состояния ребенка, характер дисгармоний различных сторон его жизнедеятельности, признаки и проявления нарушений его психического здоровья. По результатам диагностического исследования обсуждать с родителями детей в ходе групповых занятий и индивидуальных консультаций. Содержание групповых занятий является обсуждением эффективных и неэффективных средств общения родителей и детей, необходимость гуманизации детско-родительских отношений для сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников. Содержанием индивидуальных консультаций являлся анализ проблем детско-родительских взаимоотношений в конкретной семье и состояния психического здоровья ребенка.
Психологический климат в семье, взаимоотношения членов семьи между друг другом, личности родителей неизменно отражаются на ребенке, на становление его характера и восприятии. Если психологический климат в семье неблагоприятный, то вероятней всего, черты его личности будут аналогичны. К сожалению, многие родители упускают из виду тот факт, что сложившиеся в семье атмосфера может сыграть большую роль в становлении личности и психическом здоровье детей.
Литература:
- Минтруд России. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2019 год- https://mintrud.gov.ru/docs/1392
- Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер [и др.]. — 4-е изд. — СПб: Питер, 2010.
- Н. Н. Посысоева Учебное пособие для вузов Основы психологии семьи и семейного консультирования- — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
- Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска. Учебное пособие / Казань, изд. Бриг / 2015
- Паламарчук Е. М., Пронина С. И. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И. И., 2012. — С. 227.
- Захаров А. И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии: Сб.. — 1981 г. № 3.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — Москва: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.