Клиповое мышление в обучении истории и обществознанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 28.12.2021

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова, Ю. О. Клиповое мышление в обучении истории и обществознанию / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 220-221. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87405/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: клиповое мышление, дифференциация обучения.

Современного человека со всех сторон атакуют потоки разнообразной информации. Ему приходиться приспосабливаться, чтобы просто не сойти с ума. Защищаясь от информационных перегрузок, мозг утилизирует ненужную информацию. Именно так происходит формирование клиповое мышление. Окружающий мир, которого представлен как мозаика разрозненных, мало связанных между собой фактов.

Невысокий уровень обученности учащихся связан не с тем, что школа плохая, а учителя непрофессиональные, а с тем, что материал в школе построен по линейному принципу. Разрыв между требованиями и желаниями. Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в учебных заведениях, где преобладает линейное обучение. Обладатели клипового мышления, оказываются перед трудностями, изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем изученном материале. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят. Ведь все понятия вместе требуют системного подхода.

Таким образом, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека — неотъемлемая часть современного школьника. Какие же особенности клипового мышления необходимо учитывать педагогам при моделировании уроков?

Носители клипового мышления не воспринимают однородную по содержанию и одностильную по способу предъявления информацию (длительное объяснение учителя, чтение больших статей и книг). Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации, частой смены её источников и видов деятельности.

Задача педагога строить свою деятельность с учетом особенностей детей с «клиповым мышлением». Таким образом, особенности клипового мышления определяют векторы обучения (чему учить):

— развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);

— развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации).

— затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

— активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);

— является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);

— транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

Для профилактики развития клипового мышления на уроках истории и обществознания применимы следующие приёмы.

  1. Методика кандидата физико-математических наук Л. И. Ястребова для развития собственного мышления «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй» (АСССА).

Анализировать, а именно, исследовать проблему;

— Структурировать, находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;

— Систематизировать, отслеживать взаимосвязи полученных элементов;

— Синтезировать, пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;

— Анализировать, оценивать полученный результат.

  1. Проведение параллели с современными художественной литературой, исполнителями или кинематографом: изложение темы на более простом и понятном для ребят языке, а кинематограф и вовсе может визуализировать историческое событие и историческую личность, донося информацию через чувства и переживания зрителей.
  2. Визуальный пересказ: подбор иллюстраций\кадров из фильма.

Ученики определяют:

— что это за момент,

— с каким событием/явлением связано,

— Что было до или после,

— Какие личности представлены.

  1. Ментальные карты (MindMap, карты памяти, интеллект-карты): технология визуализации мышления, при которой зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций.
  2. Визуализируй — импровизируй: импровизация предлагает интенсивную работу воображения. Ученикам предоставляется полная свобода выбора языковых средств реализации выбранной роли. Импровизация довольно проста в подготовке для учителя: все, что необходимо для урока — это список ситуаций. Чем меньше деталей представлено в задании, тем лучше, так как это способствует развитию воображения учащихся.
  3. Светофор: во время опроса на проверку базовых знаний ученики поднимают карточки (красный, зеленый, жёлтый цвета). Красный — не уверен в своём ответе, зелёный- готов ответить, жёлтый –готов дополнить. Преимущества: вы увидите «Зону риска» учеников, которым нужно уделить внимание.
  4. «Тихий» опрос: учитель задаёт всему классу задание, а в это время подходит к отдельному ученику и шёпотом задаёт вопрос. Остальные могут делать задание, направленное на повторение этого же материала, но на более глубоком уровне. Преимущество: есть возможность опросить учеников, которые стесняются или боятся отвечать при всех, задать вопросы, выявляющие проблемную зону отстающих детей.
  5. «Метод парадоксов и противоречий» Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику. «Моцарт- гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете» «Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим!» Как это объяснить?
  6. Творческие задания по заданной теме. Например, на основе сюжета мультфильма о богатом дядюшке Скрудже и его племянниках разобрать тему «Экономика».

Приведённый список может быть дополнен каждым учителем. Главное — соблюдение методики реализации любого приёма организации образовательной деятельности учащихся: постановка учебной задачи (проблемы, вопрос) — деятельность по её выполнению — проверка и анализ результата.

Анализ приведённых приёмов показывает, что все они согласуются с требованиями системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых ФГОС. Таким образом, использование учителями разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся, направленных как на освоение предметного содержания, так и метапредметных компетенций, призвано обеспечить эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): мышление, информация, линейный принцип, образовательная деятельность обучающихся, разнообразный прием организации, современный человек, ученик, учитель.


Ключевые слова

клиповое мышление, дифференциация обучения

Похожие статьи

Право быть учителем, воспитателем | Статья в журнале...

Учитель может обидеть учащихся, хотя на самом деле хочет их приободрить, или же он не может помочь ученикам что-то, хотя очень старается передать им информацию, необходимую для понимания этого вопроса. Учителям приходится помогать молодым людям узнавать и понимать различные идеи и в то же самое время учителям необходимо поддерживать в людях уверенность в себе, способность радоваться своим успехам и получать удовольствие от самого процесса обучения.

Учителям приходится побуждать учащихся к учению, вызывать в них желание учиться, передавать учащимся информацию, необходимый опыт, для того чтобы они могли учиться. И учителям приходится делать все это таким образом, чтобы отношение учащихся к учёбе или их чувства по отношению к учению и своей способности учиться были положительными.

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

 признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;  учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа)...

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие...

Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных, предполагающих жизненное, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности учеников; познавательных, ориентированных на поиск необходимой информации, ее моделирование, структурирование, анализ, синтез, создание собственного речевого высказывания; коммуникативных, направленных на социальную компетентность, что предполагает умение общаться. Таким образом, все виды УУД позволяют учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, создают условия для гармоничного развития личности и обеспечивают успешное усвоение знаний, умений, навыков и формирование ключевых компетенций.

Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»

Обучение, ориентированное на ученика заставляет учеников ментально, и часто физически, быть активным в обучении путем деятельности, которая заключается в сборе информации, размышлении, и решении проблемы. Правильно реализованное обучение, ориентированное на ученика, может привести к повышению мотивации к обучению, более длительному сохранению в памяти знаний, более глубокому пониманию и более позитивному отношению к изучаемому предмету.

Преподаватель должен понимать, что обучающиеся имеют различные уровни мотивации, разные взгляды на преподавания и обучения, а также различное мнение на конкретную среду обучения в классе и учебные практики. Таким образом, учителя должны знать, как оформить и довести до учеников свои знания, чтобы они были интересны ученикам и вовлекали их в процесс обучения, потому что это приводит к повышению успеваемости.

Обучение школьников работе с информацией: этапы...

 В современных условиях широкого распространения информатизации, развития информационно-коммуникационных технологий и новых медиа на первый план выходит необходимость специальной информационной подготовки людей, а принцип «образование на всю жизнь» трансформируется в принцип «образование в течение всей жизни».

В данной работе предпринята попытка анализа и систематизации целей и задач обучения школьников работе с информацией, а также рассматривается комплекс методов и приемов, представленный как поэтапное овладение навыками информационной грамотности. Базовые цели, актуальные для учащихся любого уровня: − развитие способности к критическому мышлению

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Таким образом, сегодня, на наш взгляд, использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями.

Теоретические основы организации современного урока истории...

Современного ученика важно научить отличать научный текст от ненаучного, написанный человеком, который хоть как-то знаком с данной проблемой, о которой он пишет. Современный урок направлен на принцип научности, критики и рефлексии в обучении [2].

Чтобы учащийся был заинтересован в изучении истории, урок должен быть интересным, художественным, интерактивным, познавательным, не линейным, пробуждающий мотивацию к изучению предмета.

деятельностьученик выступает в качестве исследователя, находящего и анализирующего события прошлых эпох, при корректировке педагога (комментирование чтение документа, исследование документа, подготовка сообщений, докладов на основе разных документов и источников и т. д.) [5]

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

Главное в педагогической деятельности учителя начальных классов быть творческой личностью и создавать условия для реализации способностей учащихся, формирования у них желания и умения учиться. Это требует соответствующих способностей и характеристик личности педагога. Современный урок — это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению.

Учитель-тьютор. в переводе с английского — педагог-наставник. Этимология этого слова связана с понятиями — «защитник», «покровитель», «страж». Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на личностные и метапредметные результаты образования и системно-деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.

Похожие статьи

Право быть учителем, воспитателем | Статья в журнале...

Учитель может обидеть учащихся, хотя на самом деле хочет их приободрить, или же он не может помочь ученикам что-то, хотя очень старается передать им информацию, необходимую для понимания этого вопроса. Учителям приходится помогать молодым людям узнавать и понимать различные идеи и в то же самое время учителям необходимо поддерживать в людях уверенность в себе, способность радоваться своим успехам и получать удовольствие от самого процесса обучения.

Учителям приходится побуждать учащихся к учению, вызывать в них желание учиться, передавать учащимся информацию, необходимый опыт, для того чтобы они могли учиться. И учителям приходится делать все это таким образом, чтобы отношение учащихся к учёбе или их чувства по отношению к учению и своей способности учиться были положительными.

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

 признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;  учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа)...

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие...

Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных, предполагающих жизненное, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности учеников; познавательных, ориентированных на поиск необходимой информации, ее моделирование, структурирование, анализ, синтез, создание собственного речевого высказывания; коммуникативных, направленных на социальную компетентность, что предполагает умение общаться. Таким образом, все виды УУД позволяют учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, создают условия для гармоничного развития личности и обеспечивают успешное усвоение знаний, умений, навыков и формирование ключевых компетенций.

Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»

Обучение, ориентированное на ученика заставляет учеников ментально, и часто физически, быть активным в обучении путем деятельности, которая заключается в сборе информации, размышлении, и решении проблемы. Правильно реализованное обучение, ориентированное на ученика, может привести к повышению мотивации к обучению, более длительному сохранению в памяти знаний, более глубокому пониманию и более позитивному отношению к изучаемому предмету.

Преподаватель должен понимать, что обучающиеся имеют различные уровни мотивации, разные взгляды на преподавания и обучения, а также различное мнение на конкретную среду обучения в классе и учебные практики. Таким образом, учителя должны знать, как оформить и довести до учеников свои знания, чтобы они были интересны ученикам и вовлекали их в процесс обучения, потому что это приводит к повышению успеваемости.

Обучение школьников работе с информацией: этапы...

 В современных условиях широкого распространения информатизации, развития информационно-коммуникационных технологий и новых медиа на первый план выходит необходимость специальной информационной подготовки людей, а принцип «образование на всю жизнь» трансформируется в принцип «образование в течение всей жизни».

В данной работе предпринята попытка анализа и систематизации целей и задач обучения школьников работе с информацией, а также рассматривается комплекс методов и приемов, представленный как поэтапное овладение навыками информационной грамотности. Базовые цели, актуальные для учащихся любого уровня: − развитие способности к критическому мышлению

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Таким образом, сегодня, на наш взгляд, использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями.

Теоретические основы организации современного урока истории...

Современного ученика важно научить отличать научный текст от ненаучного, написанный человеком, который хоть как-то знаком с данной проблемой, о которой он пишет. Современный урок направлен на принцип научности, критики и рефлексии в обучении [2].

Чтобы учащийся был заинтересован в изучении истории, урок должен быть интересным, художественным, интерактивным, познавательным, не линейным, пробуждающий мотивацию к изучению предмета.

деятельностьученик выступает в качестве исследователя, находящего и анализирующего события прошлых эпох, при корректировке педагога (комментирование чтение документа, исследование документа, подготовка сообщений, докладов на основе разных документов и источников и т. д.) [5]

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

Главное в педагогической деятельности учителя начальных классов быть творческой личностью и создавать условия для реализации способностей учащихся, формирования у них желания и умения учиться. Это требует соответствующих способностей и характеристик личности педагога. Современный урок — это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению.

Учитель-тьютор. в переводе с английского — педагог-наставник. Этимология этого слова связана с понятиями — «защитник», «покровитель», «страж». Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на личностные и метапредметные результаты образования и системно-деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.

Задать вопрос