Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач / Л. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87073/ (дата обращения: 22.01.2022).



Статья посвящена рассмотрению различных публикаций и современных исследований в области условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач. Проанализированы точки зрения и взгляды различных современных исследователей на проблему эффективной подготовки студентов к реализации будущей профессиональной деятельности, раскрыта значимость творческого подхода к решению профессиональных задач в современных условиях жизни и функционирования общества. По итогам рассмотренной научной литературы по обозначенной проблеме позволил выделить ряд организационно- педагогических условий реализации данного процесса в современной практике высшего образования: использование системно-деятельностного подхода и активных форм обучения в процессе профессиональной подготовки студентов; включение студентов в различные виды профессиональных ситуаций; организация учебно-исследовательской деятельности студентов; применение в образовательном процессе технологий и идей проектирования; использование в образовательном процессе возможностей современных информационных систем и технологий.

Ключевые слова: творческий подход, решение профессиональных задач, организационно-педагогические условия, образовательный процесс вуза, профессиональная подготовка будущих педагогов.

На сегодняшний день в современных вузах довольно четко обозначается тенденция к необходимости выделения основных организационно-педагогических условий к формированию у студентов, как будущих специалистов, готовности к творческому решению профессиональных задач. Обусловлена такая потребность, прежде всего, непрерывно происходящими в обществе социально-экономическими процессами, порождающими различные и новые типы профессиональных задач, требующие необходимости быстро ориентироваться в заданных условиях, и находить новые, адекватные и эффективные способы разрешения возникающих задач. Анализируя характеристику и типологию наиболее распространенных на сегодняшних день задач, с которыми сталкиваются специалисты различных областей, можно выделить следующие их виды: стратегические (содержательно-целевые), тактические (организационно-методические), оперативные задачи (коммуникативные) [2].

Таким образом, на сегодняшний день основные педагогические условия формирования готовности студентов к творческому разрешению профессиональных задач должны нести функционально-процессуальную и содержательную нагрузки, в особенности, когда речь идет о будущем специалисте сферы образования. По наблюдениям ряда современных исследователей (Н. А. Глузман, А. В. Качалов, С. В. Крайнева, Г. А. Петрова и др.), в процессе профессиональной подготовки будущего педагога, значительная роль должна отводится разнообразным творческим заданиям учебно-познавательной, учебно-исследовательской деятельности, а их оптимальное сочетание способствует повышению творческой активности будущих специалистов [2; 3; 4; 5; 7].

С. В. Крайнева О. Р. Шефер указывают на необходимость организации процесса формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач в рамках системно-деятельностного подхода, который подразумевает использование в процессе обучения разнообразных и значимых для студентов видов деятельности, приближенных к реальной профессиональной деятельности [4]. Именно такой поход позволяет студентам максимально раскрыть свой личностный, социальный и профессиональный потенциал путем включения в процесс решения практико-ориентированных задач, позволяющих эффективно овладеть знаниями, умениями и способами владения, необходимыми в современном мире.

Г. А. Петрова подчеркивает, что педагогическая деятельность сама по себе рассматривается как творческое решение разнообразных профессиональных задач и при рассмотрении данной проблемы особое внимание уделяет раскрытию воспитательного потенциала применения в профессиональной подготовке студентов различных педагогических ситуаций [5]. По мнению исследователя, именно использование педагогических ситуаций позволяет перевести внешние требования к педагогу во внутренние потребности самого студента. Условно Г. А. Петрова разделяет педагогические ситуации, применяемые в образовательном процессе будущих педагогов на две группы: 1) ситуации, направленные на прогнозирование целей, анализ информации, принятие решений и контроль, на расширение и углубление знаний и их систематизацию; такие ситуации позволяют формировать у студентов более глубокое понимание содержания педагогической деятельности и предоставлять основу для дальнейшего творческого подхода в решении профессиональных задач; 2) ситуации, направленные на анализ документации, работы с начальной информацией, ролевые и деловые игры; такие ситуации способствуют формированию у студентов профессиональных умений и навыков [5].

Первый тип ситуаций может быть организован в форме ситуаций-иллюстраций, ситуаций совместного анализа и оценки, проблемных ситуаций, ситуаций-тестов, образцов, аналогов. Второй тип ситуаций может быть организован и реализован в форме ситуаций-заданий, упражнений, конфликтов, проблем, ситуаций выбора и др.

Таким образом, включение студентов в различные виды профессиональных ситуаций может выступать полноценным организационно-педагогическим условием формирования у них готовности к творческому решению профессиональных задач, поскольку такая деятельность позволяет вырабатывать у обучающихся умения переносить смысл и значение усвоенного знания в новые условия, а значит по-новому смотреть на проблему и находить эффективные способы ее разрешений.

В исследовании В. А. Анищенко, О. И. Пахомова средством формирования готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в опытно-поисковой работе в соответствии с выделенной классификацией задач в учебной и профессиональной деятельности было выбрано решение комплекса профессионально-ориентированных задач [1, С. 9].

А. В. Качалов в своем исследовании рассматривает возможность вовлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность в качестве целесообразного условия формирования их творческой самостоятельности в решении задач в рамках будущей профессиональной деятельности. Так, по мнению исследователя, при применении различных вариантов организации учебно-исследовательской деятельности студентов необходима ориентация на индивидуальность студента с учетом его внутренней потребности в самоопределении, творческом самовыражении и самоутверждении. В рамках организации и реализации данного условия автор рекомендует обращаться к применению различных приемов решения учебно-творческих задач (приемы педагогической эвристики, приемы художественно-творческой интерпретации научного текста), организация работы с использованием которых предполагает обязательное внесение студентами новизны [5]. Раскрывая организационную сторону данного педагогического условия формирования у студентов готовности к творческому решению профессиональных задач, исследователь отмечает, что успех его реализации заключается, в первую очередь, в продуктивном взаимодействии преподавателя и студентов, которое должно подразумевать аспект сотрудничества, обеспечения психологически комфортной обстановки для студентов, стимулирование их творческой самостоятельности, а также создание условий для их творческой свободы и самореализации [5]. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность студентов, выступая как одно из условий формирования готовности к творческому решению профессиональных задач, должна позволять осуществлять перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на автономную творческую деятельность студента.

На сегодняшний день в рамках рассмотрения проблемы эффективного решения профессиональных задач современными педагогами, исследования последних лет зачастую обращаются к понятию его технологической компетентности. Так, Т. А. Челнокова отмечает, что технологическая компетентность педагога предполагает как высокий уровень теоретических знаний, так и достаточный уровень практических умений в реализации педагогической деятельности. Анализируя представленный опыт исследователя, можем отметить, что в рамках подготовки студентов к творческому решению профессиональных задач важнейшее значение приобретает овладение умением адаптировать конкретную педагогическую технологию под конкретную ситуацию обучения и под собственные особенности. В этой связи исследователь актуализирует принципиально значимое условие для развития готовности будущих педагогов к творческому решению профессиональных задач — применение и вклбчение в образовательный процесс идей педагогического проектирования. Технологическая компетентность педагога напрямую связана с уровнем его проектной культуры, с его умениями положить в основу организации выбора и реализации технологии обучения проектный подход [7]. Педагогическое проектирование автор рассматривает как последовательную разработку действий, связанных с возможными вариантами протекания образовательного процесса на основе той или иной технологии, ее стратегий, что позволит целенаправленно решать конкретные современные педагогические задачи [7].

Так, следование идеям проектирования предоставляет современному педагогу больше возможностей в достижении эффективных результатов своей профессиональной деятельности. Таким образом, применение в образовательном процессе технологий и идей проектирования может выступать еще одним важнейшим организационно-педагогическим условием формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач, поскольку позволяет студентам преобразовывать современную образовательную среду в соответствии с социальным заказом общества, а также с учетом особенностей обучающихся и контекстом возникающих педагогических ситуаций.

В современных социальных условиях, которые подразумевают постоянный аспект изменений, преобразований и трансформаций в сфере образования, все большую значимость приобретает организация образовательного процесса на базе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Анализируя результаты работ ряда современных исследователей (М. И. Глотова, М. А. Токарева, Г. Ф. Хасанова и др.) можно отметить, что возможности современных информационных систем и технологий могут быть рассмотрены в качестве одного из условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач [1; 6].

Так, М. И. Глотова, М. А. Токарева обращаются к рассмотрению возможностей системы Moodle, которая является свободно распространяемым программным обеспечением и рассматривается исследователями как электронная образовательная среда, которая обеспечивает условия для самостоятельной работы студентов позволяет реализовывать: многовариантность представления информации, гибкое структурирование контента и его модульность; интерактивность обучения; активную субъектную позицию каждого участника образовательного процесса; развитие самоконтроля учебных действий и другие аспекты, способствующие проявлению творческого подхода в решении разного рода педагогических задач. Так, например, на базе системы Moodle студентам предлагается реализовать в команде выполнение заданий творческого характера, когда преподаватель совместно со студентами распределяет роли для реализации задания: руководителя, исполнителей подзадач, экспертов, документоведов и пр. Также использование данной системы позволяет предоставлять студентам решение различных реконструктивных задач с элементами эвристики, которые могут выполняться и в индивидуальной форме.

Формирование готовности студентов к решению профессиональных задач во многом зависит от характера мотивационной сферы, иерархической системы личностных мотивов. То есть необходимо учитывать характер мотивации студента к решению задач, возникающих в рамках учебно-профессиональной деятельности. В этой связи, как отмечает Е. А. Гараева, необходимо учитывать и личностные особенности самого студента, поскольку положительная динамика мотивов отражает и позитивные изменения личностного отношения к учебной и будущей профессиональной деятельности [2, С. 63]. А процесс формирования готовности студента к решению профессиональных задач будет более эффективным, безусловно, при высокой мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный анализ имеющихся на сегодняшний день исследований и публикаций в области проблемы формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач позволил выделить ряд организационно- педагогических условий реализации данного процесса в современной практике высшего образования: использование системно-деятельностного подхода и активных форм обучения в процессе профессиональной подготовки студентов; включение студентов в различные виды профессиональных ситуаций; организация учебно-исследовательской деятельности студентов; применение в образовательном процессе технологий и идей проектирования; использование в образовательном процессе возможностей современных информационных систем и технологий.

Реализация представленных организационно-педагогических условий в рамках образовательной деятельности и профессиональной подготовки студентов позволит им развивать научный, критический и творческий стиль мышления, формировать способность принимать ответственность при решении конкретных ситуаций в профессиональной деятельности и находить новые пути и возможности их разрешения. Решение разноуровневых творческих заданий, проблем и педагогических ситуаций будет стимулировать творческую активность и самостоятельность студентов в решении современных профессиональных задач.

Литература:

  1. Анищенко, В. А. Формирование готовности студентов строительных специальностей к решению профессиональных задач / В. А. Анищенко, О. И. Пахомова // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 6. — С. 7–15.
  2. Гараева, Е. А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности / Е. А. Гараева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 1 (26). — С. 62–65.
  3. Глотова М. И., Токарева М. А. «Организация асинхронной самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды Moodle»// Вестник Оренбургского государственного университета, № 5 (223), 2019, С. 108–117.
  4. Глузман Н. А., Неженская Т. В. Педагогические задачи как дидактическое средство формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2015. — №. 1. — С. 218–224.
  5. Качалов А. В., «Вовлечение студентов — будущих учителей в учебно-исследовательскую деятельность как условие формирования творческой самостоятельности» //Вестник евразийской науки, № 5 (30), 2015, — С. 197.
  6. Крайнева С. В., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. «Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла» // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 4, 2019, С. 102–116.
  7. Петрова Г. А. «Использование задачного подхода в процессе формирования готовности будущих учителей к решению профессиональных задач на основе анализа педагогических ситуаций» // Вестник Нижневартовского государственного университета, №. 2, 2015, С. 16–26.
  8. Хасанова Г. Ф., Семенова Л. А. «Формирование готовности к использованию открытых образовательных ресурсов у студентов технологического университета»// Педагогика и психология образования, №. 3, 2020, С. 116–127.
  9. Челнокова Т. А. Технологическая компетентность современного педагога как условие эффективного решения образовательных задач // Самарский научный вестник. — 2020. — № 3. — С. 299–303.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое решение, задача, идея проектирования, профессиональная подготовка студентов, учебно-исследовательская деятельность студентов, будущая профессиональная деятельность, образовательный процесс, образовательный процесс технологий, профессиональная деятельность, творческий подход.


Ключевые слова

творческий подход, организационно-педагогические условия, решение профессиональных задач, образовательный процесс вуза, профессиональная подготовка будущих педагогов
Задать вопрос