Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач / Л. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87073/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья посвящена рассмотрению различных публикаций и современных исследований в области условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач. Проанализированы точки зрения и взгляды различных современных исследователей на проблему эффективной подготовки студентов к реализации будущей профессиональной деятельности, раскрыта значимость творческого подхода к решению профессиональных задач в современных условиях жизни и функционирования общества. По итогам рассмотренной научной литературы по обозначенной проблеме позволил выделить ряд организационно- педагогических условий реализации данного процесса в современной практике высшего образования: использование системно-деятельностного подхода и активных форм обучения в процессе профессиональной подготовки студентов; включение студентов в различные виды профессиональных ситуаций; организация учебно-исследовательской деятельности студентов; применение в образовательном процессе технологий и идей проектирования; использование в образовательном процессе возможностей современных информационных систем и технологий.

Ключевые слова: творческий подход, решение профессиональных задач, организационно-педагогические условия, образовательный процесс вуза, профессиональная подготовка будущих педагогов.

На сегодняшний день в современных вузах довольно четко обозначается тенденция к необходимости выделения основных организационно-педагогических условий к формированию у студентов, как будущих специалистов, готовности к творческому решению профессиональных задач. Обусловлена такая потребность, прежде всего, непрерывно происходящими в обществе социально-экономическими процессами, порождающими различные и новые типы профессиональных задач, требующие необходимости быстро ориентироваться в заданных условиях, и находить новые, адекватные и эффективные способы разрешения возникающих задач. Анализируя характеристику и типологию наиболее распространенных на сегодняшних день задач, с которыми сталкиваются специалисты различных областей, можно выделить следующие их виды: стратегические (содержательно-целевые), тактические (организационно-методические), оперативные задачи (коммуникативные) [2].

Таким образом, на сегодняшний день основные педагогические условия формирования готовности студентов к творческому разрешению профессиональных задач должны нести функционально-процессуальную и содержательную нагрузки, в особенности, когда речь идет о будущем специалисте сферы образования. По наблюдениям ряда современных исследователей (Н. А. Глузман, А. В. Качалов, С. В. Крайнева, Г. А. Петрова и др.), в процессе профессиональной подготовки будущего педагога, значительная роль должна отводится разнообразным творческим заданиям учебно-познавательной, учебно-исследовательской деятельности, а их оптимальное сочетание способствует повышению творческой активности будущих специалистов [2; 3; 4; 5; 7].

С. В. Крайнева О. Р. Шефер указывают на необходимость организации процесса формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач в рамках системно-деятельностного подхода, который подразумевает использование в процессе обучения разнообразных и значимых для студентов видов деятельности, приближенных к реальной профессиональной деятельности [4]. Именно такой поход позволяет студентам максимально раскрыть свой личностный, социальный и профессиональный потенциал путем включения в процесс решения практико-ориентированных задач, позволяющих эффективно овладеть знаниями, умениями и способами владения, необходимыми в современном мире.

Г. А. Петрова подчеркивает, что педагогическая деятельность сама по себе рассматривается как творческое решение разнообразных профессиональных задач и при рассмотрении данной проблемы особое внимание уделяет раскрытию воспитательного потенциала применения в профессиональной подготовке студентов различных педагогических ситуаций [5]. По мнению исследователя, именно использование педагогических ситуаций позволяет перевести внешние требования к педагогу во внутренние потребности самого студента. Условно Г. А. Петрова разделяет педагогические ситуации, применяемые в образовательном процессе будущих педагогов на две группы: 1) ситуации, направленные на прогнозирование целей, анализ информации, принятие решений и контроль, на расширение и углубление знаний и их систематизацию; такие ситуации позволяют формировать у студентов более глубокое понимание содержания педагогической деятельности и предоставлять основу для дальнейшего творческого подхода в решении профессиональных задач; 2) ситуации, направленные на анализ документации, работы с начальной информацией, ролевые и деловые игры; такие ситуации способствуют формированию у студентов профессиональных умений и навыков [5].

Первый тип ситуаций может быть организован в форме ситуаций-иллюстраций, ситуаций совместного анализа и оценки, проблемных ситуаций, ситуаций-тестов, образцов, аналогов. Второй тип ситуаций может быть организован и реализован в форме ситуаций-заданий, упражнений, конфликтов, проблем, ситуаций выбора и др.

Таким образом, включение студентов в различные виды профессиональных ситуаций может выступать полноценным организационно-педагогическим условием формирования у них готовности к творческому решению профессиональных задач, поскольку такая деятельность позволяет вырабатывать у обучающихся умения переносить смысл и значение усвоенного знания в новые условия, а значит по-новому смотреть на проблему и находить эффективные способы ее разрешений.

В исследовании В. А. Анищенко, О. И. Пахомова средством формирования готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в опытно-поисковой работе в соответствии с выделенной классификацией задач в учебной и профессиональной деятельности было выбрано решение комплекса профессионально-ориентированных задач [1, С. 9].

А. В. Качалов в своем исследовании рассматривает возможность вовлечения студентов в учебно-исследовательскую деятельность в качестве целесообразного условия формирования их творческой самостоятельности в решении задач в рамках будущей профессиональной деятельности. Так, по мнению исследователя, при применении различных вариантов организации учебно-исследовательской деятельности студентов необходима ориентация на индивидуальность студента с учетом его внутренней потребности в самоопределении, творческом самовыражении и самоутверждении. В рамках организации и реализации данного условия автор рекомендует обращаться к применению различных приемов решения учебно-творческих задач (приемы педагогической эвристики, приемы художественно-творческой интерпретации научного текста), организация работы с использованием которых предполагает обязательное внесение студентами новизны [5]. Раскрывая организационную сторону данного педагогического условия формирования у студентов готовности к творческому решению профессиональных задач, исследователь отмечает, что успех его реализации заключается, в первую очередь, в продуктивном взаимодействии преподавателя и студентов, которое должно подразумевать аспект сотрудничества, обеспечения психологически комфортной обстановки для студентов, стимулирование их творческой самостоятельности, а также создание условий для их творческой свободы и самореализации [5]. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность студентов, выступая как одно из условий формирования готовности к творческому решению профессиональных задач, должна позволять осуществлять перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на автономную творческую деятельность студента.

На сегодняшний день в рамках рассмотрения проблемы эффективного решения профессиональных задач современными педагогами, исследования последних лет зачастую обращаются к понятию его технологической компетентности. Так, Т. А. Челнокова отмечает, что технологическая компетентность педагога предполагает как высокий уровень теоретических знаний, так и достаточный уровень практических умений в реализации педагогической деятельности. Анализируя представленный опыт исследователя, можем отметить, что в рамках подготовки студентов к творческому решению профессиональных задач важнейшее значение приобретает овладение умением адаптировать конкретную педагогическую технологию под конкретную ситуацию обучения и под собственные особенности. В этой связи исследователь актуализирует принципиально значимое условие для развития готовности будущих педагогов к творческому решению профессиональных задач — применение и вклбчение в образовательный процесс идей педагогического проектирования. Технологическая компетентность педагога напрямую связана с уровнем его проектной культуры, с его умениями положить в основу организации выбора и реализации технологии обучения проектный подход [7]. Педагогическое проектирование автор рассматривает как последовательную разработку действий, связанных с возможными вариантами протекания образовательного процесса на основе той или иной технологии, ее стратегий, что позволит целенаправленно решать конкретные современные педагогические задачи [7].

Так, следование идеям проектирования предоставляет современному педагогу больше возможностей в достижении эффективных результатов своей профессиональной деятельности. Таким образом, применение в образовательном процессе технологий и идей проектирования может выступать еще одним важнейшим организационно-педагогическим условием формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач, поскольку позволяет студентам преобразовывать современную образовательную среду в соответствии с социальным заказом общества, а также с учетом особенностей обучающихся и контекстом возникающих педагогических ситуаций.

В современных социальных условиях, которые подразумевают постоянный аспект изменений, преобразований и трансформаций в сфере образования, все большую значимость приобретает организация образовательного процесса на базе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Анализируя результаты работ ряда современных исследователей (М. И. Глотова, М. А. Токарева, Г. Ф. Хасанова и др.) можно отметить, что возможности современных информационных систем и технологий могут быть рассмотрены в качестве одного из условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач [1; 6].

Так, М. И. Глотова, М. А. Токарева обращаются к рассмотрению возможностей системы Moodle, которая является свободно распространяемым программным обеспечением и рассматривается исследователями как электронная образовательная среда, которая обеспечивает условия для самостоятельной работы студентов позволяет реализовывать: многовариантность представления информации, гибкое структурирование контента и его модульность; интерактивность обучения; активную субъектную позицию каждого участника образовательного процесса; развитие самоконтроля учебных действий и другие аспекты, способствующие проявлению творческого подхода в решении разного рода педагогических задач. Так, например, на базе системы Moodle студентам предлагается реализовать в команде выполнение заданий творческого характера, когда преподаватель совместно со студентами распределяет роли для реализации задания: руководителя, исполнителей подзадач, экспертов, документоведов и пр. Также использование данной системы позволяет предоставлять студентам решение различных реконструктивных задач с элементами эвристики, которые могут выполняться и в индивидуальной форме.

Формирование готовности студентов к решению профессиональных задач во многом зависит от характера мотивационной сферы, иерархической системы личностных мотивов. То есть необходимо учитывать характер мотивации студента к решению задач, возникающих в рамках учебно-профессиональной деятельности. В этой связи, как отмечает Е. А. Гараева, необходимо учитывать и личностные особенности самого студента, поскольку положительная динамика мотивов отражает и позитивные изменения личностного отношения к учебной и будущей профессиональной деятельности [2, С. 63]. А процесс формирования готовности студента к решению профессиональных задач будет более эффективным, безусловно, при высокой мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный анализ имеющихся на сегодняшний день исследований и публикаций в области проблемы формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач позволил выделить ряд организационно- педагогических условий реализации данного процесса в современной практике высшего образования: использование системно-деятельностного подхода и активных форм обучения в процессе профессиональной подготовки студентов; включение студентов в различные виды профессиональных ситуаций; организация учебно-исследовательской деятельности студентов; применение в образовательном процессе технологий и идей проектирования; использование в образовательном процессе возможностей современных информационных систем и технологий.

Реализация представленных организационно-педагогических условий в рамках образовательной деятельности и профессиональной подготовки студентов позволит им развивать научный, критический и творческий стиль мышления, формировать способность принимать ответственность при решении конкретных ситуаций в профессиональной деятельности и находить новые пути и возможности их разрешения. Решение разноуровневых творческих заданий, проблем и педагогических ситуаций будет стимулировать творческую активность и самостоятельность студентов в решении современных профессиональных задач.

Литература:

  1. Анищенко, В. А. Формирование готовности студентов строительных специальностей к решению профессиональных задач / В. А. Анищенко, О. И. Пахомова // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 6. — С. 7–15.
  2. Гараева, Е. А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности / Е. А. Гараева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 1 (26). — С. 62–65.
  3. Глотова М. И., Токарева М. А. «Организация асинхронной самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды Moodle»// Вестник Оренбургского государственного университета, № 5 (223), 2019, С. 108–117.
  4. Глузман Н. А., Неженская Т. В. Педагогические задачи как дидактическое средство формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2015. — №. 1. — С. 218–224.
  5. Качалов А. В., «Вовлечение студентов — будущих учителей в учебно-исследовательскую деятельность как условие формирования творческой самостоятельности» //Вестник евразийской науки, № 5 (30), 2015, — С. 197.
  6. Крайнева С. В., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. «Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла» // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 4, 2019, С. 102–116.
  7. Петрова Г. А. «Использование задачного подхода в процессе формирования готовности будущих учителей к решению профессиональных задач на основе анализа педагогических ситуаций» // Вестник Нижневартовского государственного университета, №. 2, 2015, С. 16–26.
  8. Хасанова Г. Ф., Семенова Л. А. «Формирование готовности к использованию открытых образовательных ресурсов у студентов технологического университета»// Педагогика и психология образования, №. 3, 2020, С. 116–127.
  9. Челнокова Т. А. Технологическая компетентность современного педагога как условие эффективного решения образовательных задач // Самарский научный вестник. — 2020. — № 3. — С. 299–303.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое решение, задача, идея проектирования, профессиональная подготовка студентов, учебно-исследовательская деятельность студентов, будущая профессиональная деятельность, образовательный процесс, образовательный процесс технологий, профессиональная деятельность, творческий подход.


Ключевые слова

творческий подход, организационно-педагогические условия, решение профессиональных задач, образовательный процесс вуза, профессиональная подготовка будущих педагогов

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность студентов как...

Как известно, выделяют научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность студентов. Последняя является одной из важнейших форм учебного процесса. Учебно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Система профессиональной подготовки по развитию творческих способностей студентов ориентирует их

Огромное значение для развития творческих способностей студентов имеет хорошо

Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность решения...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей...

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Профессиональное воспитание студента — специфическое характеристика воспитания многозначного реального процесса совершенствования человека в конкретной деятельности, конкретном социуме: это педагогически организованный процесс становления человека в...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Проектная деятельность в развитии личностных...

Большие возможности предоставляет проектная деятельность в ходе профессионального становления будущего специалиста через овладение активными способами действий. Проектная деятельность может быть применена как технология на всех уровнях организации...

Применение проектного метода в организации учебного процесса...

Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность технологий и метода проектов позволит педагогам повысить уровень профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

Исследовательская деятельность должна стать основой современной подготовки студентов технических ВУЗов, т.к. современное общество нуждается в специалистах способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в...

Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе

В связи с этим профессиональная подготовка в высшей школе нуждается в новой ориентации педагогического процесса, связанного с использованием новых педагогических подходов, образовательных технологий и содержания профессиональной подготовки современного...

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность студентов как...

Как известно, выделяют научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность студентов. Последняя является одной из важнейших форм учебного процесса. Учебно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Система профессиональной подготовки по развитию творческих способностей студентов ориентирует их

Огромное значение для развития творческих способностей студентов имеет хорошо

Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность решения...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится важной составляющей...

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Профессиональное воспитание студента — специфическое характеристика воспитания многозначного реального процесса совершенствования человека в конкретной деятельности, конкретном социуме: это педагогически организованный процесс становления человека в...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Проектная деятельность в развитии личностных...

Большие возможности предоставляет проектная деятельность в ходе профессионального становления будущего специалиста через овладение активными способами действий. Проектная деятельность может быть применена как технология на всех уровнях организации...

Применение проектного метода в организации учебного процесса...

Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность технологий и метода проектов позволит педагогам повысить уровень профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности...

Исследовательская деятельность студентов как фактор...

Исследовательская деятельность должна стать основой современной подготовки студентов технических ВУЗов, т.к. современное общество нуждается в специалистах способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в...

Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе

В связи с этим профессиональная подготовка в высшей школе нуждается в новой ориентации педагогического процесса, связанного с использованием новых педагогических подходов, образовательных технологий и содержания профессиональной подготовки современного...

Задать вопрос