Влияние темперамента на успеваемость студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 841 раз

Библиографическое описание:

Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86926/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной работе авторами были проанализированы результаты тестирования и опроса учащихся Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета. Был определен темперамент с помощью теста Г. Ю. Айзенка. В ходе анализа была получена информация о влиянии темперамента на успеваемость студентов.

Ключевые слова: темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, успеваемость, студенты.

Введение: Термин «темперамент» был введен около двух с половиной веков назад Гиппократом [3, c. 286]. Однако, в психологии не существует строгого определения этому термину. По Б. М. Теплову темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой [1, с. 553]. Существует четыре типа темперамента: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Все они отличаются между собой по свойствам нервной системы.

В своих очерках B. C. Мерлин утверждает, что при создании положительных мотивов и положительного отношения к деятельности возможно приспособление темперамента.

Оценки в зачетной книжке для студента являются положительным мотивом, связанным с желанием получения качественного образования и достойного рабочего места в будущем.

Целью данного исследования стало определение влияния темперамента на успеваемость студентов.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Выявить успеваемость студентов, посредством определения оценок в зачетной книжке за все время обучения.
  2. Определить типы темперамента у студентов Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета.
  3. Отследить влияние определенного темперамента на успеваемость студентов, благодаря составлению диаграмм и их сравнения.

Актуальность: Данный вопрос актуален не только среди учащихся (студентов или школьников), но людей всех возрастов (дети дошкольного возраста, работающие люди). Изучение и понимание этой темы дает важный ресурс как каждому человеку в анализе своей деятельности, так и грамотному руководителю в понимании построения рабочего процесса. Важно оценить потенциал человека: всегда ли он будет лимитирован темпераментом или же мотивация может корректировать эти свойства.

Методы исследования: Вданной работе мы провели исследование среди студентов Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета. Исследование было проведено методом письменного опроса и тестирования. Опрос и тестирование были проведены анонимно с использованием Google формы. Студентам был предложен тест Г. Ю. Айзенка, а также вопросы, касающиеся оценок в их зачетной книжке.

Результаты и их обсуждение: Ванкетировании приняли участие 50 человек — студенты медицинского и политехнического ВУЗов города Пермь. 2 человека с 1 курса, 1 человек с 3 курса, 27 человек с 4 курса, 20 человек с 5 курса.

Из всех опрошенных 36 % студентов в зачетной книжке имеют «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»), 34 % — «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну), 14 % — «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»), 10 % — «хорошо и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно»), 6 % — только «отлично» (Рисунок 1).

Оценки

Рис. 1. Оценки

Далее мы проанализировали ответы респондентов по тесту Айзенка для определения типа темперамента. Получились следующие данные: 16 % студентов являются холериками (8 человек), 20 %– флегматики (10 человек), 26 %– сангвиники (13 человек), 38 %– меланхолики (19 человек).

Следующим шагом мы сопоставили результаты и выявили закономерность влияния темперамента на успеваемость студентов. Получили следующие результаты: 31,6 % меланхоликов учатся на «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну) и столько же на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо»). 15,8 % меланхоликов учатся на «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно»). 10,5 % меланхоликов учатся только на «отлично».

50 % флегматиков закрывают сессии на «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну), а 40 % на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо»), а остальные 10 % на «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»).

38 % сангвиников получают «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну) за свою учебу. 23 % студентов учатся на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо») и столько же на «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»). И лишь 8 % получают за свои знания «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно») и столько же только отличники.

62,5 % (наибольший процент) холериков оценивают на «отлично» и «хорошо» (больше «хорошо»). 12,5 % студентов холериков одинаково оценивают в трех оценочных группах: «отлично» и «хорошо» (больше «отлично» или поровну), «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «хорошо»), «хорошо» и «удовлетворительно» (больше «удовлетворительно») (Рисунок 2).

Успеваемость по типу темперамента

Рис. 2. Успеваемость по типу темперамента

Выводы: Вданном исследовании нет определенной зависимости успеваемости от темперамента: любой темперамент может иметь различную степень успеваемости в учебе. Данный факт может подтвердить то, что темперамент не оказывает влияние на успеваемость студента.

Темпераментальные отличия содействуют пробуждению особенных способностей личности. Однако, при наличии мотивации человек может корректировать эти свойства и совершенствовать себя не только в учебе, но и в жизни. В дисциплинирующей учебной и трудовой деятельности повышается степень уравновешенности нервных процессов, повышается сила возбуждения и торможения, а также их подвижность [2, с. 195].

Литература:

  1. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2016–585 c.
  2. Мерлин В. С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. — 276 с.
  3. Петровский А. В., Мироненко В. В. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 447 c.
Основные термины (генерируются автоматически): успеваемость студентов, зачетная книжка, тип темперамента, имя академика, Пермский государственный медицинский университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, студент, темперамент, влияние темперамента, меланхолик.


Похожие статьи

Влияние типа темперамента на учебную успеваемость...

 Ключевые слова : тип темперамента, учебная деятельность . Актуальность : Зачастую, когда мы стараемся объяснить, почему человек, оказавшийся в одинаковой или практически одинаковой ситуации, достигает различных успехов, мы уделяем внимание психическим...

Влияние темперамента на успеваемость студентов

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера , студент.

Рубрика: Медицина. Страницы: 484-486. Библиографическое описание: Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова.

Влияние темперамента на успеваемость студентов

Суханова Оксана Станиславовна. Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера, преподаватель.

Библиографическое описание: Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова.

Влияние темперамента на успеваемость студентов

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера, студент.

Рубрика: Медицина. Страницы: 484-486. Библиографическое описание: Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова.

Определение темперамента студентов как составляющая...

Определение темперамента студентов. На основе параметров с применением опросника выявили, что из 15 студентов, шесть флегматиков (40 %) в соответствии с гиппократовской классификацией типов три холерика (20 %) и 4 сангвиника (26,6 %) и два меланхолика (13,4 %).

Изучение влияния темперамента студентов 2-курса ИФЭиУ на...

 С целью выявить взаимосвязь темперамента студентов с их успеваемостью было проведено исследование среди обучающихся 2го курса на трех направлениях подготовки Института финансов, экономики и управления. В качестве метода исследования был взят...

Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся

А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся?

Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классах, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости, можно сделать вывод о том, что тип темперамента...

Личностные особенности студентов с разной академической...

Проблему личностных особенностей студентов с разной академической успеваемостью изучали многие исследователи, так Т. О. Гордеева и Е. Н. Осин, совместно с Д. А. Леонтьевым [1] анализировали факторы, влияющие на академическую успешность и психологическое...

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

При этом студенты очной формы обучения более ориентированы на участие в мероприятиях, проводимых университетом. Кроме этого, большая часть студентов очной формы обучения готовы участвовать в волонтерской деятельности.

Похожие статьи

Влияние типа темперамента на учебную успеваемость...

 Ключевые слова : тип темперамента, учебная деятельность . Актуальность : Зачастую, когда мы стараемся объяснить, почему человек, оказавшийся в одинаковой или практически одинаковой ситуации, достигает различных успехов, мы уделяем внимание психическим...

Влияние темперамента на успеваемость студентов

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера , студент.

Рубрика: Медицина. Страницы: 484-486. Библиографическое описание: Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова.

Влияние темперамента на успеваемость студентов

Суханова Оксана Станиславовна. Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера, преподаватель.

Библиографическое описание: Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова.

Влияние темперамента на успеваемость студентов

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера, студент.

Рубрика: Медицина. Страницы: 484-486. Библиографическое описание: Степахина, Н. Н. Влияние темперамента на успеваемость студентов / Н. Н. Степахина, М. Д. Сунцова.

Определение темперамента студентов как составляющая...

Определение темперамента студентов. На основе параметров с применением опросника выявили, что из 15 студентов, шесть флегматиков (40 %) в соответствии с гиппократовской классификацией типов три холерика (20 %) и 4 сангвиника (26,6 %) и два меланхолика (13,4 %).

Изучение влияния темперамента студентов 2-курса ИФЭиУ на...

 С целью выявить взаимосвязь темперамента студентов с их успеваемостью было проведено исследование среди обучающихся 2го курса на трех направлениях подготовки Института финансов, экономики и управления. В качестве метода исследования был взят...

Влияние типа темперамента на успеваемость учащихся

А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся?

Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классах, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости, можно сделать вывод о том, что тип темперамента...

Личностные особенности студентов с разной академической...

Проблему личностных особенностей студентов с разной академической успеваемостью изучали многие исследователи, так Т. О. Гордеева и Е. Н. Осин, совместно с Д. А. Леонтьевым [1] анализировали факторы, влияющие на академическую успешность и психологическое...

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

При этом студенты очной формы обучения более ориентированы на участие в мероприятиях, проводимых университетом. Кроме этого, большая часть студентов очной формы обучения готовы участвовать в волонтерской деятельности.

Задать вопрос