Правовой режим приобретения и использования прав на товарные знаки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Волохина, Ю. Ю. Правовой режим приобретения и использования прав на товарные знаки / Ю. Ю. Волохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86832/ (дата обращения: 26.01.2022).



В современное время рынок перенасыщен товарами, в связи с чем товаропроизводители вынуждены индивидуализировать свой товар путем регистрации товарного знака.

Экономическую ценность товара увеличивает его индивидуализация — товарный знак, который используется в процессе предпринимательской деятельности, а также зазищает от недобросовестной конкуренции.

Охрана товарного знака — средства индивидуализации осуществляется в соответствии с законодательством о товарных знаках посредством предоставления стороны государства правообладателю монополии на его использование в виде исключительного права.

Особую правовую область правового регулирования составляет контроль за методами ведения конкурентной борьбы, защита от недобросовестной конкуренции.

Конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

Заинтересованность в товарных знаках также подтверждается принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в действие с 01.01.2008 года.

Не все вопросы были урегулированы частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации до изменений, в связи с чем товарные знаки получили новую правовую регламентацию. Было указано и само понятие товарного знака, вопросы, связанные с проблемами соотношения исключительных прав на товарный знак с другими средствами индивидуализации, трубующие урегулирования вопросов, связанных с государственной регистрацией товарных знаков, защитой и распроряжением исключительного права на товарный знак.

Основная задача нормативно-правового регулирования — защитить права производителя и не допустить возможности введения потребителя в заблуждение.

С момента начала борьбы за покупателей товаров началась борьба, в которой стали использовать товарные знаки. Появление на рынке большого количества конкурентов повлекло за собой индивидуализацию товара, продукция начинает обладать отличительными чертами, характерными свойствами, становится узнаваемой среди других.

Каждая компания вкладывает средства в раскрутку своего товарного знака: разрабатывает упаковку, рекламные буклеты, оплачивает рекламу и продвижение в интернете, социальных сетях.

Если товарный знак не зарегистрирован, то иные лица могут зарегистрировать его на себя, и потребовать от создателей товарного знака плату за его использование.

Товарный знак — обозначение (словесное, комбинированное, изобразительное или иное), которое служит для индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Является своеобразным звеном между производителем и потребителем и применяется как средство для привлечения внимания покупателя к маркируемым товарам, что позволяет потребителю найти нужный ему товар определенного производителя.

На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ), означающее возможность правообладателя использовать зарегистрированный на его имя товарный знак любым не противоречащим закону способом, распоряжаться товарным знаком, а также запрет третьим лицам использовать товарный знак без его согласия. Содержание исключительного права на товарный знак раскрывается в ст. 1484 ГК РФ.

Роль товарных знаков в управлении интеллектуальной собственностью ежегодно увеличивается, это объясняется тем, что, во-первых, они обладают неограниченным сроком жизни, а во-вторых, получение товарного знака и поддержка правовой охраны намного дешевле, чем для патентов.

Товарный знак должен отличаться от других, помогать покупателям идентифицировать производителя товара давать понимание отличия его от других производителей.

Существует несколько видов товарных знаков:

Словесный товарный знак — это название. Оно может быть написано с использованием фирменного шрифта или без. Даже если вы регистрируете свой бренд, написанный фирменным шрифтом, другая компания не сможет зарегистрировать его, написав другим цветом или буквами другой формы.

Изобразительный товарный знак — это эмблемы компаний. Изображения, по которым вас узнают. Если вы зарегистрировали изображение в качестве товарного знака, его никто не сможет поместить на свою продукцию.

Комбинированный товарный знак — это, как правило, логотипы. Изображения с буквами. Хороший вариант для тех, кто всегда использует название совместно с эмблемой. Можно зарегистрировать комбинированный знак и сэкономить на отдельной регистрации изобразительного и словесного товарного знака.

Объемный товарный знак чаще всего — упаковка. Компании, которые придумали уникальный дизайн для упаковки своей продукции, регистрируют ее, чтобы конкуренты не смогли выпустить продукцию в коробках, бутылках и флаконах такой же формы.

Цветовой товарный знак: если фирма разработала уникальный цвет для своей продукции, его тоже можно зарегистрировать.

Осязательный товарный знак регистрируют фирмы, которые выпускают продукцию для слепых и пишут название и слоган шрифтом Брайля.

Звуковой товарный знак — это любые мелодии, по которым покупатели узнают бренд.

После регистрации товарного знака, другая компания не имеет право использовать такое же название или похожее.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В соответствии со ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять возложенные на нее обязанности, быть истцом и ответчиком. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Юридические лица могут создавать свои обособленные подразделения — филиалы и представительства, которые представляют интересы юридического лица либо осуществляют его функции. При этом, однако, филиалы и представительства не являются юридическими лицами, что делает невозможной регистрацию товарных знаков на их имя. Подача заявок от имени таких организаций — достаточно частая и типичная ошибка.

Для физических лиц — обладателей исключительного права на товарные знаки законодателем предусмотрено условие о том, что они должны иметь статус индивидуального предпринимателя, полученный в результате соответствующей государственной регистрации и удостоверенный свидетельством.

Регистрация товарного знака не обязательна, но без исключительного права нельзя быть уверенным что бренд всегда будет закреплен за организацией его создавшей.

Исключительное право на товарный знак представляет собой ценный нематериальный актив, в приобретении которого заинтересовано все большее количество хозяйствующих субъектов. Последнее фактически диктует необходимость формирования механизмов и способов противодействия недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием указанных прав.

Исключением являются общеизвестные знаки. Если в Роспатенте признают, что бренд известен большому числу людей по всей стране — его признают общеизвестным и больше ни одна компания ни в каком классе не сможет использовать такое же название.

Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, юридическое лицо, знак, недобросовестная конкуренция, государственная регистрация, Гражданский кодекс, индивидуальный предприниматель, Российская Федерация, словесный товарный знак, фирменный шрифт.


Задать вопрос