Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Елецкая, Н. М. Создание развивающей предметно-пространственной среды на основе духовно-нравственного воспитания для ознакомления дошкольников с историей и культурой Белгородского края / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86799/ (дата обращения: 22.01.2022).



…Опасная и роковая вещь —– лишить ребенка исторической памяти… Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

Серафим Роуз

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель — воспитать ребенка духовно богатым, добродетельным, мыслящим, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро и совершенствование мира и людей, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным, с чувством собственного достоинства как представителя своего народа, с его стремлением к любви и терпимости, умению творчески подходить к решению проблем.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в этом возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Именно с дошкольного возраста необходимо развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. «Уважение к прошлому — вот что отличает дикость от воспитанности», — эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.

Цель парциальной программы — духовно-нравственное становление дошкольника, направленное на дальнейшее совершенствование личности посредством приобщения к православным традициям и духовным ценностям русского народа через изучение истории, отечественной культуры, своеобразие родного края и страны в целом.

Воспитание на основе православных традиций осуществляется на конкретных исторических примерах и событиях, народных обычаях и правилах, по которым веками жила великая Россия. Детям предоставлена возможность постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, сопоставлять поступки людей, изучать культуру своего народа, знакомиться с историей своей Родины, города, его святыми подвигами защитников Отечества.

Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение. В потешках, поговорках, закличках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи и пояснения взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы специальные наглядные средства, особого рода среда, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Особенностью работы по формированию духовно — нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности к нему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту.

Чтобы воспитанники хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и был создан в нашем дошкольном учреждении мини-музей. Благодаря воспитателям и родителям воспитанников собираются предметы старинного русского быта, некоторым из них более века, воссоздается обстановка русской избы — «Горница». В мини-музее создали имитацию русской печи (расписали часть стены, которая точно повторяет форму печи). Кажется, что потрескивают в печи березовые поленья и пахнет топленым молоком и кашей. А на лежанке на лоскутном одеяльце сидит кот и рассказывает сказки. Возле печки поставили ухват и деревянную лавку, укрыли ее самотканным полотном. На лавку поставили кувшин, горшки, миски, ложки, а под лавкой расположились два поросенка. В дальнем углу стоит гусь, вытянув свою шею, а в сенцах уединились утка с утятами. В сенцах на полки поставили корзины с фруктами и овощами (муляжи), лукошко с гробами, поднос с домашней колбасой, миска с пасхальными яйцами. Посреди горницы стоит стол, на котором изображена хохломская роспись. На столе величаво стоит самовар, украшенный бусами из сушек и баранок, расположилась старинная посуда. На окно повесили льняные занавески. Главный угол избы увенчан иконой. Стены в избе украсили рушниками, повесили ароматные сухосборы из целебных трав и косички из лука, чеснока, кукурузы. Постелили на пол половик ручной работы, в угол поставили березовый веник. Нашлось место и для старинного утюга. Оберегают горницу куклы — обереги и домовенок Кузьма. В русской избе еще есть старинные народные музыкальные инструменты: трещетки, глиняные свистульки, дудочка, колокольчики, жалейка, деревянные ложки и т. д. Есть кукла с русском народном костюме, колыбель.

Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в колыбели младенца, попробовать похлебку из миски, выпить ароматного чая из самовара, закусить печатным пряничком и т. д. Некоторые занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в русской избе, например: «Кто мы и откуда? Где наши корни?» «Дом, дом, дом, открой свою тайну», «Вечера долгие, головушки умные, руки умелые», «На печи лежим, скаки слушаем», «Колядушки», «Рождественские посиделки», «Самовар кипит — уходить не велит», «Ждем весну, готовимся к масленице», «Мальчики да девочки, свечечки да вербочки», «Пасхальные радости», «Про отцов и дедов помнить от века завещано и т. д.

Дети знакомятся со старинными предметами, их названиями, с русскими народными художественным промыслами (гжель, дымка, хохлома, городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву). Отображение их находят в изобразительной деятельности, в лепке и аппликации, изучают народный фольклор, знакомятся с народными играми, традициями и обычаями русского народа, с русским народным костюмом, его элементами.

Изучение традиций русского народа, знакомство с обрядами, праздниками, песнями, играми, бытом наших предков, сохранение духовных традиций — это и многое другое закладывает педагог в душу воспитанников.

Приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и людей.

Особая роль в системе работы детского сада отводится устному и декоративно-прикладному народному творчеству. На занятиях по изо деятельности педагоги знакомят детей с тем, как жили и трудились наши предки, чем занимались в свободное время. А затем своим руками создают «шедевры» из глины, пластилина, бумаги. Народные игрушки, расписные пасхальные яйца, куличи, соломенные куклы-обереги, вышитые салфеточки и многое другое выставлено в уголке творчества. Простота произведений народного искусства и народных ремесел, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Специально организовываются экскурсии в краеведческий музей для того, чтобы дети не только на слух, но и зрительно воспринимали историческую действительность. Также воспитатели со своими воспитанниками с удовольствием совершают пешие прогулки по живописным местам города (микрорайона), знакомятся с историей родного края и его историческим прошлым.

Огромную роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, креативная форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживаниями, учитывая их сенситивный детский возраст.

Мероприятия отражают представления о православной культуре, обычаях, традициях нашего народа, например, такие как: «Кузьма да Демьян», Праздник «Покров», «В музей старины», «Самые родные и близкие», «Жили — были дед да баба», «Рождество Христово», «Крещенские узоры», «Икона и святой образ», «Масленица», «Праздник Святой Троицы», «Русь и защитники», «Жить — Родине служит!», «Дева Мария — Матерь Божья».

Народные обрядовые праздники всегда связанны с игрой. Игра — это своеобразная школа для ребенка. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Во время знакомства детей с народной игрой мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей! Разученные с детьми прибаутки, частушки, небылицы, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают ее содержание. Народные игры: «Дубок», «Прятки», «Лапта», «Салки — догонялки», «Пахари и жнецы», «Зайцы и волки», «У медведя во бору», «Мороз», «Каравай», «Голубки», «Лиса в курятнике» и многие другие игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, смекалку, приучают, к сообразительности и вниманию.

В русском фольклоре и драматическим действиям относиться не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также в «театральном уголке» собрано все необходимое и для драматизации русских народных сказок и для кукольного театра. Какая радость для ребенка перевоплотиться на время в «героя» полюбившейся сказки, почувствовать дух русской сказки, самостоятельно прийти к пониманию того, что добро всегда побеждает зло, не только в сказке, но и в жизни.

Работая по данной теме, мы открыли дошкольникам возможность соприкоснуться с высокими духовными ценностями. Дети почувствовали себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научились ценить прошлое и настоящее, заботиться о будущем. А. Жемчужников писал так:

«… Но в добрую землю упавшее семя,

Как жатвы настанет урочное время,

Готова стократно умноженный плод

Высоко и быстро, и сильно растет

И блещет красою, и жизнью дышит…

Имеющий уши, чтоб слышать, —

Да слышать»!

Практический опыт показал, что родная культура стала неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, основой развития его творческих возможностей. Мы помогли каждому ребенку осознать свое место, роль и значение в этом мире, выработать определенную позицию в отношении к себе, другим людям, окружающему, к историческому прошлому, ведь народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, народная культура, русская изба, дошкольный возраст, культурное наследие, практический опыт, родной край, русский народ, русский народный костюм.


Задать вопрос