Общая теория модных словечек: синергетические сдвиги в металингвистической парадигме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Б. Х. Общая теория модных словечек: синергетические сдвиги в металингвистической парадигме / Б. Х. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 507-509. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86747/ (дата обращения: 25.04.2024).



В современной лингвистике, с ее антропоцентрической направленностью, внимание сосредоточено на всех обстоятельствах формирования, развития и функционирования языковых единиц и категорий, в том числе — и на обстоятельствах социального плана. Классические и современные труды, посвященные проблеме социальной обусловленности языка, сформировали надежную базу многих теоретических положений о социально-языковых связях и зависимостях. Однако языковой аспект социологических категорий изучен совершенно недостаточно.

Ключевые слова: языковая мода, модные слова, русский язык, парадигма, синергетический сдвиг.

Модные словечки характеризуются несколькими ключевыми особенностями. Во-первых, их часто критикуют, они имеют очень мало определяющего значения. Другими словами, они потеряли свое значение в результате различных механизмов. Во-вторых, у них есть общая закономерность жизненного цикла. Они быстро внедряются во всех отраслях и социально-политических слоях и распространяются во всех уголках этих сфер. Их использование возрастает до тех пор, пока они не становятся просто клише, и их распространенность начинает ослаблять их силу. Почти так же быстро, как они рождаются, они теряют популярность у публики, отправляются в пыльные анналы забытой истории и мертвых слов. Наконец, и, возможно, наиболее абстрактно, модные словечки имеют очень уникальный эмоциональный смысл. Их благозвучный, почти самовозвеличивающий характер вселяет в тех, кто сталкивается с ними, чувство оптимизма и впечатление от дискурса, который они представляют.

Веб-сайты, заголовки которых изобилуют модными словечками, ежедневно получают все больше и больше просмотров страниц, все руководители евангелистской Кремниевой долины, похоже, используют разные варианты одних и тех же слов в своих презентациях, а высокопоставленные бизнесмены, похоже, используют один и тот же непонятный двоякий язык. Споры о том, является ли это выгодным сдвигом, зашли в своего рода тупик, обе стороны представляют сплоченный и последовательный образ модных словечек. Некоторые считают, что модные словечки — это лингвистические паразиты, цепляющиеся за существующую культурную сферу и истощающие ее жизнеспособность, в то время как другие полагают, что язык и модные словечки наслаждаются взаимными симбиотическими отношениями и процветают на них. Чтобы прояснить это — или, возможно, просто изучить, можно ли прояснить этот спор, — очень важно лучше понять модные словечки и то, почему они так сильно влияют на нас.

Учитывая, что модные слова влияют на это множество дискурсов и что — как будет очевидно из остальной части этой статьи — их обсуждает множество предметов, ответ на вопрос не может быть получен, если рассматривать модные слова как абстрактную сущность изолированно. Так, модные словечки — это циклическое и предсказуемое явление: их жизни следуют одним и тем же общим тенденциям и что смерть одного порождает рост другого.

Этот аргумент обрамлен жизненным циклом модного слова: его зарождением, его распространением и конечным пиком и, наконец, его бесславным упадком. Мы начинаем с изучения того, что делает модное слово модным. Должна ли позиция их предков в социально-политической иерархии способствовать генерации новых слов? Почему некоторые слова с эмоциональным значением становятся модными словечками, а другие попадают в менее сомнительные пантеоны?

После этого мы отслеживаем рост популярности модных словечек: исследую их следы, когда они проникают на все более высокие уровни разговора. Мы считаем их наиболее насыщенными и при этом исследуем, что именно в этом пункте заставляет их так быстро и повсеместно выпадать из употребления. В качестве общего примера мы берем жизнь модного слова «длинный хвост» и исследую его через несколько этапов. Фраза «длинный хвост » относится к « хвосту» кривой спроса, то есть к участку кривой, который соответствует не «хитам», которые продаются в больших количествах, а скорее более нишевым продуктам, недоступным через обычные каналы.

Учитывая, что модные словечки — относительно новое социальное явление, естественным может быть предположение, что их влияние на нас преходяще, скорее социальное явление, чем глубоко укоренившийся когнитивный процесс. Однако литература обычно поддерживает обратное. В своей работе Pennycook. С забавным названием «О восприятии и обнаружении псевдо-глубокой чуши», в которой это исследовалось с помощью компьютерной лингвистики, сделан вывод о том, что люди склонны находить бессмысленные, но «синтаксически связные» фразы, по крайней мере, несколько глубокомысленно, независимо от того, были ли эти фразы найдены в реальном мире или произведены их «генератором чуши» [1].

Во-первых, он определяет, что эти наиболее широко используемые слова, как правило, являются сленговыми фразами, чрезвычайно неформальными способами уловить общее мнение. Следовательно, это фразы, которые находят отклик у тех, кто наиболее активен в этой конкретной сфере дискурса. По мере того, как слова становятся все более и более распространенными, а их новизна исчезает, использование слова становится более случайным, укрепляя его статус сленга. Таким образом, цикл является самовыборным: он усиливает свойства, позволяющие ему существовать.

Во-вторых, по мере того, как это слово распространяется в разговоре, обнаруживают, что его структура также меняется. Чаще всего это происходит в форме сокращения фраз, чтобы облегчить универсальность определения.

В-третьих, эти фразы затрагивают термин «ономасиологический конкурс». Ономасиология — это лексикографическая ветвь лингвистики, занимающаяся словами и значениями, которые они представляют, и, в частности, вопросом о том, как можно выразить определенное понятие. Таким образом, ономасиологическое соревнование описывает соревнование между двумя словами, выражающими одно и то же понятие.

По мере того как модные словечки становятся все более распространенными, они приносят с собой несколько продуктивных дополнений к беседе. Бернадетт Б. В. в своей лингвистической статье «Политика модных словечек на стыке технонауки, рынка и общества: пример «Общественное участие в науке» утверждает, что модные словечки могут позитивно переосмыслить и облегчить дискурс в очень технических сферах [2].

Таким образом, мы видим, что по мере того, как модное слово становится все более распространенным, и что по мере того, как тенденции обращения к нынешнему поколению, увеличения интерпретирующей гибкости и удаления старых терминов сохраняются, модные словечки могут сделать дискурс более продуктивным. Однако все эти тенденции не могут продолжаться вечно. Поколение может идентифицировать себя с фразой только до тех пор, пока фраза может иметь лишь ограниченное количество интерпретаций, и лишь определенное количество конкурирующих слов можно забыть. По мере того, как эти тенденции сохраняются, их влияние на количество употребляемого слова продолжает уменьшаться. В какой-то момент слово перестает распространяться: оно пропитало дискурс. Эта насыщенность характеризуется широко распространенным неправильным употреблением этой фразы.

Модное словечко тихо не умирает. Скорее, он терпит негативную реакцию и пародию, стремительно впадая в позор, пока, наконец, не оказывается в забытом небытии. Говоря контекстно, это снижение начинается в точке насыщения — когда модное слово часто используется не по назначению. Когда люди начинают это замечать, они разочаровываются в слове и его силе и обращаются к нему.

Исчезновение этих модных словечек из публичного лексикона оставляет на их месте вакуум, и остается вопрос, что заполняет этот вакуум. Здесь мы видим две основные силы. Во-первых, рост числа новых терминов и модных словечек, как обсуждалось ранее, позволяет участникам переходить от слабого модного слова к более сильному и более интересному. Ключевым моментом здесь является то, что модные словечки по своей сути являются круговым явлением и что падение одного порождает подъем другого. Во-вторых, что более интересно, они переработаны.

Таким образом, удивительно, что модные словечки — на первый взгляд непредсказуемый и детальный социальный феномен — можно смоделировать с помощью такой относительно простой теории. Мы видим, что модные словечки рождаются не для того, чтобы быть модными словечками, а для лаконичного выражения новых идей. Они созданы известными источниками, серьезно относящимися к этой фразе. По мере роста они вступают в конкуренцию с заранее установленными словами, побеждают и начинают становиться более гибкими в интерпретации. Тем самым они способствуют тому, что дискурс становится более продуктивным. В какой-то момент этот продуктивный рост плато и модные словечки насыщают дискурс. В этот момент люди начинают восставать против этого слова, и оно умирает громкой и заметной смертью.

Литература:

  1. Pennycook, G., Cheyne, J. A., Barr, N., Koehler, D. J., & Fugelsang, J. A. (2015). On the reception and detection of pseudo-profound bullshit. Judgment & Decision Making, 10(6), 549–563.
  2. Vincent, B. B. (2014). The politics of buzzwords at the interface of technoscience, market and society: The case of “Public engagement in science.” Public Understanding of Science, 23(3), 238–253
Основные термины (генерируются автоматически): словечко, слово, модное слово, фраза, дискурс, жизненный цикл, какой-то момент, мера, социальное явление, том.


Ключевые слова

русский язык, парадигма, языковая мода, модные слова, синергетический сдвиг

Похожие статьи

Молодежный сленг как один из видов современного жаргона

По мере взросления люди начинают меньше нуждаться в использовании особых

Но наступает момент, когда взрослый человек вновь становиться вынужден обратиться к сленгу, так как

Жаргон как особый язык каких-либо социальных групп существует уже относительно давно.

К вопросу о неологизмах | Статья в сборнике международной...

Некоторые слова не уживаются в языке и исчезают через некоторое время, а какие-то укореняются и остаются в языке надолго. Зачастую происходит так, что в одном языке слово возникло и уже описывает какую-либо ситуацию, а в другом языке есть лишь явление...

Стереотипы поведения в жанре семейных родословных

Ключевые слова: семейные родословные, внутрисемейное общение, нормы поведения, стереотип, пословица, цитата, генерализованное высказывание, афоризм. Стереотипы находят отражение в продуктах речемыслительной деятельности, в том числе в рассказах о семье...

К проблемам понимания термина «дискурс» | Статья в журнале...

Ключевые слова: дискурс, объект междисциплинарного изучения, три макропонимания

Поскольку дискурс носит динамический характер, методы, применяемые при анализе слова

По сути дела, определение КАКОЙ или ЧЕЙ дискурс может рассматриваться как указание на...

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Ключевые слова: дискурс, текст, коммуникация, иллокутивная структура. Вплоть до настоящего времени существует проблема

Дискурс — это текст и контекст, взаимодействующие таким образом, что участники дискурса воспринимают его как содержательное и целостное явление.

Социолингвистические аспекты эвфемии | Статья в сборнике...

К камуфлирующим словам и выражениям прибегают в тех случаях, когда прямое обозначение объекта, действия, свойства, по мнению говорящего, может вызвать нежелательный общественный эффект, негативную реакцию массового адресата, осуждение.

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

Метафора — троп сходства, применение слова в переносном значении на основании ассоциаций по сходству.

Она направлена на формирование оригинального рекламного образа и ненавязчивое привнесение какой-либо оценки в текст.

Корреляция понятий значение – смысл – концепт

До определенного момента понятию «значение» было уделено гораздо больше внимания, нежели понятию «смысл», которое часто оказывалось за пределами научных исследований. Известно, что предпринимались неоднократные попытки исключить смысл из сферы научного...

Язык как способ осознания исторической эпохи | Статья в журнале...

Слово не просто сообщает нам что-то о чем-то или о ком-то. С его помощью мы удостоверяем сознание другого. Оно открывается для нас в слове. Слово заключено в культурную традицию, оно имеет свою собственную судьбу. Слово находит свое место в тексте, в дискурсах сознания.

Похожие статьи

Молодежный сленг как один из видов современного жаргона

По мере взросления люди начинают меньше нуждаться в использовании особых

Но наступает момент, когда взрослый человек вновь становиться вынужден обратиться к сленгу, так как

Жаргон как особый язык каких-либо социальных групп существует уже относительно давно.

К вопросу о неологизмах | Статья в сборнике международной...

Некоторые слова не уживаются в языке и исчезают через некоторое время, а какие-то укореняются и остаются в языке надолго. Зачастую происходит так, что в одном языке слово возникло и уже описывает какую-либо ситуацию, а в другом языке есть лишь явление...

Стереотипы поведения в жанре семейных родословных

Ключевые слова: семейные родословные, внутрисемейное общение, нормы поведения, стереотип, пословица, цитата, генерализованное высказывание, афоризм. Стереотипы находят отражение в продуктах речемыслительной деятельности, в том числе в рассказах о семье...

К проблемам понимания термина «дискурс» | Статья в журнале...

Ключевые слова: дискурс, объект междисциплинарного изучения, три макропонимания

Поскольку дискурс носит динамический характер, методы, применяемые при анализе слова

По сути дела, определение КАКОЙ или ЧЕЙ дискурс может рассматриваться как указание на...

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Ключевые слова: дискурс, текст, коммуникация, иллокутивная структура. Вплоть до настоящего времени существует проблема

Дискурс — это текст и контекст, взаимодействующие таким образом, что участники дискурса воспринимают его как содержательное и целостное явление.

Социолингвистические аспекты эвфемии | Статья в сборнике...

К камуфлирующим словам и выражениям прибегают в тех случаях, когда прямое обозначение объекта, действия, свойства, по мнению говорящего, может вызвать нежелательный общественный эффект, негативную реакцию массового адресата, осуждение.

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

Метафора — троп сходства, применение слова в переносном значении на основании ассоциаций по сходству.

Она направлена на формирование оригинального рекламного образа и ненавязчивое привнесение какой-либо оценки в текст.

Корреляция понятий значение – смысл – концепт

До определенного момента понятию «значение» было уделено гораздо больше внимания, нежели понятию «смысл», которое часто оказывалось за пределами научных исследований. Известно, что предпринимались неоднократные попытки исключить смысл из сферы научного...

Язык как способ осознания исторической эпохи | Статья в журнале...

Слово не просто сообщает нам что-то о чем-то или о ком-то. С его помощью мы удостоверяем сознание другого. Оно открывается для нас в слове. Слово заключено в культурную традицию, оно имеет свою собственную судьбу. Слово находит свое место в тексте, в дискурсах сознания.

Задать вопрос