Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 10.12.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Уфимцева, А. А. Роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в развитии экономики России / А. А. Уфимцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 482-485. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86682/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье исследуется роль сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса в России, особенности его развития в условиях цифровизации, влияние на экономику страны. Рассмотрена деятельность компаний «Яндекс» и «ЛУКОЙЛ» в сфере образования.

Ключевые слова : участие бизнеса в образовательной деятельности, взаимодействие работодателей с учебными заведениями, цифровая образовательная среда, социально-экономическое партнерство.

Экономика всего мира, в том числе и России, переживает значительные структурные изменения. Цифровизация и информатизация стремительным темпом проникают во все отрасли производства, бизнес-процессы. По данным исследования консалтинговой компании Boston Consulting Group к 2025 году в России 19 % всех рабочих могут быть замещены роботами на 81 % [1]. Можно подумать, что в данных условиях потребность работодателей в кадрах будет снижаться, однако это не так. Человек, его умения, знания и личностные качества становятся главным ресурсом любой компании. При этом требования к работникам также повышаются — так как предписанные программы и простые повторяющиеся действия способен выполнить робот, человек должен уметь и представлять собой что-то большее.

Результаты исследования Национального агентства развития квалификаций (НАРК) и ВЦИОМ2020 г. о существующих и перспективных квалификациях в экономике России показывают, что в настоящее время работодатели заинтересованы в инициативных, мобильных работниках, которые способны к самообразованию, самоорганизации, работе в команде [2]. Данные качества формируются в процессе становления личности, в период обучения в школе, университете и так далее. Эти рассуждения подталкивают к тому, что образ мышления и навыки, необходимые квалифицированному специалисту, способному к конкуренции на современном рынке труда, должны закладываться в учебных заведениях.

«Большинство образовательных учреждений — 72 %, считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 43 % работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации. 91 % работодателей заявляют о нехватке у выпускников вузов практических навыков», — сообщает Анна Кузменко — заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы [3]. Под влиянием «новой экономики» сфера образования должна меняться. Россия сталкивается с проблемой отставания предоставляемых учебными заведениями услуг от реальных запросов рынка. Решением данной проблемы становится сотрудничество учебных заведений с бизнесом. Работодатели все сильнее вовлекаются в образовательную политику, участвуют в разработке учебных программ, открывают собственные исследовательские центры, корпоративные университеты, проводят олимпиады, предоставляют гранты.

Многие крупные организации уже давно сотрудничают со школами, средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Огромный вклад в развитие и продвижение образования в России вносит компания Яндекс, развивая собственные образовательные площадки: «Академия Яндекса», «Яндекс. Учебник», «Яндекс. Практикум» и другие. Для студентов разработаны такие бесплатные проекты, как «Школа анализа данных», сезонные школы Академии Яндекса, позволяющие получить актуальные знания и навыки, необходимые для дальнейшей работы в сфере IT. Также открыты совместные Бакалаврские и магистерские программы в МГУ, МФТИ, УрФУ, НГУ, СПбГУ, РЭШ, НИУ ВШЭ, ИТМО, ЕУ и других высших учебных заведениях [4]. Выпускники этих программ становятся востребованными на рынке труда специалистами, некоторые из них устраиваются на работу в Яндекс или открывают собственные IT-организации. В рамках проекта «Яндекс.Учебник» с компанией сотрудничает уже 48 регионов и 20 тысяч школ в РФ. Корпорация предоставляет школам и учителям бесплатные цифровые образовательные ресурсы и сервисы, организует совместные исследования, проводит встречи, конференции и вебинары для сотрудников органов управления образованием муниципального и регионального уровней, для администраций школ [5]. Также для школьников действуют «Лицей Академии Яндекс», программы по разработке и анализу данных, доступны бесплатные онлайн курсы.

Другим примером комплексного сотрудничества бизнеса и образования является деятельность компании ЛУКОЙЛ. В настоящее время организация взаимодействует с 75 техникумами и профтехучилищами страны, подписаны соглашения с 17-ю вузами из разных регионов, в 14 из них реализуются партнерские программы [6]. При этом ЛУКОЙЛ ставит цель «не только обеспечивать свои предприятия квалифицированными кадрами, но и сохранять высокий интеллектуальный потенциал в тех производственных сферах, которые требуют современных и инновационных решений». Для этого совместно со школьниками и студентами проводятся исследования и разработки, результаты которых внедряются в процессы производства и управления компании. «В 2011 году ЛУКОЙЛ передал в три вуза свои проектные подразделения вместе со специалистами, оборудованием и программным обеспечением. Сегодня на их основе созданы настоящие научно-исследовательские и проектные подразделения. К разработкам привлекаются студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели. Они не только получают зарплату за свою работу, но и повышают квалификацию. Такой путь позволяет превращать идеи специалистов в процесс обучения, в реальные проекты» [7]. ЛУКОЙЛ вкладывает немало средств в материально-техническое оснащение учебных заведений разного уровня, поддержку студентов и преподавателей, программы образования персонала. По итогам 2020 года на эти нужды было выделено 939 миллионов рублей [8].

Рассмотрена только часть проектов двух крупных компаний, развивающих сотрудничество с учебными заведениями, но уже можно сделать вывод о том, какой вклад может внести бизнес в развитие образования в России. Значимым и наиболее заинтересованным участником в этой системе партнерства является государство. В рамках национального проекта «Образование» к 2024 году планируется увеличить долю общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, с 20 процентов до 45, а к 2030 году — до 100 процентов (таблица 1) [9]. Чтобы достичь таких показателей, привлекаются предприятия из сферы бизнеса. Например, сервис «Яндекс.Учебник» участвует в реализации федеральных проектов «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «цифровая образовательная среда» [10].

Таблица 1

План национального проекта «Образование»

Показатели национального проекта

Единица измерения (по ОКЕИ)

Период, год

2021

2022

2023

2024

2025 *

2030 *

Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды

процент

20

25

35

45

55

100

Об участии бизнеса в национальным проекте «Образование» можно также судить по плану объема его финансового обеспечения [11]. Из 784 453,54 рублей сумма финансирования из внебюджетных источников составляет 15 401,59 рублей (таблица 2).

Таблица 2

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование»

Источники финансирования

Всего

Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе:

784 453,54

Федеральный бюджет

723 316,60

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

45 735,35

Внебюджетные источники

15 401,59

Партнерство фирм и образовательных учреждений выполняет множество функций. С точки зрения экономики, оно способствует повышению конкурентоспособности Российских выпускников на международном уровне, преодолению регионального разрыва в уровне и качестве образования, созданию условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на практическое применение знаний, стимулированию инновационной деятельности учебных заведений за счет грантов, конкурсов. В результате этого происходит продвижение ценностей самообразования и профессионального развития, формируется система непрерывного образования.

Интеграция бизнеса и учебных заведений в России только начинает усиливаться, но ее положительные результаты и перспективы можно наблюдать уже сейчас. Точек соприкосновения у производственных и образовательных организаций становится всё больше, поэтому от расширения взаимосвязей между ними напрямую зависит результативность экономики страны. Их совместная деятельность повышает конкурентоспособность Российских учебных заведений, отраслевых специалистов и компаний, что помогает государству развиваться быстрее и устойчивее.

Литература:

  1. Исследование «Россия 2025: от кадров к талантам». — Текст: электронный // The Boston Consulting Group: [сайт]. — URL: https://image-src.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm9–188275.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
  2. Работодатели определили требования к кандидатам: топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда. — Текст: электронный // ВЦИОМ новости: [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rabotodateli-opredelili-trebovaniya-k-kandidatam-top-5-vostrebovannykh-kompetenczij-na-rossijskom-rynke-truda (дата обращения: 22.11.2021).
  3. Проблему нехватки у выпускников вузов практических навыков обсудили на Форуме «Нержавая профессия». — Текст: электронный // mos.ru: официальный сайт. — URL: https://www.mos.ru/news/item/66791073/ (дата обращения: 22.11.2021).
  4. Об Академии Яндекса. — Текст: электронный // Яндекс: [сайт]. — URL: https://academy.yandex.ru/posts/about (дата обращения: 28.11.2021).
  5. Программа развития школьного образования. — Текст: электронный // Яндекс: [сайт]. — URL: https://education.yandex.ru/main/government (дата обращения: 28.11.2021).
  6. Сотрудничество с ВУЗами. — Текст: электронный // РСПП — ОАО «ЛУКОЙЛ»: [сайт]. — URL: https://рспп.рф/12/12601.pdf (дата обращения: 02.12.2021).
  7. Программы в области образования. — Текст: электронный // ЛУКОЙЛ: [сайт]. — URL: https://lukoil.ru/Responsibility/SocialInvestment/SocialInitiatives/EducationPrograms (дата обращения: 02.12.2021).
  8. Отчет об устойчивом развитии 2020. — Текст: электронный // ЛУКОЙЛ: [сайт]. — URL: https://csr2020.lukoil.ru/about/our-contribution (дата обращения: 02.12.2021).
  9. Паспорт национального проекта «Образование». — Текст: электронный // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. — URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/ %D0 %9F %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %BF %D0 %BE %D1 %80 %D1 %82_ %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE_ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %B0_ %D0 %9E %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
  10. Программа развития школьного образования. — Текст: электронный // Яндекс: [сайт]. — URL: https://education.yandex.ru/main/government (дата обращения: 28.11.2021).
  11. Паспорт национального проекта «Образование». — Текст: электронный // Министерство науки и высшего образования России: официальный сайт. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения: 28.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, национальный проект, заведение, цифровая образовательная среда, программа, специалист, сфера образования, участие бизнеса, цель внедрения, Яндекс.


Ключевые слова

цифровая образовательная среда, участие бизнеса в образовательной деятельности, взаимодействие работодателей с учебными заведениями, социально-экономическое партнерство
Задать вопрос