Более 100 лет Россия является ведущей страной мира по добыче россыпного золота. Золотодобывающая промышленность — одна из немногих отраслей современной России, которая развивается успешно и стабильно на протяжении многих лет. После распада Советского Союза Российская Федерация почти вдвое увеличила добычу золота, а добыча рудного золота за это время возросла в 9,5 раз.
Добыча россыпного золота является одним из старейших видов природопользования на территории России, а именно: Дальнего Востока, Восточной Сибири и юга Западной Сибири, она требует меньше капиталовложений, чем работа с рудой.
Россыпное золото является техногенным образованием и вопрос по его отработке осложняется тем, что оно является только частью запасов, вовлекаемых в добычу при повторной отработке. Другая, зачастую основная часть извлекаемых запасов — это запасы целиковых площадей, не поддающиеся разведке, и запасы целиковых площадей, отрабатываемые по технологическим причинам.
У некоторых специалистов сложилось устойчивое заблуждение в том, что в техногенных запасах содержится в основном мелкое золото. В действительности в техногенных месторождениях, прежде всего в целиках и недоработках, много и крупного металла, а в галечных отвалах немало самородков, иногда весом в сотни граммов.
Несмотря на положительные продвижения в плане добычи как россыпного, так и рудного золота, есть ряд проблем, связанных с возможностью полномерной добычи этого вида полезного ископаемого. Одной из основных проблем, является геологическое расположение россыпей, как известно, россыпное золото залегает в основном в руслах рек и ручьёв, а также в районах с сезонной, а то и многолетней мерзлотой, что в свою очередь даёт осложнение на выемку некоторого количества высоко-кондиционных запасов.
С учётом этого, в некоторой мере происходит падение россыпной золотодобычи, так как наиболее кондиционные запасы залегают в сложных условиях, что в свою очередь приводит к истощению сырьевой базы, возможной для добычи.
В связи с актуальностью вопроса, предусматривается достичь увеличение добычи россыпного золота, за счёт более качественной добычи с труднодоступных участков без причинения вреда окружающей среде (рекам, ручьям, населённым пунктам). Опираясь на ситуацию, возникшую в процессе разработки реки Балыкса целью исследования, является анализ отсыпки водоупорной дамбы на участке месторождения.
При строительстве дамбы необходимо учитывать опыт других горнодобывающих предприятий. Опираясь на яркий пример, произошедший 19 октября 2020 года на р. Сейба, необходимо учитывать правильность очередности отсыпки и состояние материала, взятого для отсыпки.
Перед строительством дамбы необходимо понимать, что она из себя представляет и для чего создаётся.
Дамба представляет собой гидротехническое сооружение (ГТС), выполненное в виде грунтовой насыпи трапецеидального сечения для регулирования водных потоков и защиты от паводков.
Как известно, в первую очередь ГТС подразделяются по цели применения: напорные оградительные (для защиты низменностей в долинах рек), и безнапорные (ля регулирования русел).
По способу построения: естественные и рукотворные.
По материалу дамбы, который играет важнейшую роль в строительстве данного ГТС, дамбы подразделяются на: грунтовые, каменные, каменно — земляные, бетонные.
Грунтовые дамбы, в свою очередь, подразделяются на однородные и неоднородные, то есть сложенные одинаковым и разным материалом.
В нашем случае дамба заградительная, которая отсыпается с целью разделить участок месторождения на две части и с одной из частей, произвести откачу воды.
Объём воды будет равен сумме объёмов вскрышного и добычного пластов. А именно 360 000м 3 вскрышных пород и 270 000м 3 пород с полезным ископаемым. Итого необходимо откачать 630 000м 3 воды.
Зная типы данного ГТС, принимаем решение о возведении рукотворной, неоднородной грунтовой дамбы, для осушения участка месторождения, которая с учётом размеров отрабатываемого участка будет иметь параметры:
– Длина: 150м;
– Ширина:
У подошвы: 30м;
В гребне: 15м;
– Высота: 10м.
Таким образом, зная параметры участка и дамбы, принимаем решение о её отсыпке, для этого необходимо выбрать вид транспорта, который будет задействован в работах и тип материала, которым, непосредственно, будет отсыпано данное ГТС.
Вид транспорта выбираем с тем учётом, чтобы данные, второстепенные, работы не влияли на основные технологические процессы, таким образом, отсыпка дамбы будет производиться с помощью самосвалов VOLVO — A35F, грузоподъёмностью 21м 3 , в паре с гидравлическим экскаватором KOMATSU — PC400, с ёмкостью ковша 3м 3 , задействованных на вскрышных работах. Для уплотнения тела дамбы, будет применяться бульдозер KOMATSU — D355.
С учётом параметров дамбы, для её отсыпки нам необходимо 33 106,6м 3 пород, а именно:
– ¾ всего объёма дамбы будет сложено ПГС (песчано-гравийная смесь), представленная галечными и эфельными породами, которые будут транспортироваться из вскрышного забоя.
– ¼ всего объёма будут сложены глинистыми породами, которые за счёт своих физико-механических свойств, будут заполнять поры, что придаст более устойчивое и гидрофобное состояние данному ГТС.
Учитывая технические характеристики выбранного транспорта и объём, необходимый для отсыпки, делаем вывод, что за один рейс самосвал будет отсыпать 18м 3, а с учётом среднего количества рейсов в смену, равного 40, при двухсменном режиме работы по 10 часов в сутки, самосвалы будут отсыпать 1 440м 3 в сутки.
С учётом этих данных, можно установить, что необходимый объём будет отсыпан за 23 дня с учётом уплотнения бульдозером, без вмешательства в основной технологический процесс.
После возведения дамбы, для осушения, будет применяться центробежный насос двустороннего входа — Д — 1250–63. С подачей воды, равной 1250м 3 /ч и напором 63м.
В таком случае, необходимый объём воды, будет откачен за 504 часа или за 21 день.
Итого, для осушения участка, нам понадобится 44 дня, после чего станет доступна добыча песков с высоким содержанием золота.
Литература:
- https://zolteh.ru/results/osnovnye-problemy-razvitiya-rossypnoy-zolotodobychi-v-rossii-/
- https://nedradv.ru/nedradv/ru/places?mineral=ea137769ab1dc8b338a79c54c3002a22&mp=10