В данной статье идет речь о методах обучения иностранному языку, представлены некоторые примеры методов обучения иностранному языку. Проанализированы и выделены критерии, повышающие эффективность обучения иностранному языку.
Ключевые слова: методы обучения, иностранный язык.
С каждым годом популярность изучения иностранных языков возрастает. Трудно оспаривать деятельностный характер процесса обучения языкам в целом, поскольку, овладевая языком, школьники овладевают речевой деятельностью, в основе которой лежат универсальные речевые механизмы. В современной методике обучения иностранным языкам доминирующими являются личностно-деятельностный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный / межкультурный подходы, а также их интеграция. Ориентация на личность обучающегося является универсальной для всех предметов, в том числе и предметов языкового цикла [1].
Знание иностранного языка даёт обучаемому преимущества в учёбе или карьере, развивает память и мышление. На ранних этапах жизни человека зачастую встречаются такие сложности, как отсутствие мотивации к обучению или трудное восприятие материала, если речь идет об иностранном языке. Перед педагогом стоит задача сделать обучение доступным и вызвать интерес к языку — активизировать деятельностный процесс. Для этой цели он может применять креативные методы обучения иностранному языку, которые будут способствовать развитию мышления и восприятия учебного материала.
«Современное обучение иностранному языку рассматривается в трёх аспектах: общеобразовательном, когнитивном и практическом» [2].
Общеобразовательный аспект имеет воспитательную функцию, развитие личности ученика. Когнитивные процессы отвечают за мышление, память, понимание. В свою очередь практический (прагматический) формирует опыт, знания, навыки, понятия. Эффективность методов, применяемых педагогом в обучении иностранному языку, зависит от наличия в них этих аспектов.
При обучении важно развивать осознанность учеников, их способность свободного говорения и восприятия речи. Нужно стараться избегать «слепого» зазубривания учебного материала или подготовленных текстов. Кратковременное запоминание не несет в себе перспективного понимания языка. Также активность на занятии и взаимодействие с преподавателем являются незаменимыми — обучающийся не должен только слушать материал, должны быть задействованы все виды памяти и восприятия.
В обучении иностранному языку «метод» понимается с одной стороны, как направление в обучении предмету и с другой стороны, как способ достижения цели в преподавании и учения. В соответствии с этим «методы — это пути взаимодействия педагога и ученика или ученика и ученика, в процессе которых учащиеся достигают определённого уровня знания и опыта владения иностранным языком, личностного развития» [Гальскова, 2003].
Н. Д. Гальскова предлагает при выборе метода ориентироваться на следующие критерии [2]:
– создание условий, стимулирующих ученика практически применять иностранный язык, вызывая интерес и мотивацию;
– формирование понимания учеником роли собственных интересов, т. е. учитель не должен играть главную роль в обучении;
– использование всех форм работы в классе: индивидуальной, групповой, коллективной, что развивает самостоятельность, творческие и коммуникативные способности;
– активизация деятельности школьника как главной фигуры в процессе обучения;
– обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса:
– вовлечение ученика в учебный процесс, затрагивая его эмоции и чувства и стимулируя его способности.
Анализ методической литературы показывает, что существует большое количество методов, развивающих навыки коммуникации и взаимодействия, самостоятельного суждения и адекватного изложения своих мыслей. К ним можно отнести метод описания картинки, представление себя «Визитная карточка», ассоциации с буквами, «За и Против» — дебаты [Lothar Scholz, 2010]. Этим, конечно, список не ограничивается.
Описание картинки . Изображения часто могут передавать чувства, опыт, мнения и взгляды лучше, чем слова. Образы легко запоминаются. Для этого метода понадобятся изображения по теме урока, например, «Die Tiere», из которых ученики выберут для себя более интересные и после подготовки расскажут на изучаемом языке, что изображено на картинке, почему они выбрали именно это изображение, какие эмоции они испытывают относительно выбранного животного и возможные истории о нём. Но описание картинки лучше начать с беседы, вопросов, чтобы направить внимание детей на изучаемый предмет.
От истории изображения на картинке до совместного планирования урока. После своих презентаций по методу № 1 ученики собираются вместе в небольшие группы (до 5 человек), выбирают из своих картинок одну или две наиболее интересные, готовятся и представляют классу забавные истории изображений по теме. После всех презентаций ученики снова возвращаются в свои группы и формулируют пять тем или вопросов, которые важны по теме урока. Когда все темы собраны вместе, разумно отсортированы и озаглавлены, учебная группа создала учебный каркас занятия.
Представление по теме «Визитная карточка». Каждый ученик берет лист бумаги и делит его на четыре прямоугольника, а в центре рисует круг, в который вписывает своё имя. В каждый прямоугольник ученик записывает предложение-импульс, которые заранее должен определить педагог. Ученик записывает импульс и завершает фразу. После того, как каждый заполнил свою визитную карточку, все ходят по классу крест-накрест, держа свои таблички перед собой. Теперь каждый ищет себе партнера, которого еще не знает достаточного хорошо и с которым у него совпадают мысли по данной теме. Например, по теме «Die Demokratie» учитель предлагает следующие предложения-импульсы: Demokratie heißt für mich… Mit „Demokratie“ komme ich in Berührung… Von „Demokratie“ in unserer Klasse erwarte ich… Mich interessieren am Thema „Demokratie“.
Ассоциации с буквами. Перед учениками стоит задача сформулировать свои ассоциативные мысли по теме с каждой буквой выбранного слова или алфавита. Например, возьмите каждую букву алфавита в качестве начальных букв слов, которые связаны с импульсным словом «Umwelt»: a — Atomkraftwerke, b — Bleigehalt, c — Cadmium, d — Dürre, e- Energiesicherheit, o — Ozeane и т. д. Или на каждую букву слова-темы сформулировать ассоциативное слово: Demokratie — d — Direktwahl, e — Engagement, m — Mandat, o — Opposition, k — Kontrolle, r — Regierung, a — Abgeordnete, t –Transparenz, i — Interessenvertretung, e — Erststimme. Также можно интегрировать буквы импульсного слова (по горизонтали) в слова (по вертикали), которые можно связать с этим термином.
За и Против — дебаты. Ссориться на уроках? Это звучит необычно, но в противном случае следует по возможности избегать ссоры. Но открытое высказывание противоречивых мнений и интересов является неотъемлемой частью демократии для достижения баланса интересов. Вот почему и в классе следует учиться спорить. С помощью этого метода ученики учатся распознавать свои собственные интересы, формулировать их, практиковать ненасильственные формы борьбы, но при этом также и выставить себя на позиции других, идти на компромиссы и принимать их. Дебаты или спор могут использоваться для выражения и представления различных точек зрения в ролевой игре. Обсуждается спорная тема или вопрос о принятии решения. Цель состоит в том, чтобы убедить зрителей в собственном мнении. Проводить дебаты на иностранном языке сложно, но интересно, поэтому важно владеть лексико-грамматическим материалом по заданной теме и соблюдать правила:
– во-первых, нужно ознакомиться с темой, проблемой или вопросом и сформулировать своё мнение;
– далее необходимо сформировать группы для соответствующих позиций, лучше в случайном порядке, например, путём жеребьёвки;
– группы осмысливают свои позиции, пытаются спрогнозировать аргументы противоположной стороны и продумывают их опровержения;
– далее внутри каждой группы распределяются аргументы между участниками для их выступления в роли оратора во время дискуссии и из класса выбираются два человека для роли «независимых» наблюдателей;
– команды располагаются напротив друг друга и по очереди участники одной команды выступают со своими аргументами, а участники другой команды выступают с опровержениями, затем команды меняются ролями — вторая команда приводит свои аргументы, а первая — их опровергает;
– для оценки и выбора победителей в данном споре обращаются к наблюдателям, которые высказывают своё независимое мнение, кто же был наиболее убедителен, кроме того, они должны выразить своё общее впечатление и рассказать, что было хорошо, а что не понравилось;
– после завершения игры проводится повторное голосование, результат сравнивается с первым результатом голосования.
Креативные методы обучения мотивируют обучающихся на активное и осознанное изучение иностранного языка. Многие методы нацелены на творческое, самостоятельное и независимое обучение, критическое мышление, суждение и выражение своих мыслей. Важно отметить то, что благодаря таким методам будут задействованы все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Следует заметить, что создание и поддержание коммуникации и обратной связи на занятии эффективно в случае применения различных методов обучения иностранному языку.
Литература:
- Биболетова М. З. Обучение иностранному языку в контексте языкового образования в современной российской школе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kgo.ucoz.ru/distant/sbornik_bim.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка) [Электрон. Ресурс]. — Режим доступа: https://studfile.net/preview/5842559/page:8/].
- Thema im Unterricht /Extra. Methoden-Kiste. — Herausgeberin: Bundeszentrale für politische Bildung/bpb — Autor: Lothar Scholz — Redaktion: Katharina Reinhold — Vierte überarbeitete Auflage: 2010 — Seiten: 64 — Erscheinungsdatum: März 2020 (9. Auflage) — Erscheinungsort: Bonn, Bestellnummer: 5340. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bpb.de/shop/lernen/thema-im-unterricht/36913/methoden-kiste (дата обращения: 03.12.2021).