Порядок подачи и рассмотрения претензий и исков при железнодорожных международных перевозках груза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Багина, А. А. Порядок подачи и рассмотрения претензий и исков при железнодорожных международных перевозках груза / А. А. Багина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86558/ (дата обращения: 27.01.2022).



Данная тема раскрывает вопрос о предъявлении иска к перевозчику по договору международной железнодорожной перевозки. Характеризует, как действует обязательный претензионный порядок досудебного разрешения споров, кто имеет право на предъявление иска, так же указывается, как разрешаются вопросы международного сотрудничества в области железнодорожных перевозок.

Ключевые слова: международная железнодорожная перевозка, претензия, перевозчик, претензионный порядок, иск, грузоотправитель, грузополучатель, груз, коммерческий акт.

Порядок предъявления и рассмотрения претензий, которые возникают при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении регулируется Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Так же следует отметить, что аналогично национальному законодательству до предъявления иска к перевозчику в рассматриваемом случае необходимо предъявление ему соответствующей претензии, так же действует обязательный претензионный порядок досудебного разрешения споров. Согласно ст. 46 СМГС правом предъявления претензии к перевозчику обладают отправитель и получатель.

Коммерческим актом является документ, который удостоверяет обстоятельства, которые служат основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей. В обязанность перевозчика входит составить, по своей инициативе или по требованию получателя, коммерческий акт при перевозке груза в международном сообщении, он возникает в соответствии со ст. 29 СМГС в случаях, когда при проверке груза или во время его перевозки, либо выдачи перевозчик устанавливает несоответствия наименования, массы или количества мест груза сведениям, которые указаны в накладной, несоответствие маркировки на местах груза сведениям, которые указаны в накладной о знаках (марках) мест груза, станции и железной дороге назначения, получателе, количестве мест груза; повреждение (порчу) груза; отсутствие накладной или отдельных ее листов по данному грузу или груза по данной накладной (утрата).

При приеме-сдаче груза между перевозчиками, если в результате совместной проверки груза необходимо оформление коммерческого акта, то он составляется принимающим перевозчиком и подписывается им совместно со сдающим перевозчиком.

К коммерческому акту должен прилагаться экземпляр акта о техническом состоянии вагона или контейнера. Так же бланк коммерческого акта печатается и заполняется на одном из рабочих языков (китайский, русский).

Претензия может представляться по каждой отправке в отдельности, кроме случаев, когда претензия о возврате перебора провозных платежей может предъявляться по нескольким отправкам вместе и если при составлении по нескольким отправкам одного коммерческого акта претензия предъявляется на все отправки, которые указаны в этом акте.

«Перевозчик, к которому предъявлена претензия в соответствии со ст. 46 СМГС, является регулирующим перевозчиком. При этом определено, что в случае, когда претензия предъявлена не к регулирующему перевозчику, получивший ее перевозчик возвращает претензию заявителю без рассмотрения в срок не позднее 15 дней со дня ее поступления с указанием причин возврата и перевозчика, которому следует предъявить претензию» [2, с. 59]. Регулирующий перевозчик, который получил претензию, должен в 15-дневный срок проверить правильность оформления и соответствие приложенных к претензии документов указанным выше требованиям.

Срок при рассмотрении претензии должен исчисляться со дня направления регулирующим перевозчиком с сопроводительным письмом подлинного претензионного заявления со всеми приложенными к нему документами.

«Соответствующий порядок регулирования взаимоотношений перевозчиков при рассмотрении претензии о несохранности груза, превышении срока его доставки или возврате переборов провозных платежей в зависимости от количества участвующих перевозчиков и их статуса (регулирующий или ответственный перевозчик) подробно определяется Служебной инструкцией к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении. Во всех случаях, когда ответственный перевозчик сообщает регулирующему перевозчику о признании претензии, последний сообщает об удовлетворении претензии заявителю и выплачивает ему сумму возмещения» [1, с. 31].

Таким образом, при установлении вины ответственного перевозчика по претензии он не должен нести перед заявителем (претендателем) непосредственной ответственности, а обязан возместить регулирующему перевозчику убытки, понесенные им в порядке регресса (обратного требования).

Литература:

  1. Штыков, В. П. Некоторые вопросы ответственности перевозчика по договору перевозки груза // Сб. материалов науч. конф. памяти Н. И. Овчинникова (Овчинниковские чтения). Владивосток: изд-во ДВФУ, 2015. С.31.
  2. Самигулина, А. В. Особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом // Право и экономика. 2016 № 3. С. 59.
  3. Штыков, В. П. Некоторые вопросы ответственности перевозчика по договору перевозки груза // Сб. материалов науч. конф. памяти Н. И. Овчинникова (Овчинниковские чтения). Владивосток: изд-во ДВФУ, 2015. С.31.
  4. Вайпан, В. А. Правовое регулирование транспортной деятельности / В. А. Вайпан // Право и экономика. — 2012. — № 6. — С. 18–42.
  5. http://elib.bsut.by/bitstream/handle/123456789/601/elovoy_transp_pravo.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческий акт, регулирующий перевозчик, ответственный перевозчик, перевозчик, предъявление иска, претензия, досудебное разрешение споров, международная железнодорожная перевозка, международное железнодорожное грузовое сообщение, обязательный претензионный порядок.


Ключевые слова

иск, перевозчик, груз, претензия, претензионный порядок, грузоотправитель, международная железнодорожная перевозка, грузополучатель, коммерческий акт
Задать вопрос