Увеличение угла откоса борта карьера за счет предлагаемого мероприятия на примере Коршуновского карьера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 08.12.2021

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Михайлов, В. С. Увеличение угла откоса борта карьера за счет предлагаемого мероприятия на примере Коршуновского карьера / В. С. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86541/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор определяет возможность увеличения угла откоса борта карьера и устанавливает его взаимосвязь с объемом вскрышных пород.

Ключевые слова: угол откоса борта карьера, транспортная берма, коэффициент вскрыши, объем вскрышных пород.

Вопрос снижения объемов пустых пород актуален в практике добычи полезных ископаемых, рассматриваемый объект в исследовании — «Коршуновский карьер». Производство работ на данном карьере должно быть максимально эффективным и безопасным. Рассмотрим работу [1], в которой авторы рассмотрели функции, которые выполняет такой элемент дороги, как «обочина», и его необходимость в карьере: обеспечение устойчивости земляного полотна; повышение безопасности дорожного движения и использование их при чрезвычайных ситуациях [2], [3], [4]. В сравнении с дорогами общего пользования эти функции в карьере выполняются другими способами. В зарубежной практике в параметрах транспортной бермы отсутствует элемент «обочина», так как её функции выполняет часть ширины проезжей части. Однако, авторы не рассмотрели вопрос зависимости отсутствия конструктивного элемента дороги «обочина» на результирующие углы бортов карьера, и, следовательно, на объемы вскрышных пород и полезного ископаемого. Также авторы данной работы не учли вопрос о передвижение людей в карьере по обочинам — данная проблема легко решается использованием автотранспорта для передвижения людей.

Рассмотрим вариант сокращения ширины транспортной бермы на Коршуновском карьере, если изменить конструкцию существующей бермы (рисунок 1), используя работу [1] авторов, ширина транспортной бермы сократится на 3 м. Проиллюстрируем это на рис. 1 и рис. 2.

Существующий поперечный профиль технологической автодороги на транспортной берме для автосамосвалов БелАЗ 75131 г/п. 130 т на Коршуновском карьере

Рис. 1. Существующий поперечный профиль технологической автодороги на транспортной берме для автосамосвалов БелАЗ 75131 г/п. 130 т на Коршуновском карьере

Предлагаемый поперечный профиль технологической автодороги на транспортной берме для автосамосвалов БелАЗ 75131 г/п. 130 т на Коршуновском карьере

Рис. 2. Предлагаемый поперечный профиль технологической автодороги на транспортной берме для автосамосвалов БелАЗ 75131 г/п. 130 т на Коршуновском карьере

По одному из поперечных разрезов карьера, изменяя углы бортов карьера, построим прогнозный график зависимости объемов вскрышных пород и определим среднее значение снижения объемов вскрышных пород при увеличении бортов карьера на 1 0 . Проиллюстрируем это на рис. 3.

График прогноза зависимости объемов вскрышных пород от результирующего угла борта карьера

Рис. 3. График прогноза зависимости объемов вскрышных пород от результирующего угла борта карьера

По данным графика в среднем при увеличении углов борта карьера на 1 0 объемы вскрышных пород снижаются на 1017 тыс. м 3 .

Отстроив линии результирующих углов на каждом горизонте карьера, внеся изменения в размеры каждой транспортной бермы, и совместив два поперечных разреза геометрически видна разница в объемах вскрышных пород на каждом горизонте. Угол северного и южного борта карьера увеличился на 0,4 0 . Проиллюстрируем это на рис. 4.


Совмещенные контура карьера при существующей и предлагаемой транспортной бермах

Рис. 4. Совмещенные контура карьера при существующей и предлагаемой транспортной бермах


Вычислим объемы вскрышных пород по каждому из горизонтов, начиная с горизонта, где начинается существующее положение горных работ, результаты расчетов занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты вычислений объемов вскрышных пород по каждому горизонту

Горизонты

V в при конечном контуре карьера с транспортной бермой Ш тр.б .=30м», по горизонтам,тыс. м 3

Vв при конечном контуре карьера с транспортной бермой Ш тр.б. =27 м ", по горизонтам, тыс.м 3

15

3122,2

2849,6

30

5413,7

4840,5

45

4736,0

4519,9

60

4138,9

3967,8

75

3958,7

3710,2

90

2488,9

2097,2

105

521,8

444,9

Итого:

24380,1

22430,1

На основе данных в таблице 1 построим график изменения объемов вскрышных пород по горизонтам. Проиллюстрируем это на рис. 5.

График изменения вскрышных пород по горизонтам при использовании предлагаемого мероприятия

Рис. 5. График изменения вскрышных пород по горизонтам при использовании предлагаемого мероприятия

По данному графику наблюдаются всплески изменения объемов вскрышных пород на 30 и 90 горизонтах они объясняются тем, что линии результирующих углов упираются в конечный контур карьера, а также из-за неравномерного положения горных работ и неправильной формы рудного тела, прослоек в рудном теле пустых пород.

Далее построим график нарастающего объема вскрышных пород от горизонта горных работ. Проиллюстрируем это на рис. 6.

График нарастающего объема вскрышных пород от горизонта

Рис. 6. График нарастающего объема вскрышных пород от горизонта

Определяем по данному графику, что при понижении горных работ на 1 м, объем вскрыши в целом снижается 18,6 тыс.м 3 , а также общий объем вскрышных пород при изменении углов бортов карьера и достижении проектной глубины карьера 465 метров по северному борту и 600 метров по южному борту снизился на 1949,99 тыс. м 3 .

С помощью имеющихся данным построим динамику изменения коэффициента вскрыши по горизонтам для варианта предприятия и для предлагаемого варианта. Проиллюстрируем это на рис. 7.

Динамика изменения коэффициента вскрыши по горизонтам для варианта предприятия и предлагаемого варианта

Рис. 7. Динамика изменения коэффициента вскрыши по горизонтам для варианта предприятия и предлагаемого варианта

Данная динамика показывает снижение коэффициента вскрыши на каждом горизонте на различные значения, коэффициент корреляции между ними равен 0,94. Следовательно, между данными значениями имеется сильная связь. Коэффициенты вскрыши изменяются по полиномиальным зависимостям из-за некоторых точек экстремумов. Величина достоверности аппроксимации подтверждает корреляционную зависимость. В результате анализа данных прослеживается сокращение объемов вскрышных пород на 1949,99 тыс.м 3 и снижение коэффициента вскрыши в среднем на 0,068 м 3 3

Таким образом, проведенное исследование показало, что изменение параметра конструкции карьерных автодорог позволяет увеличить углы бортов карьера, следовательно снизить объемы вскрышных пород, получить экономический эффект в виде экономии средств на вскрышных работах.

Литература:

  1. Забелин В. В., старший научный сотрудник лаборатории оптимизации открытых горных разработок, Зырянов И. В., д.т.н., заместитель директора по научной работе; Шаповалов Ю. М., ведущий инженер-технолог, Научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО). Параметры карьерных дорог/ В. В. Забелин, И. В. Зырянов, Ю. М. Шаповалов// Горная промышленность.-2015.-№ 5 (123).-С. 43–46.
  2. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.0385. М.: Минрегион России, 2013;
  3. Правила дорожного движения РФ в редакции от 01 марта 2021 г;
  4. ГОСТ Р 52399 2005 Геометрические элементы автомобильных дорог. М.: Стандартинформ, 2006 г.;
  5. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых»/ Государственное унитарное предприятие «Научнотехнический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России». — М.: 2013. 285 с;
  6. Хохряков В. С., Проектирование карьеров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Недра, 1980, 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): порода, транспортная берма, горизонт, карьер, конечный контур карьера, объем, работа, вариант предприятия, технологическая автодорога, транспортная берма Ш.


Ключевые слова

угол откоса борта карьера, транспортная берма, коэффициент вскрыши, объем вскрышных пород

Похожие статьи

Обеспечение устойчивости бортов карьера по геомеханической...

Если в проекте строительства карьера заложены завышенные значения углов наклона откосов, это

Работу за наблюдением устойчивости в основном выполняет маркшейдерская служба

Так, на руднике ТУР при отработке конечных контуров в западной части карьера выявилось...

Пути снижения себестоимости перевозки горной массы в филиале...

В настоящее время доля перевозок автомобильным транспортом на карьерах России достигла 75 % от всего объема транспортируемой горной массы. Затраты на транспортировку горной массы составляют 50–70 % от общих затрат на горные работы [6] При этом...

К вопросу о рекультивации отвалов горнодобывающего...

Транспортная связь объектов рекультивации осуществляется по существующим технологическим и вспомогательным автодорогам, сеть которых обеспечивает подъезд к любому участку и объекту рекультивации.

Особенности организации транспортного обслуживания...

Принцип пропорциональности в организации транспортного обслуживания предполагает соответствие пропускной способности всех звеньев транспортного предприятия — цехов, участков, различных рабочих мест по выпуску транспорта в наряд [4].

Классификация обводненных карьеров | Статья в журнале...

Затопленные карьеры, выемку грунта в которых вели без надлежащего контроля, будучи

На сегодняшний день, основными критериями классификации обводненных карьеров являются площадь, занимаемая водной поверхностью, глубина карьера и объем воды.

Эколого-экономический анализ предотвращенного ущерба почве...

Цель настоящей работы заключается в оценке суммарного эколого-экономического ущерба (вреда) почве, как объекту окружающей среды, от размещения буровых шламов в шламовых амбарах и анализе предотвращенного ущерба (вреда) почвам при утилизации буровых шламов...

Выбор оптимальной технологической схемы перевозки...

При выборе вариантов транспортно-технологической схемы следует исходить из того, что для перевозки одного и того же груза могут быть применены различные варианты технологической схемы, равноценные с точки зрения технологических требований к транспортированию...

Совершенствование организации перевозочного процесса...

Транспортная характеристика груза. Лесоматериалы — материалы из древесины

Штабель должен состоять из пиломатериалов одной породы и толщины.

Правильная организация процесса позволит снизить транспортные издержки и сократить время транспортировки.

Похожие статьи

Обеспечение устойчивости бортов карьера по геомеханической...

Если в проекте строительства карьера заложены завышенные значения углов наклона откосов, это

Работу за наблюдением устойчивости в основном выполняет маркшейдерская служба

Так, на руднике ТУР при отработке конечных контуров в западной части карьера выявилось...

Пути снижения себестоимости перевозки горной массы в филиале...

В настоящее время доля перевозок автомобильным транспортом на карьерах России достигла 75 % от всего объема транспортируемой горной массы. Затраты на транспортировку горной массы составляют 50–70 % от общих затрат на горные работы [6] При этом...

К вопросу о рекультивации отвалов горнодобывающего...

Транспортная связь объектов рекультивации осуществляется по существующим технологическим и вспомогательным автодорогам, сеть которых обеспечивает подъезд к любому участку и объекту рекультивации.

Особенности организации транспортного обслуживания...

Принцип пропорциональности в организации транспортного обслуживания предполагает соответствие пропускной способности всех звеньев транспортного предприятия — цехов, участков, различных рабочих мест по выпуску транспорта в наряд [4].

Классификация обводненных карьеров | Статья в журнале...

Затопленные карьеры, выемку грунта в которых вели без надлежащего контроля, будучи

На сегодняшний день, основными критериями классификации обводненных карьеров являются площадь, занимаемая водной поверхностью, глубина карьера и объем воды.

Эколого-экономический анализ предотвращенного ущерба почве...

Цель настоящей работы заключается в оценке суммарного эколого-экономического ущерба (вреда) почве, как объекту окружающей среды, от размещения буровых шламов в шламовых амбарах и анализе предотвращенного ущерба (вреда) почвам при утилизации буровых шламов...

Выбор оптимальной технологической схемы перевозки...

При выборе вариантов транспортно-технологической схемы следует исходить из того, что для перевозки одного и того же груза могут быть применены различные варианты технологической схемы, равноценные с точки зрения технологических требований к транспортированию...

Совершенствование организации перевозочного процесса...

Транспортная характеристика груза. Лесоматериалы — материалы из древесины

Штабель должен состоять из пиломатериалов одной породы и толщины.

Правильная организация процесса позволит снизить транспортные издержки и сократить время транспортировки.

Задать вопрос