Проблемы формирования местных бюджетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 13.12.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Матросова, А. И. Проблемы формирования местных бюджетов / А. И. Матросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 267-270. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86508/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматриваются проблемы формирования местного бюджета. С 2003 г. количество и объем налоговых поступлений в местные бюджеты значительно сократилось. Одновременно с этим был расширен перечень вопросов местного значения, что привело к увеличению объема расходных обязательств местных бюджетов

Помощь из вышестоящих бюджетов составляет наибольшую долю в общем объеме доходов местных бюджетов. Автор предлагает несколько направленийсовершенствования увеличения доходной базы бюджетов, которые позволят укрепить финансовую самостоятельность муниципального образования в перспективе.

Ключевые слова: муниципальный бюджет, проблемы формирования, дефицит, расходы, доходы.

The article deals with the problems of forming the local budget. Since 2003, the number and volume of tax revenues to local budgets has significantly decreased. At the same time, the list of issues of local importance was expanded, which led to an increase in the volume of expenditure obligations of local budgets

Assistance from higher-level budgets accounts for the largest share of the total revenue of local budgets. The author suggests several ways to improve the increase in the revenue base of budgets, which will strengthen the financial independence of the municipality in the future.

Keywords: municipal budget, problems of formation, deficit, expenses, income.

Фундаментом муниципального бюджета является его доходная и расходная части. Правильно функционирующий бюджет сочетает в себе грамотную систему, в которой доходная часть покрывает все. На сегодняшний день в России проблемы формирования местного бюджета и дефицита доходов муниципальных образований относятся к числу наиболее актуальных.

Согласно ч. 3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ [1] дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, наличием собственных доходных источников, в отношении которых органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять направления их расходования.

В своем развитии налоговое законодательство постоянно менялось. В течение длительного периода — с 1992 г. по 2003 год количество налогов, зачисляемых в местные бюджеты, насчитывало 22 единицы. С введением Налогового кодекса РФ [2] количество местных налогов резко сократилось.

В настоящее время в местные бюджеты зачисляются следующие налоги и сборы:

  1. Местные налоги и сборы:

– налог на имущество физических лиц;

– земельный налог;

– торговый сбор (в городах федерального значения).

  1. Федеральные налоги (по установленным нормативам):

– налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 15 процентов от установленной ставки;

– акцизы на товары, подлежащие распределению между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных отчислений в местные бюджеты (на дизельное топливо, на моторные масла, на автомобильный бензин);

– государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления;

– налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

  1. Специальные налоговые режимы:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);

– патентная система налогообложения — ПСН.

Местные органы власти в ряде случаев никак не могут влиять на изменение суммы налогов. Так, «поступления от НДФЛ зависят от места учета работодателя, поскольку сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Получается, что не все муниципальные образования могут получить доходы от таких налогов. Бедственное положение местных бюджетов является следствием того, что изменения бюджетного и налогового законодательства не привели к ожидаемому повышению финансовой обеспеченности муниципалитетов и росту собственной доходной базы. Снижение налоговых доходов с 2005 г. было связано с отменой муниципальной доли ставки по налогам на прибыль и имущество организаций, а также снижением норматива зачисления НДФЛ в местные бюджеты [8, с. 66], отмена с 2001 г. региональной ставки НДС, часть которого поступала и в местные бюджеты.

Таким образом, «финансовая несостоятельность муниципалитетов заложена в самой системе налогообложения. Закрепленные за местными бюджетами налоги по своей значимости ничтожны» [5, с. 14].

Помощь из вышестоящих бюджетов составляет наибольшую долю в общем объеме доходов местных бюджетов. Доля собственных доходов в местных бюджетах небольшая, хоть и варьируется в зависимости от статуса муниципального образования. Собственные доходы в бюджетах городских округов в среднем занимают около 50 %, а в бюджетах поселений их доля не превышает 30 % [6, с. 281]. Другая часть средств складывается из межбюджетных трансфертов — части средств, переданных в порядке перераспределения внутри бюджетной системы России из федерального и региональных бюджетов в доход местных бюджетов.

Так, например, в муниципальный бюджет поселка Курагино Курагинского района Красноярского Края за 2019 г. поступили доходы в размере 1 910 235,8 тыс. руб., из которыхналоговые и неналоговые доходы составляют всего 161 364,9 тыс. руб., а безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ составляют 1 759 916,3 тыс. руб. [4].

В юридической литературе встречаются три направления совершенствования увеличению доходной базы бюджетов:

– увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за счет увеличения кадастровой стоимости объектов налогообложения, по НДФЛ — за счет легализации теневой занятости, скрытых форм оплаты труда, создания новых рабочих мест, а также работы с наиболее крупными налогоплательщиками;

– повышение собираемости налогов и сокращение уровня недоимки за счет проведения информационной компании для населения по вопросам налогообложения и необходимости своевременной уплаты налогов на официальном сайте в сети Интернет, в СМИ (газета, радио, телевидение), на информационных стендах организаций и предприятий, остановочных комплексах, баннерах, работы межведомственных комиссий по вопросам обеспечения полноты, своевременности поступления налоговых доходов в бюджет, повышения эффективности налоговых расходов;

– увеличение неналоговых доходов путем повышения качества управления муниципальным имуществом, в т. ч. эффективности распоряжения земельными ресурсами, вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот, развитие рынка земли и недвижимости. Так, на территориях муниципальных образований расположены неиспользуемые сооружения, неосвоенные земельные и лесные ресурсы, которые требуют рационального управления.

Еще одним из вариантов укрепления финансового потенциала муниципальных образований могло бы стать введение правила налогообложения, в соответствии с которым налоги на прибыль организаций взимаются и зачисляются преимущественно по местонахождению основного производства [10, С. 112]. В целях сокращения потерь местных бюджетов от отмены ЕНВД и руководствуясь ст. 58 Бюджетного кодекса РФ целесообразно установить зачисление нового налога на профессиональный доход в местные бюджеты [9, с. 37]. Поэтому для решения имеющихся проблем необходимо совершенствование бюджетно-налогового законодательства, обусловливающего самостоятельность территориальных бюджетов.

Кроме того, существует проблема несоответствия объема полномочий органов местного самоуправления и имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов.

Часть 5 ст. 19 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] предписывает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов. С 2003 г. перечень вопросов местного значения для всех видов муниципальных образований был значительно расширен, что привело к увеличению объема расходных обязательств местных бюджетов, доходы большинства которых остались неизменными или даже сократились.

В настоящее время органы местного самоуправления выполняют функции, нехарактерные для местного самоуправления, но за счет собственных источников доходов. Например, предупреждение терроризма и экстремизма, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, аварийно-спасательные службы и формирования, мобилизационная подготовка и участие в охране общественного порядка. Кроме того, муниципалитеты несут расходы по возмещению потерь коммунальных услуг, возникающих при регулировании тарифов в сфере ЖКХ на уровне субъектов Федерации [7, с. 99].

В реальности ситуация складывается таким образом, что местная администрация, не обладая достаточными ресурсами на исполнение переданных им государственных полномочий, дополнительно несет финансовое бремя, возникшее из судебных споров по этому вопросу.

Формирование налоговой, доходной основы деятельности муниципалитетов должно строиться на работе с малым бизнесом и местной промышленностью. Муниципалитеты могут эффективно воздействовать именно на эти субъекты хозяйствования. Отмена ЕНВД, ранее зачислявшегося в местные бюджеты, стала для них дополнительным ударом, в доходной части местных бюджетов образовался дополнительный дефицит средств, который должен быть восполнен.

Налог на профессиональный доход, как и иные специальные налоговые режимы, ориентированные на малый бизнес, должен представлять интерес, в первую очередь, таким образом, для муниципалитетов. Из органов публичной власти в настоящее время никто не может быть так близок к слою самозанятых, как они, и, соответственно, никто наилучшим образом не сможет воздействовать на повышение базы и работу с плательщиками по этому налогу. В настоящее время НПД распределяется между бюджетами субъектов Федерации (63 %) и Фондом обязательного медицинского страхования (37 %).

Полагаем необходимым внести в налоговое и бюджетное законодательство соответствующие изменения, предполагающие зачисление в местный бюджет доходов от налога на профессиональный доход, что позволит восполнить органам местного самоуправления потери от отмены ЕНВД, обеспечит наиболее полное и качественное регулирование данного налога, позволит укрепить финансовую самостоятельность муниципального образования в перспективе.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: в ред. Федер. закона от 30 апр. 2021 г. № 108-ФЗ// Рос. газ. — 1998. — 12 авг.; 2021. — 5 мая.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: в ред. Федер. закона от 20 апр. 2021 г. № 100-ФЗ// Рос. газ. — 1998. — 6 авг.; 2021. — 23 апр.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сент. 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сент. 2003 г.: в ред. Федер. закона от 8 дек. 2020 г. № 411-ФЗ // Рос. газ. — 2003. — 8 окт.; 2020. — 11 дек.
  4. Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета за 2019 г.: Решение Кургагинского районного совета депутатов Красноярского края № 47–436р от 23 июня 2020 г. // URL: reshenie-ot-23.06.2020–47–436r.rar (дата обращения 13.06.2021).

5. Арланова О. И. Местные бюджеты: проблемы формирования / О. И. Арланова, Н. З. Зотиков, М. В. Львовна // Вестник евразийской науки. -2019. — Т. 11. — № 5. — С. 14–30.

  1. Горяченко Е. Е. Реформирование системы местного самоуправления: оценки и проблемы / Е. Е. Горяченко, К. В. Малов // Регион: экономика и социология. — 2017. — № 1 (93). — С.271–291.
  2. Латыпов Р. Т. Совершенствование правового обеспечения в сфере муниципального управления как основы экономической безопасности института местного самоуправления в Российской Федерации / Р. Т. Латыпов// Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности. — 2019. — С. 98–104.
  3. Орлова Е. В. Факторы и причины финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований в современных условиях / Е. В. Орлова // Вестник Университета. — 2018. — № 5. — С. 64–71.

9. Полежаева Д. В. Налог на профессиональный доход как направление увеличения налогового потенциала муниципальных образований / Д. В. Полежаева // Вектор экономики. — 2020. — № 5 (47). — С. 37–41.

  1. Скорых Н. Н. Рентные отношения и платежи в социально-экономическом развитии территории: дис. …канд. экон. наук/ Н. Н. Скорых. — Новосибирск, 2006. — 154 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджет, местное самоуправление, налог, доход, местный бюджет, муниципальное образование, профессиональный доход, финансовая самостоятельность, доходная часть, земельный налог.


Ключевые слова

доходы, расходы, муниципальный бюджет, дефицит, проблемы формирования
Задать вопрос