Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Алешкевич, Е. В. Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра / Е. В. Алешкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86460/ (дата обращения: 21.01.2022).



В статье рассматриваются приемы использования театрализованных игр для формирования определенных коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приведены примеры использования коммуникативных игр, алгоритм игр-имитаций, направленных на формирование знаний об эмоциональном состоянии человека и способах передачи с использованием мимики и пластических этюдов.

Ключевые слова: формирование умения, игра, эмоциональное состояние, вербальная имитация, вербальная коммуникация, наглядный материал.

Образовательная политика Республики Беларусь, направленная на включение лиц с особенностями психофизического развития в процесс обучения совместно с детьми, не имеющих нарушений в развитии. Данная форма предполагает организацию обучения, которая обеспечивает комплекс педагогических условий, необходимых для приобретения опыта социального взаимодействия между учащимися [3]. Компетентностная модель обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) предполагает развитие коммуникативных знаний и умений одной из ведущих задач, способствующих социальной интеграции учащихся с аутистическими нарушениями в социум. Интеграция детей с РАС в школьную среду характеризуется рядом специфических трудностей, вызванных, прежде всего, коммуникативно-поведенческими особенностями детей.

Поиск нетрадиционных подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является использование театрализованной деятельности, является благоприятным стимулом для развития коммуникативных компетенций учащихся с РАС.

В зарубежных литературных источниках отмечается, что использование драматизации в образовательном процессе с детьми с аутистическими нарушениями также значимо, как и обучение учебным навыкам. Театральная деятельность выполняет особые функции: образовательную, воспитательную, развивающую. (А. Н. Кожевникова). Театрализованная деятельность — это творческая работа ребенка, связанная с моделированием образов [1]. Театрализованная деятельность предполагает воплощение художественных образов средствами интонационно-пластической выразительности. Экспрессивное выражение ребенком принятой роли способствует уточнению и обогащению эмоционально-чувствительного опыта и обеспечивает личностное принятие нравственных норм [2].

Примечание: система вербальной коммуникации используется при наличии у ребенка эхолалической речи, навыков вербальной имитации.

Формирование умения отвечать на приветствие и прощание другого человека, умения выражать просьбы:

  1. Ритуалы приветствия и прощания, коммуникативные игры с педагогом и учащимися.

Игры-ритуалы на групповое приветствие и прощание «Улыбка по кругу», «Шла по лесу принцесса», «Ласковое имя», «Комплименты», «Как здоровается весь мир», «Шел однажды человек»

На начальном этапе действия по тексту выполняет педагог, проговаривая слова и демонстрируя образец для имитации движений, стимулируя учащихся для повторных действий. В дальнейшем, учащиеся имитируют ритуалы приветствия и прощания, постепенно переходя к повторению слов. Данный вид педагогической деятельности позволяет активизировать интерес учащихся к последующей деятельности, формирует умение здороваться и прощаться с людьми.

Примечание: система вербальной коммуникации используется при наличии у ребенка эхолалической речи, навыков вербальной имитации.

2. Коммуникативные игры.

Использование коммуникативных игр проводится в подгрупповой форме с участием других учащихся. Игры «Где мы были, мы не скажем», «Смелые мышки», «Дождь» и т. д. проводятся в активной форме. Одно из условийдобровольность участия детей с РАС. На начальном этапе учащиеся с РАС могут наблюдать, или частично участвовать. При систематическом использовании в коррекционно-образовательной работе коммуникативных игр, в качестве части организованных театрализованных игр-занятий, релаксационного компонента урока или коррекционных занятий, на перемене, в качестве подвижных игр на прогулке в группе продленного дня происходит процесс постепенного включения учащихся с РАС в игру.

Дети с РАС могут испытывать сильное эмоциональное возбуждение во время игры, что может выразиться выкриками и проявлениями стеретипичного поведения. Перед каждой игрой педагог объясняет правила совместной коммуникативной игры, используется жетонная система оценивания поведения. Коммуникативные игры способствуют развитию умения выполнять инструкции, формируют умения саморегуляции

Формирование умения понимать и передавать базовые эмоции средствами театрализованной деятельности:

Способы реализации : игры-имитации:

Игры-имитации, направленные на формирование умения имитационной передачи учащихся физических особенностей животных, человека под заданный педагогом литературный текст или определенное задание.

Введение игр-имитаций осуществляется в несколько этапов:

а) демонстрации наглядного и видеоматериала выбранного персонажа, б) демонстрируются характерные черты, в) озвучивается название, способы передачи через движение и мимическую передачу информации, в) демонстрация педагогом выбранной эмоции и сравнение с наглядным материалом, г) чтение литературного произведения и невербальная передача эмоции согласно тексту педагогом, потом учениками. Варианты игр-имитаций: «Утка», «Хитрая лиса», Радостный человек» и т. д. направленны на формирование умения выполнять короткие инструкции, угадывать и передавать характерные физические и эмоциональные особенности заданных персонажей.

Разыгрывание игр-имитаций осуществляется с активными действиями педагога, который демонстрирует образец для подражания, осуществляет контроль, создает ситуацию успеха. Игры-имитации способствуют формированию начальных знаний об эмоциях, способов передачи определенного эмоционального состояния посредством пластических движений. Начинать определение эмоций необходимо с базовых эмоциональных состояний: радость, печаль, злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина (К. Э. Изард). В качестве наглядного материала используются карточки с изображением эмоционального состояния, видеоматериалы, карточки с героями.

Сюжет театрализованных игр-имитаций усложняется: от пластических этюдов и имитации отдельных действий, физических особенностей человека и животных до передачи цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя, завершающим является невербальная передача образов знакомых литературных персонажей.

Таким образом, приемы использования театрализованных игр выполняют задачи формирования умений учащихся понимать и выполнять инструкции педагога, умения здороваться и прощаться, отвечать на приветствие других людей. У учащихся с РАС формируются знания о базовых эмоциях людей, характерных внешних признаках проявлениях эмоционального состояния, способах их передачи.

Литература:

  1. Гаманович, В. Э. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся с особенностями психофизического развития / В. Э. Гаманович, Н. Н. Рубаха // Адукацыя i выхаванне. — 2019. — № 9. — С. 39–46.
  2. Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2015 г. / СПб.: Свое издательство, 2015. — 129–131 с.
  3. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь на 2015–2020 гг. / Ком. по образованию Мингорисполкома, Мин. гор. ин-т развития образования. — Минск: [б. и.], 2015. — 17 с.
  4. Миненкова, И. Н. Этический театр для младших школьников с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие/ И. Н. Миненкова.Минск: БГПУ, 2007.104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): формирование умения, игра, театрализованная деятельность, эмоциональное состояние, вербальная имитация, вербальная коммуникация, наглядный материал, РАСА, способ передачи, образовательный процесс.


Ключевые слова

игра, эмоциональное состояние, вербальная коммуникация, наглядный материал, формирование умения, вербальная имитация
Задать вопрос