В статье рассматриваются такие вопросы как: понятие городской среды, почему набережная является элементом комфортной городской среды. Также проанализирован отечественный и зарубежный опыт проектирования набережной, после этого данные, полученные в результате анализа, применены на практике, и по окончанию проектирования сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова : набережная, комфортная городская среда, проектирование, историческая среда, методы проектирования, контекст, концепция, путь.
There are considered such questions as the definition of urban environment and why is a quay an element of a comfortable urban environment in the article. Also, the domestic and abroad quay project experience was analyzed and after that the data, which are made as a result of the research, were applied in practice and at the end of the project process findings were identified.
Keywords : quay, comfortable urban environment, projecting, historical environment, project methods, context, conception, pathway.
В современном мире все больше внимания уделяется изучению развития городов и формированию в них комфортной среды. Комфортная городская среда — это все городское естественно-природное пространство в определенных административных границах и совокупность застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнение его предметами и знаками, позволяющими в полной мере удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в итоге должно привести к повышению качества жизни горожан [1].
Что мы привыкли воспринимать под понятием «комфортная городская среда»? Как правило, это застройка, как жилищный фонд, так и общественные деловые, бизнес- и торговые центры. И только совсем недавно в России стали появляться такие понятия как: архитектурная среда, визуальная составляющая городской среды, проектирование в исторической среде . Облик города теперь составляет не только застройка, но и парки, скверы, площади и др. И естественно, что для городов, стоящих на реке, особенно там, где развито судоходство, набережная тоже важный элемент. Она важна как для формирования архитектурного облика города, так и для проведения досуга жителей и гостей города.
Согласно СП «Набережные. Правила градостроительного проектирования» набережная — это линейный элемент планировочной структуры населенного пункта, располагаемый вдоль берега и предназначенный для движения и отдыха пешеходов или для движения пешеходов и транспорта, представляющий собой открытую благоустроенную территорию общего пользования на поверхности берегоукрепительного сооружения, непосредственно примыкающего к водному объекту или находящегося на удалении от береговой линии [2].
Если обратиться к ГОСТ «Гидротехника. Основные понятия», то набережная — это ограждающее или защитное сооружение вдоль береговой полосы [3].
Набережные мы можем наблюдать в городах, которые стоят на реке, и таких городов в России много. Один из таких — Пермь. И на его примере мы и рассмотрим алгоритм проектирования набережной как элемента комфортной городской среды .
К сожалению, как и во многих других городах России, в Перми чаще всего большее внимание администрации достается определенным районам или частям города. В центре населенного пункта происходит скопление функций познавательных, развлекательных, просветительских и т. д., а более отдаленным районам уделяется меньшее внимание и выделяется меньше финансовых средств для развития. Также особенно эта тенденция заметна, когда город разделен на несколько частей природным фактором (река, овраг и т. д.). Пермь также пример такого естественного разделения на две части рекой Кама.
Пермь — город в России в предгорье Урала. Основан в 1723 г. известным историком и географом В. Н. Татищевым. Пермь — промышленный город, но в то же время очень озелененный, также это одно из экономически и культурно значимых мест Урала.
В Перми есть общегородская набережная, расположенная в историческом центре города. Ее перестраивают, реставрируют и т. д. Но в то же время часть города, расположенная с противоположной стороны реки, не менее значима, хотя и состоит в большей степени из жилых районов и промышленной зоны. Также здесь расположен один из значимых культурно-досуговых объектов, Дворец Культуры имени С. М. Кирова, и родники, на которые приезжают люди со всего города.
Благоустроенная набережная с этой стороны реки практически отсутствует, пешеходные пути сложились естественным путем (рис. 1). При этом проведенный социальный опрос показал, что есть необходимость в создании полноценной набережной (рис. 2). Таким образом, эта территория требует благоустройства и создания архитектурно-дизайнерского проекта с целью формирования комфортной среды как на уровне города, так и района.
Рис. 1. Фотофиксация набережной
Рис. 2. Примеры вопросов из социального опроса
Перед началом проектирования был проведен анализ существующих реализованных проектов. Были исследованы такие объекты, как: Крымская набережная в Москве [4], набережная озера Кабан в Казани [5], набережная Цесаревича во Владивостоке [6], набережная Марина Бэй в Сингапуре [7], набережная Йокогамы в Японии [8], набережная реки Ханган в Сеуле [9].
В результате были сделаны следующие выводы:
— Основное понятие, которым оперируют создатели проектов — «пространство». Определение набережной подразумевает в большей степени открытую территорию, и одна из целей проектирования — создать среду с элементами благоустройства, не препятствующими движению посетителей.
— Набережная, как правило, это многофункциональный объект, в связи с чем необходимо зонирование территории для разделения потоков посетителей с разными потребностями.
— Как уже упоминалось ранее, набережная — протяженный и многофункциональный объект, и, несмотря на это, требующий архитектурного единства. Каждый проект разрабатывается на основе выбранной идеи, которая связывает воедино все элементы, расположенные на территории.
В ходе исследования был найден проект, созданный в Санкт-Петербурге, UpLandDevelopment [10], который исследует подходы к проектированию, способы и развитие прибрежных пространств. Основные тезисы исследований и проектов развития посвящены территориям Санкт-Петербурга, но также представлены примеры и анализы мировой практики ревитализации набережных.
В результате исследований и наблюдений участниками проекта было выделено 13 принципов создания общественных пространств на набережных. Наиболее важными, на мой взгляд, являются:
- Создание точек притяжения. Количество зависит от длины прибрежной территории (в среднем, 7–10 точек);
- Соединение точек притяжения парками и зелеными зонами. Движение между точками должно быть непрерывным и единым;
- Активная жизнь 24/7. Нужно учитывать, что это место, куда приходят в любое время дня и года.
Таким образом, набережная — это сложный многофункциональный объект, который требует комплексного подхода к проектированию. Для решения задачи, поставленной в начале проектирования набережной в г. Перми, необходимо использовать все выводы, сделанные во время теоретического исследования вопроса.
Так как исследование проводилось в рамках обучения на специальности Дизайн архитектурной среды, были применены следующие методы проектирования:
— интеграция объекта в существующую исторически сложившуюся архитектурную среду, для чего был проведен исторический анализ места проектирования;
— концептуальное проектирование с целью единства объектов по всей протяженной территории.
Территория проектирования представляет собой объект протяженностью 2 км, ширина от 10 до 15 м, в центре расположена лестница, ведущая к ДК им. С. М. Кирова, другие оформленные входы на набережную отсутствуют, к территории прилегает сквер, посвященный Великой Отечественной войне. На набережной находится функционирующие пристань «Закамск» и пляж. Также проанализирована инфраструктура района, в котором находится объект проектирования (рис. 3).
Рис. 3. Анализ инфраструктуры района (изображение из альбома преддипломного анализа)
В результате исторического исследования территории был сделан главный вывод: с одной стороны от территории находится пороховой завод с промышленной зоной вокруг, с другой — особо охраняемая природная территория «Сосновый бор». На основе этого вывода был применен метод концептуального проектирования и создана концепция «Путь туда и обратно».
Суть концепции : с ранних времен человек жил в гармонии с природой, со временем наука и промышленность развивались, и сейчас мы пришли к тому, что природа получает от человека больше вреда, чем пользы, гармония нарушена, но в XXI веке человечество все больше задумывается о сохранении природы для будущих поколений, с каждым днем появляется все больше разработок «дружелюбных» к природе разработок, что вновь наталкивает на мысль о цикличности нашей жизни, человек несколько тысячелетий проходил путь в одну сторону, теперь он совершает попытки вернуться обратно.
Рис. 4. Схема генплана набережной (изображение из альбома чертежей к проекту)
Для присвоения набережной дополнительной культурно-просветительской деятельности было решено создать выставочные павильоны: со стороны завода — промышленный, со стороны охранной территории — исторический (история Перми во времена язычества, когда природа была главнее человека). Также с целью улучшения обзора на противоположный берег для его созерцания был создан второй уровень набережной, представляющий собой ломаную линию в плане, как метафора трудного и долгого пути с трудностями, которые человечество преодолевает. При этом для тех, кому необходимо пройти это расстояние за более быстрый промежуток времени, предусмотрен прямой короткий путь на нижнем уровне.
Для применения принципов комфортной городской среды на проектируемой набережной было сделано следующее:
— возможностей попасть на территорию стало больше, как на нижний, так и на верхний уровень. Созданы дополнительные входы на набережную;
— набережная рассчитана на выполнение разных потребностей посетителей: от созерцания и променада до быстрого преодоления пути с целью как можно быстрее оказаться на противоположном конце территории;
— так как на набережной и прилегающей к ней территории расположены объекты разного назначения (ДК, дворец детского творчества, пристань, родники и др.) проект предусматривает выполнение набережной разных функций: ожидание, созерцание, культурно-просветительская функция, зоны детского отдыха, зоны тихого отдыха и т. д.
— в каждом павильоне (по бокам и в центре) предусмотрен лифт для перемещения между уровнями МГН.
— отдельным пунктом была поставлена задача оформления родников, находящихся на набережной, для обеспечения комфортного доступа к ним (рис. 5).
Рис. 5. Видовая точка на «станции» родников
Проведя теоретическое исследование и применив на практике полученные знания, был выполнен проект концепции средовой организации набережной в городе Пермь. Целью проекта было — создать пространство, максимально отвечающее требованиям комфортной городской среды .
Таким образом, проект выполняет такие потребности как: обеспечение доступа на территорию набережной в нескольких местах примерно через одинаковое расстояние; на набережной есть объекты, отвечающие за досуг и отдых населения любого возраста; пользоваться территорией могут разные группы населения, в том числе, МГН; посетителям обеспечен доступ к воде; в зависимости от желания посетителя на территории предусмотрены два пути — длинный, прогулочная зона, короткий, для быстрого преодоления расстояния; также набережной присвоена функция культурно-просветительская благодаря многофункциональным павильонам.
Проделав теоретическую и практическую части исследования, можно сделать вывод , что набережная как архитектурный объект исследована не до конца, четких правил и подходов к проектированию пока не сформулировано. Благоустройство пространства территории у воды имеет свои особенности, например, на сколько поднимается уровень воды в период паводка, какие материалы нужно использовать, чтобы конструкции служили дольше и т. д. Также для городов, где есть водное пространство, набережная является необходимым градостроительным объектом, который не только формирует архитектурно-планировочную среду города, но имеет визуальное воздействие на посетителей, в следствии чего, набережная определенно играет важную роль в формировании комфортной городской среды.
Литература:
- Боголюбов, В. С. Актуальные проблемы крупных городов [Текст] / В. С. Боголюбов. — Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия — СПб, 1997.
- Строительные правила: СП 398.1325800.2018 Набережные. Правила градостроительного проектирования [Текст]: нормативно-технический материал. — Москва: [б. и.], 2018.
- Межгосударственный стандарт: ГОСТ 19185–73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения [Текст] — Москва: [б. и.], 1973.
- Моспрогулка. Крымская набережная [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mosprogulka.ru/blog/krymskaja_naberezhnaja/2013–10–01–149, свободный (08.02.2021).
- Интернет-журнал «ИНДЕ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://inde.io/article/13454-novoe-mesto-gidrotehnicheskaya-detskaya-ploschadka-stsena-na-vode-i-interaktivnaya-kulturnaya-programma-na-naberezhnoy-nizhnego-kabana, свободный (02.08.2021).
- Livejournal. Набережная Цесаревича [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alexhitrov.livejournal.com/198354.html, свободный (08.02.2021).
- Семейные путеводители. Прогулка по Марина Бей в Сингапуре [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://altermama.ru/singapore/marina-bay-singapur-marshrut-dlya-progulki.html, свободный (02.08.2021).
- One Two Trip. Статья «12 самых живописных морских набережных мира» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.onetwotrip.com/ru/blog/journeys/12-the-most-beautiful-seafront-in-the-world/, свободный (08.02.2021).
- Livejournal. Статья «Сеул: набережная реки Ханган» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nicolay.livejournal.com/11995.html, свободный (08.02.2021).
- Официальный сайт проекта «Upland Development» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uplanddevelop.ru/citywaterfront, свободный (08.02.2021).
- Архитектурно-дизайнерское проектирование. Генерирование проектной идеи: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Дизайн архитектурной среды» и «Архитектура» В. Т. Шимко / Н. К. Кудряшов [и др.]; [под редакцией В. Т. Шимко]. — Москва: Архитектура-С, 2016.