Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Федорова, А. Ф. Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии / А. Ф. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86069/ (дата обращения: 24.01.2022).



Цель: заключается в применении инновационной квест-технологии для повышения мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста

Задачи работы:

  1. Разработать сценарии квест-игр в соответствии с изучаемым познавательным материалом по английскому языку;
  2. Апробировать составленный календарно-тематический план работы по изучению английского языка с включенными в него квест-играми;
  3. Познакомить родителей детей с квест-технологией, обучить их приемам квест-игр в процессе обучения учеников английскому языку;
  4. Преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы для реализации квест-технологии на занятиях английским языком.

Дети с большой радостью приходят на первые занятия по английскому языку. Им любопытно узнать новый язык, на изучение которого их нацеливают родители. Но постепенно дети начинают терять интерес к изучению языка. Причин достаточно много, и одна из них кроется в том, что только взрослый человек осознает важность и необходимость знания иностранного языка. Для ребенка же это не мотивация.

Дети младшего школьного возраста способны осуществлять проблемно-поисковую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

– стремление к исследованию, познанию на основе ощущений;

– стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых;

– интерес к той информации, которую можно применять практически;

– стремление к разнообразию видов деятельности.

На современном этапе дети лучше усваивают знания и представления в процессе самостоятельной деятельности, направленной на получение и систематизацию новой информации. Это от педагогов требует Федеральный государственный стандарт школьного образования, в частности в образовательной деятельности с детьми и их родителями использования новых форм, методов, и инновационных технологий, при которых ребенок может в дальнейшем проявить самостоятельность и инициативу.

Для поддержания интереса к изучаемому предмету педагог применила то, что наиболее востребовано в начальной школе — это игра. И это не просто игра, а целый комплекс игровых интеллектуальных заданий, головоломок, объединенных увлекательным сюжетом, в котором младшим школьникам предстоит помочь положительному сказочному герою победить злодея, отыскать клад, собрать их разрозненных частей целую карту и разгадать сложную загадку. Такие многоэтапные и многоплановые сюжетно-ролевые игры всегда увлекали учеников. Интегративный характер квест-игры позволяет наполнить игру множеством интересных и познавательных заданий, позволяющих участникам игры не только выполнять многоуровневые задания, но и укрепить командный дух в детском коллективе, создать ситуацию успеха, и сгладить соревновательные моменты между детьми.

Обучение младших школьников английскому языку ведется в соответствии с содержанием программы «Английский язык для малышей». Выдержаны предложенные лексические темы, объем познавательного материала. Для повышения мотивации младших школьников к изучению программного материала педагог обогатила существующие методы и приемы инновационной квест-игрой, которая введена в лексическую тему.

Любая квест-игра проводится по определенному алгоритму:

– в начале квест-игры всегда ставится определенная цель: найти клад, спасти героя, расшифровать карту и т. д. Это своего рода завязка сюжета;

– передвижение команды по этапам, каждый из которых является отдельной проблемной ситуацией, связанной с другим этапом общим сюжетом. Проблемная ситуация включала в себя выполнение 2–3 заданий;

– составление карты, схемы, плана из отдельных фрагментов, ведущих к развязке сюжета: нахождение клада, спасение положительного героя, получение ответа на загадку и другое.

При этом педагог выполнял роль помощника, консультанта, подсказывал детям в случае необходимости, направлял ребят по нужному маршруту. Часто в игру вводились игровые персонажи, в зависимости от тематики: Кикимора, Винни — Пух, пират и т. д. Герой мог быть также абстрактным (на экране письмо от героя, посылка) и т. д.

В зависимости от изучаемой лексической темы квест-игры проводились как часть занятия, как целое занятие или как развлечение. Как часть занятия квест-игра применялась при изучении нового материала. Например, при изучении темы «Времена года» дети нашли в группе закрытый на замок сундук, на котором лежало письмо. Ребята предположили для кого это письмо, кто его написал. Педагог прочитала письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы учите английский язык и радуюсь вашим успехам. Какие вы молодцы. Я приготовила вам подарок — вкусное угощение. Но для того, чтобы получить его, вы должны выполнить все мои задания. Если вы правильно выполните задания, то найдете ключ от сундука. Ваша Весна». На первом этапе педагог загадывает загадки-договорки со следующими отгадками: облако, солнце, весна, листья, радуга, цветок, снежинка. Дети называли отгадки по-английски и выбирали карточки с соответствующей картинкой. Педагог предупредил, что в наборе есть лишняя карточка. Дети назвали и показали ее (снежинка). Затем ребята обнаружили на стене заранее приклеенную снежинку, а под ней новое задание. Второй этап: детям предложили собрать картинки из пазлов: зонт, радуга, крыша, дом, трава. Где дальше искать задание? Дети догадались, что эти картинки относятся к песенке на английском языке. Дети спели эту песенку. По картинке радуга дошкольники нашли конверт с частями радуги. Третий этап: дети собрали радугу из предложенных разноцветных дуг, при этом пропевали песню на английском про радугу и вспоминали цвета по порядку. На заключительном этапе ученики на плакате соединяли времена года с их признаками и получили ключ от сундука, в котором нашли не только вкусное угощение, но детские книжечки на английском языке.

Как часть занятия были проведены в старшей группе квест-игры «Волшебный альбом» (тема «Моя семья», «Сбежавшие башмачки» (тема «Части тела».

При проведении квест-игры младшие школьники увлекаются сюжетом и с неохотой переключаются на дальнейшее проведение урока по английскому языку, поэтому чаще всего квест-игре посвящалось целой урок по изучению нового материала или закреплению пройденной темы, чтобы вовлечь в образовательный процесс малоактивных учеников, поупражнять в монологической и диалогической речи на английском языке.

Например, в квесте-игре «Мама для медвежонка» (тема «Домашние питомцы и дикие животные») педагог с детьми отправлялись на поиск мамы медвежонка. На первом этапе необходимо было успокоить плачущего детеныша. Дети предлагали разные варианты: угостить конфетой, подарить игрушку, спеть песенку на английском языке. Как же искать маму медвежонка? На втором этапе ученики по трем фотографиям животных догадались, что мама медвежонка находится в зоопарке. Переходя от этапа к этапу, ученики выполняли следующие задания: отгадывали загадки, называли отгадки по-английски и узнавали, чем можно покормить проголодавшегося медвежонка; отгадывали зашифрованное слово. А также шли по заколдованной дорожке, каждый след которой был окрашен определенным цветом. Прежде чем сделать шаг, ребенок должен был назвать его по-английски. Ученики помогли медвежонку спрятаться от дождика, поиграв в подвижную игру «Дождик, дождик уходи». После выполнения каждого задания, дети получали часть карты. В конце квест-игры из этих частей собрали карту, по которой определили нахождение зоопарка, в котором живет мама — медведица. Ученики в процессе игры вспомнили названия животных: cat, dog, cock, hen, sheep, cow, horse, mouse; познакомились с новыми словами elephant, monkey, tiger, lion; уточнили названия основных цветов ( red, blue, green, rose, pink, grey, white, dark, violet, yellow), закрепили употребление грамматических конструкций: Is this …? Yes, it is... No, it isn't...

Развлечения проводились совместно с учителем и носили интегративный характер, английский лексический материал входил как часть всего познавательно-игровых заданий. Во время проведения квест-игры «Семь чудес Белгородской области» один из этапов игры проводился на английском языке и был посвящен Белгородскому зоопарку, а точнее его обитателям, которых нужно было расселить по вольерам и накормить.

Прежде чем вводить квест-технологию в образовательный процесс педагог провела с родителями консультацию, в которой познакомила с задачами и методикой проведения квест-игры. Родители поддержали инициативу педагога и приняли активное участие в подготовке и проведении таких мероприятий. Мамы и папы не только помогали в изготовлении атрибутов и пособий к играм, но и выполняли роли пиратов, злодеев, волшебниц и волшебников. Участие родителей в квест-играх активизировало выполнение заданий, дополнительно мотивировало учеников на успех в освоении учебного материала. Совместные мероприятия способствовали налаживанию доверительных дружеских отношений между членами семьи и учителями школы. Погружаясь в методику составления квест-игр, родители предлагали свои варианты проблемных ситуаций. Например, в в 2м классе силами творческой группы родителей была составлена квест-игра «Остров сокровищ» по лексической теме «Еда» Роли доброго и злого пирата играли папы учеников. По карте с добрым пиратом ученики двигались от пункта к пукту, выполняли сложные логические и поисковые задания: загружали корабль необходимой полезной в плавании едой, взвешивали ее, чтобы не перегрузить корабль, отказывались от вкусных, но небезопасных для здоровье продуктах; спасали мешки с едой во время шторма. Успешность выполненного задания определялась правильно произносимыми английскими словами и выражениями: fruits, an apple, an orange, a banana, a pear, a lemon. Vegetables, a tomato, а carrot, а cabbage; i eat.

Чтобы задобрить злого пирата, ученики приготовили из предложенных продуктов салат и десерт; пытались определить по вкусу овощи и фрукты, которые назвать можно было только по-английски. В результате поисков клад был обнаружен и доставлен в группу, поджидавшим их мамам. Клад состоял из экзотических фруктов: манго, ананаса, кокоса.

Для проведения квест-игр была пополнена развивающая предметно-пространственная игра наборами картинок, таблиц, пособий, муляжей; сшиты и приобретены куклы и мягкие игрушки животных. Собраны коллекции диких и домашних животных. Составлены альбомы «Мой родной город», «Далекая Англия», «Моя семья», «Одежда», «Времена года» и другие.

Для проведения каждой квест-игры проводилась определенная подготовка, к которой привлекались не только родители, но и дети. Во время проведения игр педагог вводила дополнительные английские слова, не предусмотренные программой, поэтому педагог расширяла границы изучаемого материала по ходу игр и по желанию учеников.

Литература:

  1. Казанская, В. Г. Педагогическая психология: Учебное пособие/ В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2011.
  2. Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. / [Текст] Д. Б. Эльконин — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс].
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ребенок, задание, педагог, ученик, этап, вкусное угощение, злой пират, младший школьный возраст, образовательный процесс.


Задать вопрос