Методическая разработка урочного занятия на тему «Какие бывают финансовые риски» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Выходцева, Т. В. Методическая разработка урочного занятия на тему «Какие бывают финансовые риски» / Т. В. Выходцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86068/ (дата обращения: 22.01.2022).



Ключевые слова: риски, финансовая грамотность.

Общая характеристика занятия

Наименование: занятие по финансовой грамотности для учащихся 8–9 классов на тему: «Какие бывают финансовые риски».

Вид деятельности учащихся: урочное занятие.

Форма проведения занятия: урок-практикум с использованием игровых технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Место занятия в реализации курса: Тема 8. Финансовые риски Занятие 19. «Какие бывают финансовые риски» учебной программы «Финансовая грамотность».

Педагогическая характеристика занятия

Цель занятия — способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций:

1) анализировать и оценивать финансовые риски;

2) реально оценивать свои финансовые возможности.

Задачи занятия:

Образовательные:

сформировать знания по следующим вопросам:

– чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция;

– какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро;

– каковы негативные последствия экономических кризисов;

– как вести себя, когда настанет экономический кризис;

– каковы основные способы сокращения финансовых рисков.

Развивающие:

– навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

– ответственное отношение к своей семье на основе понимания наличия финансовых рисков в современной экономике.

Воспитательные:

– воспитывать разумное отношение к деньгам;

воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и их планирование [2].

Планируемые результаты обучения:

Базовые понятия и знания: финансовые риски, виды финансовых рисков, инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, финансовое мошенничество, представление о способах сокращения финансовых потерь.

Предметные:

– владение понятием «финансовые риски»;

– знание видов финансовых рисков;

– представление о способах сокращения финансовых рисков;

– осознание опасности участия в различных финансовых пирамидах;

– развитие критического отношения к рекламным сообщениям.

Личностные:

– формирование ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

– освоение социальных норм и правил поведения в финансовой сфере и формирование осознанного отношения при взаимодействии с финансовыми институтами;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

– умение анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

– умение самостоятельно определять и оценивать различные способы решения финансовых проблем;

– умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

– умение устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

– умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки [1].

Техническое, дидактическое, учебно-методическое обеспечение занятия:

– Компьютер, мультимедийная оборудование, раздаточный материал

Дидактические материалы

Видеоролик «Берегите свои данные от мошенников!»

https://www.youtube.com/watch?v=FR_NMu3wRfM

Видеоролик «Реклама со звездами не гарантирует доходность и безопасность инвестиций»

https://www.youtube.com/watch?v=Od6rUJYrjSk

Анимированная презентация «Финансовые риски в целом и как от них защититься (8–9 классы)»

https://www.youtube.com/watch?v=yHMnhnEYBlU

Игра «Риски и финансовая безопасность»

https://fingram.lenta.ru/match3/game.html

Кейс № 1

https://journal.tinkoff.ru/wiki/devaluation/

https://www.banki.ru/wikibank/devalvatsiya_valyutyi/

Кейс № 2

https://cbr.ru/dkp/about_inflation/

Кейс № 3

http://22.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/338177 https://fcbg.ru/zakon-ob-mfo

Кейс № 4

https://videouroki.net/video/12-upravlenie-riskami-po-depozitu.html

https://www.asv.org.ru

Тест «Финансовые риски»

https://forms.gle/9kzWGi59ui45ZSh4A

Методическая характеристика занятия

Используемые методические приёмы: работа с понятиями; проблемный вопрос, доказательство и аргументация точек зрения; анализ источников информации; работа с раздаточным материалом; решение практических задач, использование дидактического материала.

Урок выстроен на основе деятельностного подхода. Чередовались формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, интерактивная, групповая работа.

Методическая оценка педагогической эффективности занятия

Вопросы для педагогической рефлексии

– Усвоение обучающимися основных понятий урочного занятия.

– Степень взаимодействия учащихся в команде.

– Степень включенности в обсуждение.

Критерии оценки эффективности занятия

– Полный охват обучающихся в процессе обсуждения.

– Степень активности взаимодействия педагога и обучающихся.

Основные этапы задания представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы урока

Этап

Продолж-ть

Деятельность учителя

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

1. Мотивирование к деятельности.

Введение в ситуацию

3

Определение темы занятия через просмотр видеофрагментов, постановка учебных задач с помощью диалога

Просматривают видеофрагменты, участвуют в диалоге с учителем, определяют задачи

2. Освоение нового материала

7

Просмотр анимированной презентации «Финансовые риски в целом и как от них защититься». Работа со схемами.

Смотрят презентацию, обсуждают проблемные вопросы, заполняют схемы

3. Игровая часть занятия.

Решение практической задачи с использованием кейс-технологии

27

Организация игры «Риски и финансовая безопасность». Групповая работа по решению кейсов по разным видам финансовых рисков (с использованием цифровых образовательных ресурсов).

Освоение понятий в ходе игры. Поиск путей решения проблемных ситуаций, выполнение заданий.

Формулирование выводов.

4. Итог занятия

5

Решение теста онлайн в Google форме

Выполняют задание, формулируют выводы.

5. Рефлексия

2

Рефлексия «Система координат».

Производят самооценку

6.Домашнее задание

1

Домашнее задание с использованием электронных УМК

Выполняют задание,

используя электронные УМК

Литература:

  1. Финансовая грамотность; учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018.
  2. Липсиц И. В., Лавренова Е. Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018.
  3. Липсиц И. В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): риск, групповая работа, анимированная презентация, вид деятельности учащихся, выполнение заданий, раздаточный материал, способ сокращения, урочное занятие, финансовая безопасность, финансовая грамотность.


Задать вопрос