Общие подходы к определению победителя подрядных торгов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Синельникова, Ю. А. Общие подходы к определению победителя подрядных торгов в России / Ю. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86027/ (дата обращения: 27.01.2022).



Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа подходов и этапов процедуры определения победителей подрядных торгов в российской практике. Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные отношения, сформированные в рамках строительной отрасли национальной экономики Российской Федерации, предполагают проведение подрядных торгов для конкурсного отбора участников инвестиционной деятельности по строительству новых объектов жилой и коммерческой недвижимости. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «подрядные торги» и характеристика их применения в практике российской строительной отрасли. Выделены основные этапы проведения подрядных торгов в России. Перечислены подходы к определению первоначальной стоимости контакта при проведении подрядных торгов. Проанализированы основные критерии и показатели, используемые при определении победителей подрядных торгов в строительной сфере российской экономики.

Ключевые слова: подрядные торги, строительные работы, строительная продукция, строительная сфера, строительная отрасль, конкурсные торги, подрядчики, проведение подрядных торгов.

The scientific article is devoted to conducting a research analysis of the approaches and stages of the procedure for determining the winners of contract bidding in Russian practice. The relevance of the study is due to the fact that market relations formed within the construction industry of the national economy of the Russian Federation imply contract bidding for the competitive selection of participants in investment activities for the construction of new residential and commercial real estate. The article examines the theoretical aspects of the concept of «contract bidding» and the characteristics of their application in the practice of the Russian construction industry. The main stages of contract bidding in Russia are highlighted. Listed are the approaches to determining the initial cost of a contact when conducting contract auctions. The main criteria and indicators used in determining the winners of contract tenders in the construction sector of the Russian economy are analyzed.

Keywords: contract bidding, construction works, construction products, construction industry, building sector, competitive bidding, contractors, contract bidding.

Система торгов в строительной сфере представляет собой способ выбора на конкурсной основе исполнителей строительных работ, при котором заказчики путем одновременного привлечения многих претендентов, гарантирующих надлежащее исполнение своих обязательств, стремятся достичь оптимальной цены и других наилучших условий выполнения контракта, максимально удовлетворяющего их требованиям.

Актуальность научного исследования на тематику «общие подходы к определению победителя подрядных торгов в России» обусловлена тем, что рыночные отношения, сформированные в рамках строительной отрасли национальной экономики Российской Федерации, предполагают проведение подрядных торгов для конкурсного отбора участников инвестиционной деятельности по строительству новых объектов жилой и коммерческой недвижимости.

Соответственно, целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа подходов и этапов процедуры определения победителей подрядных торгов в российской практике

Для этого необходимо решение следующих задач:

– рассмотреть теоретические аспекты понятия «подрядные торги» и характеристику их применения в практике российской строительной отрасли;

– выделить основные этапы проведения подрядных торгов в России;

– перечислить подходы к определению первоначальной стоимости контакта при проведении подрядных торгов;

– проанализировать основные критерии и показатели, используемые при определении победителей подрядных торгов в строительной сфере российской экономики.

Первоначальным преимуществом проведения подрядных торгов в России для определения исполнителей строительных работ является то, что договорная цена на строительство, складывающаяся в результате состязательности подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков оборудования и конструкций, оказывается на 5–30 % ниже расчетной [6]. Принимаемые при этом организациями, выигравшими торги, обязательства по срокам исполнения работ являются дополнительной гарантией своевременного ввода объектов в эксплуатацию [8].

При организации и проведения торгов на рынке строительных работ и продукции, в первую очередь условия о цене, непосредственно оказывают влияние на цены последующих сделок, поскольку становятся известными остальным участникам ввиду открытости процедуры торгов [2].

Подрядные торги в строительной отрасли России могут проводиться при следующих случаях [3, 10]:

– при выборе поставщика материалов, оборудования, конструкций;

– при выполнении проектно-изыскательских, пусконаладочных, монтажных и иных работ;

– при строительстве зданий, сооружений, реализации комплекса мероприятий, связанных с инжинирингом;

– в других организационных и технических работах и услугах подрядным строительным фирмам.

Данная форма заключения контрактов в строительной сфере российской экономики является выигрышной как для заказчиков, получающих право выбирать себе подрядчика, более чем другие соответствующего их требованиям и собственным возможностям, так и для подрядчика, который благодаря этой форме контракта получает дополнительный стимул, позволяющий добиться повышения производительности труда в условиях конкурентной борьбы среди подрядчиков и роста качества производимой им строительной продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг [1, 9].

На рисунке 1 можно изобразить основные этапы проведения подрядных торгов в российской практике.

Основные этапы проведения подрядных торгов в России [составлено автором]

Рис. 1. Основные этапы проведения подрядных торгов в России [составлено автором]

Важнейшим этапом проведения подрядных торгов в России является определение первоначальной цены контракта, что возможно при помощи следующих методов [4]:

  1. Метод сопоставимых рыночных. Это один из наиболее приоритетных методов установления первоначальной стоимости контракта при проведении подрядных торгов. Его особенностью является анализ текущих цен на рынке на подобные строительные работы и продукцию, и исходя из этого формируется первоначальная стоимость контракта.
  2. Нормативный метод. Данный метод установления первоначальной стоимости контракта используется, когда при проведении подрядных торгов лишь один участник. В таком случае, используется единственная максимальная цена.
  3. Проектно-сметный метод. В основе данного способа установления первоначальной стоимости контракта при проведении подрядных торгов учитывается сметная документация и расчет стоимости всего строительного проекта.
  4. Тарифный метод. Данный подход к определению первоначальной стоимости контракта устанавливается в ситуациях, когда заказчиком выступает бюджетная организация или унитарное предприятие, а стоимость самих строительных работ или продукции формируется согласно тарифной политики регуляторов.
  5. Затратный метод. Данный метод определения первоначальной стоимости контракта учитывает все косвенные и прямые расходы на проведение строительных работ или производство строительной продукции.

Выбор победителя подрядных торгов в строительной сфере России определяется критериями, содержащимися в тендерной документации. Перечень показателей, их оценка, методический подход к оценке оферты в целом и выбору лучшего предложения разрабатываются тендерным комитетом и зависят от особенности объекта, специфики предмета торгов, задач, целей, поставленных заказчиком [5].

Во внимание также могут приниматься дополнительные технические, организационные и коммерческие предложения, представленные оферентами, а также их деловая репутация.

Важнейшими составляющими инструментами к определению победителей подрядных торгов в строительной сфере России является использование следующих показателей экономической эффективности контрактов:

1. Экономический эффект, обобщающий показатель, который рассчитывается при помощи следующей формулы:

Где Эпт — экономический эффект, обобщающий показатель,

Цср — средняя рыночная цена,

Цпт — цена продукта/работ, установленная участником подрядных торгов,

Зпн — величина некомпенсированных расходов заказчика при проведении подрядных торгов.

2. Экономическая эффективность конкурсных торгов, которая рассчитывается при помощи следующей формулы:

Где Эпк — экономическая эффективность подрядных торгов,

Эпт — экономический эффект проведения подрядных торгов,

Зпн — расходы при проведении подрядных торгов.

Таже важными критериями/показателями при выборе подрядчиков/победителей в рамках подрядных/конкурсных торгов в строительной сфере России являются [7]:

– опыт работы подрядчика на строительном рынке;

– финансовые показатели подрядчика;

– состав трудового коллектива подрядчика;

– наличие оборудования, строительной техники и других внеоборотных активов, пользующихся при строительных работах.

Таким образом, в заключении научной работы, можно подытожить следующее:

  1. Проведение подрядных торгов в России, как форма заключения контрактов в строительной сфере является выигрышной как для заказчиков, так и для подрядчиков, поскольку первые получают возможность оптимизировать свои финансовые расходы и получить лучший экономический эффект от реализации строительного проекта, а вторые получают новый способ привлечения клиентов и реализации своей продукции/услуг конечному потребителю.
  2. Проведение подрядных торгов состоит из пяти основных этапов, начинающих из проведения предподготовительных и подготовительных работ для проведения подрядных торгов, и заканчивая проведением мониторинга за эффективностью и качеством исполнения контракта подрядчиком. Однако ключевой стадией проведения подрядных торгов выступает определение победителя.
  3. Определение победителя подрядных торгов в России происходит благодаря соблюдению критериям, которые содержатся в тендерной документации. Наиболее важными экономическими показателями и индикаторами при оценке подрядчиков в рамках проведения подрядных торгов выступают экономический эффект, обобщающий показатель, а также экономическая эффективность конкурсных торгов.

Литература:

  1. Гаджикеримов З. М., Эсетова А. М. Особенности организации подрядных торгов в строительстве // РППЭ. 2019. № 5 (103).
  2. Молчанов А. В. О проблемах и значении правового определения признаков и классификации торгов // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2 (87).
  3. Веретенникова О. В., Аракельянц Н. В. Подрядные торги в строительстве: процедура организации и проведения // Сборник научных работ серии «государственное управление». 2019. № 14. С. 179–189.
  4. Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  5. Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов. Минстрой России. URL: http://aquagroup.ru/normdocs/13879 (дата обращения: 26.10.2021).
  6. Ленчук К. Н. Механизм проведения подрядных торгов в строительстве // Студенческий форум. 2021. № 16–1 (152). С. 82–85.
  7. Мисюкевич К. М., Удалова В. Ю. Факторы выбора подрядчика при проведении тендерных торгов // StudArctic Forum. 2017. Т. 2. № 6 (6). С. 80–83.
  8. Тихонова Е. А. Анализ проведения подрядных торгов (конкурсов) в сфере строительства: особенности организации в регионах // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 265–267.
  9. Грабовый К. П., Мищенко В. Я. Контрактные отношения в строительстве: зарубежный и отечественный опыт // Научный журнал строительства и архитектуры. 2017. № 2 (46). С. 75–86.
  10. Пантелеева М. С., Булина А. Р., Якубович А. М. Конкуренция в сфере крупных строительных лотов при проведении подрядных торгов // Московский экономический журнал. 2021. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): торг, Россия, первоначальная стоимость контракта, проведение, строительная сфера, основной этап проведения, работа, российская практика, российская экономика, строительная отрасль.


Задать вопрос