Административно-правовой статус государственных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Лепахина, И. С. Административно-правовой статус государственных служащих / И. С. Лепахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86006/ (дата обращения: 22.01.2022).



Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием и установлением правового положения (статуса) государственных служащих. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Ключевые слова: государство, государственный гражданский служащий, власть, закон, ответственность, право, обязанности, коррупция.

The article is devoted to the consideration of issues related to the formation and establishment of the legal status (status) of civil servants. The author analyzes the current problems in this area.

Keywords: state, state civil servant, power, law, responsibility, law, duties, corruption.

...Государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них он остается общей схемой и мертвой конструкцией [1].

Граждане России имеют право на равный доступ к государственной службе. Это является конституционным правом, которое может быть реализовано ими при поступлении на государственную службу и ее прохождении в соответствии с действующим законодательством [5].

Базовым документом, устанавливающим общие (единые) правовые и организационные основы для всех видов государственной службы, является Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Совокупность прав, обязанностей, ограничений и запретов в процессе несения государственными служащими государственной службы — составляющие административно-правового статуса государственных служащих.

С. И. Ожегов определяет службу как работу, занятия служащего, а также место его работы. Соответственно, служащий — «это лицо, работающее по найму в различных областях умственного труда, а служить — значит нести, исполнять службу; делать что-нибудь для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на чью-либо пользу» [6].

Процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает [5].

Государственная служба потому является государственной, что это не только административно-бюрократический элемент государственного аппарата, а прежде всего социальный институт публично-правового регулирования. При такой модели для госслужащего главным является добросовестное и самоотверженное служение людям, качественное «осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и правомочий в государственном аппарате» [7].

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет государственную гражданскую службу Российской Федерации как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономической, социально-культурной и административно -политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права. Происходящие в стране преобразования во всех сферах жизни общества и государства породили новые требования, предъявляемые к государственным служащим [8].

По сути, государственный служащий — личность публичная, его деятельность носит общественно значимый характер.

Законодательством Российской Федерации определен ряд принципиальных условий — запретов и ограничений, которые необходимо будет соблюдать, став государственным гражданским служащим. Требования в этом плане у государства многочисленные, причем вне зависимости от занимаемой должности.

На современном этапе все больше и больше можно услышать о проявлении коррупционных проявлениях со стороны государственной власти несмотря на проводимую работу государственных органов, направленную на противодействие коррупции. Причем проблема коррупции и противодействия ей в последнее время актуализировалась как в мире, так и в России.

Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами [9].

Совершение действий коррупционной направленности отдельными государственными служащими — проявление отсутствия чувства ответственности за несение государственной гражданской службы, отсутствия понимания ее особенностей, важности и меры вины за несоблюдение требований и ограничений, установленных государством.

Власть была, есть и будет неугодна для народа, как бы ни старался обычный, рядовой государственный служащий, который во благо народа предпринимает все зависящие от него меры.

Однако, тот же народ, судя по поступкам отдельных личностей, несущих государственную гражданскую службу, делает вывод о недобросовестности всей государственной власти.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  4. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
  5. Конин Н. М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. М.: Юристъ, 2004.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997.
  7. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2002.
  8. Административное право (Овсянко Д. М., 2005)
  9. Просандеева Н. В. Противодействие коррупции: социально-философский аспект // Российская юстиция, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, государственная гражданская служба, служащий, государственный аппарат, государственная власть.


Задать вопрос