Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Ханина, В. Р. Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации / В. Р. Ханина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 368-371. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85991/ (дата обращения: 22.01.2022).



Актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является регулирование процесса прибытия иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Также по сей день одним из важнейших и менее исследованных направлений защиты прав человека, являются вопросы обеспечения прав иностранных граждан, лиц, которые, пребывая на территорию иностранного государства, имеют определенные ограничения в своей правосубъектности, а, следовательно, потенциально подвергаются большей опасности быть ущемленными в своих субъективных правах. Исследование позволило выявить действующие изменения миграционного законодательства, касающихся правовых режимов и сроков пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранный гражданин, правовой режим, временное пребывания, разрешение на временное проживание, вид на жительство, визовый режим, безвизовый режим.

В современных условиях социально-экономических преобразований происходит увеличение численности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В связи с этим общество столкнулось с неконтролируемым потоком незаконной миграции, что последовало увеличению угрозы транснациональной преступности [7, с. 106].

Миграционные процессы в Российской Федерации являются достаточно сложным явлением, требующим постоянного контроля и совершенствования российского миграционного законодательства. Однако, несмотря на все предпринятые меры со стороны органов государственной власти, за 2019 год МВД Российской Федерации было выявлено около 800.000 тыс. нарушений миграционного законодательства. В ходе проведенных проверок выявлено и привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере миграции 1664 лица, из них 560 иностранных граждан и лиц без гражданства привлечено по ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации [6].

В целях противодействия незаконной миграции, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) было установлено три вида правовых режима для данной категории лиц: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие иностранные граждане. Также научное сообщество выделило четвертый вид правового режима: незаконно проживающие иностранные граждане, что в действующих реалиях является актуальной проблемой мирового сообщества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, имеющие разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации [1].

Разрешение на временное проживание — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина и лица без гражданства временно проживать и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, действующий три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Данное разрешение оформляется до получения вида на жительства и может быть оформлено как в документе удостоверяющим личность иностранного гражданина, так и в форме электронного документа.

В Федеральный закон № 115-ФЗ были внесены некоторые изменения, например, теперь предусмотрена упрощенная процедура получения разрешения на временное проживание без учета квоты, а также в порядке, не требующем получения визы. Данная процедура действует в отношении ограниченного перечня иностранных граждан и лиц без гражданства, например воспользоваться процедурой получения разрешения на временное проживание в упрощенном порядке могут иностранные граждане, заключившие брак с гражданином Российской Федерации, иностранные граждане, поступившие в Российской Федерации на военную службу, участники государственной программы переселения и т. д.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, имеющие право находится на территории страны на основании получения визы. В случае безвизового порядка въезда на территорию страны, иностранные граждане могут законно находится не более 90 дней в год со дня въезда в Российскую Федерацию. После истечения данного срока иностранный гражданин или лицо без гражданства должны покинуть пределы территории Российской Федерации.

Что касается продления сроков временного пребывания и временного проживания, то, в судебной практике есть случаи продления указанных пропущенных сроков. Например, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Чонг Хая» обжаловалось нарушение конституционных прав заявителя п. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ.

Гражданин Республики Вьетнам Нгуен Чонг Хай, приехавший в СССР 1987 г., в настоящее время проживает на территории Российской Федерации. В 1999 г. у него родилась дочь, а в 2000 г. он зарегистрировал брак с гражданкой Российской Федерации, матерью их совместного ребенка.

С заявлением о продлении срока действия вида на жительство, Нгуен Чонг Хай своевременно не обратился и по истечении этого срока территорию Российской Федерации не покинул.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил восстановить пропущенный срок в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что между Российской Федерацией и данным иностранным гражданином сложилась устойчивая связь, обусловленная его длительным проживанием в Российской Федерации на законных основаниях [5].

Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны при въезде на территорию Российской Федерации и выезде из Российской Федерации предъявить документ, удостоверяющий личность, в том числе и визу кроме случаев, предусмотренных данным Федеральным законом [2].

Российская виза — это машиночитаемая наклейка, которая вклеивается в документ, удостоверяющий личность (паспорт иностранного гражданина). Российские визы классифицируются в зависимости от основания (цели) въезда и пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации. Например, различают дипломатическую, служебную, транзитную визы. Также в зависимости от срока действия визы различают однократную, двукратную и многократную визы. Содержание правил получения иностранным гражданином визы позволяет выделить следующие виды визового режима: дипломатический, общий и частный визовый режим [8, с. 71].

Безвизовый режим представляет собой установленные законодательством Российской Федерации правила пересечения государственной границы иностранным гражданином, при которых последнему при въезде на территорию Российской Федерации получение визы не требуется [9, с. 114].

Из-за безвизового режима количество мигрантов ежегодно увеличивается, что порождает бесконтрольное развитие «теневого» сектора экономики.

Отсюда следует, что целесообразно было бы ввести общий визовый режим, совместно с которым въезд на территорию Российской Федерации осуществлялся бы только по заграничным паспортам, что позволило бы снизить количество беспрепятственного «внедрения» иностранных граждан имеющих судимость, а также имеющих намерение совершить преступление на территории Российской Федерации.

Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривает, что по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства, в течение срока действия разрешения на временное проживание данным лицам может быть выдан вид на жительство, подтверждающий право на постоянное проживание на территории страны, а также право на свободный въезд и выезд за пределы территории Российской Федерации. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. По общим правилам, вид на жительство выдается без ограничения срока действия данного документа, кроме случаев, предусмотренных в законе. Заявление о выдаче вида на жительство подается в территориальный орган Министерства Внутренних Дел Российской Федерации не ранее, чем за 8 с момента первого года проживания на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» установлено, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением выдачи вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи [3].

Чтобы высококвалифицированный специалист смог осуществлять трудовую деятельность необходимо оформить соответствующее разрешение сроком на три года, по истечении данного срока разрешение подлежит продлению неограниченное количество раз. После прекращения трудовых отношений, высококвалифицированному специалисту дается 30 дней для поиска новой работы и получения нового разрешения либо для выезда с территории Российской Федерации.

Также ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена категория иностранных граждан имеющих право получения вида на жительство без получения разрешения на временное проживание.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 635 от 16 марта 2020 г. № 635-р «О временном ограничении въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Беларусь, а также граждан Республики Беларусь», с 18 марта 2020 г. иностранным гражданам и лицам без гражданства был запрещен въезд на территорию Российской Федерации, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Также, согласно данному распоряжению полное закрытие границ не позволило иностранным гражданам покинуть территорию Российской Федерации. Можно отметить то, что ограничение въезда на территорию Российской Федерации не применяется в отношении иностранных граждан, въезжающих на территорию страны для осуществления трудовой деятельности. В данном случае на работодателях лежит ответственность о проверке обследования иностранных граждан и лиц без гражданства на COVID-19, медицинских документов и осуществление карантинных мероприятий в отношении данной категории лиц.

Также был издан Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно которому на срок до 15 июня 2021 г. будет приостановлено течение сроков пребывания, временного и постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Другими словами, если срок действия документов, подтверждающих право последних законно находиться на территории Российской Федерации истекает в период до 15 июня 2020 г., то данные документы автоматически будут продлены на срок до 15 июня 2021 г.

Важно отметить, что до 15 июня 2021 г. иностранные граждане, которые прибыли на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке, могут обращаться с заявлением о выдаче или продлении трудового патента без учета требований к сроку подачи таких документов [4].

В сложившейся ситуации, в целом, все операции по получению, продлению или возобновлению документов производятся в дистанционном формате. Этот формат для продления миграционных документов чрезвычайно удобен и также способствует росту легализации мигрантов на рынке труда.

Таким образом, все нововведения, произошедшие в миграционном законодательстве Российской Федерации, в том числе и из-за сложившейся ситуации с распространением коронавирусной инфекции, направлены на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, увеличение численности постоянного населения Российской Федерации, стабилизацию неконтролируемых миграционных процессов и контроль за ними.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 27.12.2019 г. № 503-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 03.04.2021).
  2. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.04.2021).
  3. Федеральным законом от 02.08.2019 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.04.2021).
  4. Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 07.05.2021).
  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 21-П по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Чонг Хая// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.04.2021).
  6. Сводные статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-март 2019 // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/23955653/ (дата обращения 03.04.2021).
  7. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: «НОРМА», 2018. 210 с.
  8. Прудникова, Т. А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018. 152 c.
  9. Капицын В. М., Барциц И. Н., Ромодановский К. О. и др. Основы миграционной политики: учебник/ под ред. института научных исследований и информации Москвы. М.: 2010. 478 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, иностранный гражданин, временное проживание, гражданин, территория, лицо, гражданство, жительство, территория страны, безвизовый режим.


Ключевые слова

правовой режим, разрешение на временное проживание, вид на жительство, иностранный гражданин, временное пребывания, визовый режим, безвизовый режим
Задать вопрос